Россия / Точка зрения 17 мая 2011 г. 15:57

Ё-ажиотаж

Interfax-Russia.ru – Производители "Ё-мобиля" начали прием заказов на машины. Менее чем за сутки автомобиль с заявленной стоимостью от 360 до 490 тыс. рублей пожелали купить более 50 тыс. человек.

16 мая компания "Ё-Авто" - совместное предприятие "Яровит моторс" и группы "Онэксим" Михаила Прохорова – официально начала прием заявок на "Ё-мобили".На официальном сайте любой желающий, не выходя из своего дома или офиса, может оформить предзаказ на приобретение автомобиля.

Для оформления предзаказа необходимо указать лишь имя и фамилию, город проживания и адрес электронной почты. Система бронирования не предусматривает никакой предоплаты, а позволяет лишь получить номер в общей очереди. Предложения заключить договор купли-продажи потенциальные покупатели получат непосредственно перед запуском завода.

Опция играет, скорее, маркетинговую роль для компании, определяющей текущую потребность в модификациях автомобилей, пояснил генеральный директор ООО "Ё-Авто" Андрей Бирюков. По его словам, с ее помощью компания получит возможность "скорректировать планы выпуска в сторону увеличения", в том числе, чтобы ликвидировать очереди уже на этапе запуска производства.

На сайте доступна опция выбора конфигурации машин. На данный момент доступны автомобили с кузовами "фургон", "пятидверный хэтчбек" и "кроссовер".

Самый доступный ё-мобиль - с передним приводом, бензиновым двигателем и без возможности подзарядки аккумулятора от внешней сети будет стоить 360 тыс. рублей. Вместе с тем даже самая дешевая версия машины будет оснащена климат-контролем, навигационной системой ГЛОНАСС/GPS, системой дистанционного запуска и остановки двигателя, светодиодными фарами, мультимедийной системой с 3G-интернетом.

В максимальной комплектации стоимость автомобилей составит 490 тыс. рублей, вместо заявленных ранее 450 тыс. Покупателям будет предложен выбор опций полного привода, двутопливного двигателя с возможностью работы на газовом топливе, а также "розетка" для подключения к сети - портативная электростанция мощностью 20 киловатт и выходом 220 вольт.

Старт предварительного заказа на новый гибридный автомобиль вызвал бурю эмоций у автолюбителей. У ё-мобиля уже появились свои поклонники, с энтузиазмом бросившиеся оформлять заявки на приобретение авто. Вместе с тем скептиков, сомневающихся в конкурентоспособности новинки, также не мало.

"Я как бы сам рад тоже приобрести ё-мобиль, но удерживает меня только одно, это то, что в автомобиле аккумуляторы. Каков срок службы и стоимость их обслуживания?" - задается вопросом блоггер под ником erbulat.

Вопрос о тактико-технических характеристиках будущего автомобиля волнует и других автолюбителей. "Где подробные ТТХ машины, которую уже через год собираются ставить в серию? Где размеры, хотя бы? Тип подвески, тип полного привода, объем двигателя и т.п. (…) Кто и как будет эти машины обслуживать? На каких сервисных центрах? Их нет, и как они смогут быстро появиться, если нет даже ТТХ машины? (…) Как будет решен вопрос с зимней эксплуатацией гибридов?", – вот лишь несколько вопросов озвученных другим блоггером.

А, по мнению "Пивоварыча", народным ё-мобиль при такой стоимости стать не сможет. "По сравнению с той же классикой "Жигулей" (новая "пятерка" стоит около 200 т. р.) цена явно завышена. То есть "бить ценой" не получится (хотя изначально проект позиционировался именно как дешевый вариант для массового и небогатого пользователя). Что же до качества, то оно пока неизвестно, и даже если с этим показателем все в порядке, на то, что бы это оценили покупатели, нужно время. Так что старт продаж по такой цене лично мне видится неоправданным", - пишет еще один скептик.

Весьма далекие от оптимистичных прогнозы по поводу будущего ё-мобиля в своем блоге дает и директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков. "Электромобили для России – сейчас и в ближайшем обозримом будущем – это экзотика. Но штучно продавать можно, поскольку любители экзотики в стране тоже встречаются", - пишет он.

По его мнению, развитию этого направления мешает бедность населения и огромные размеры страны, а соответственно и расстояния, которые необходимо преодолевать от точки А до точки Б. "Электромобили – пока удел компактных территорий, типа Израиля. Мы еще не прошли путь нормального насышения обычными приличными автомобилями с ДВС. И экология для нас – не самое главное в вопросе автомобилизации населения", - уверен Целиков.

Вместе с тем, считает эксперт, исключением могут стать бюджетные ниши под определенные проекты – типа Олимпиады в Сочи, саммиты разные и т.д.: "Там можно продавать и десятками и даже сотнями".

Как бы там ни было, но менее чем за час после старта предзаказа число пожелавших приобрести новый российский гибридный автомобиль перевалило за тысячу, а к исходу суток с момента начала приема заказов – за 50 тыс. Таким образом, количество заявок уже превысило планируемый годовой объем будущего производства ё-мобилей в рамках первой очереди.

Кстати, закладка камня будущего завода пройдет только 8 июня в Санкт-Петербурге. В середине апреля власти северной столицы подписали соглашение с ООО "Ё-Авто", СП группы "Онэксим" Михаила Прохорова и ЗАО "Яровит моторс" о строительстве завода по производству ё-мобилей. Предприятие будет построено в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга в индустриальном парке "Марьино".

Завод будут строить в две очереди. Запуск первой планируется не позднее 1 сентября 2012 года. Общий бюджет производства составляет 165 млн евро.

Как рассказал генеральный директор ООО "Ё-Авто" Андрей Бирюков, первоначально предприятие будет выпускать 45 тыс. машинокомплектов, из которых 25 тыс. будут превращаться в транспортные средства непосредственно на заводе, а 20 тыс. - уходить на сборочные площадки.

Уже к осени компания намерена определиться с размещением второй и третьей сборочных площадок, на которые будут поступать автомобильные компоненты с основного предприятия в Санкт-Петербурге.

При этом "Ё-Авто" допускает запуск сборки своих автомобилей за рубежом, в том числе в Европе и странах СНГ. "У нас на сегодняшний день более 15 предложений от различных регионов, в том числе и европейских стран - из Болгарии, из Чехии, из Дании", - сообщил Бирюков.

В частности, интерес таких стран, как Болгария, обусловлен тем, что у них уже развернута сеть метановых заправок. "Будь у нас продукт сейчас готовым, мы бы сейчас отгружали его в огромных количествах", - добавил в этой связи заместитель генерального директора по стратегическому маркетингу компании Дмитрий Ярота.

Кроме того, по словам Бирюкова, у "Ё-авто" есть заявки на сборку своих автомобилей от Казахстана, Украины и Белоруссии. При этом, говоря о возможных производственных мощностях, он отметил, что компания надеется на их "достаточность для успешного развития проекта" и выход на выпуск сотен тысяч автомобилей в год.

Гендиректор компании также сообщил, что "Ё-Авто" обсуждает возможность комплектации автомобилей двигателями внутреннего сгорания компаний Weber (объемом 0,85 литра), Opel (0,99 литра) и Toyota (также менее 1 литра). Все предложения - стоимостью до $1 тыс. C канадской Magna обсуждаются возможность комплектации подвески. Кроме того, Бирюков отметил, что "Ё-Авто" ведет переговоры о поставках гибридных двигателей на ОАО "АвтоВАЗ".

Ранее глава группы "Онэксим" Михаил Прохоров пообещал, что краш-тесты ё-мобиля начнутся уже осенью. "К осени мы должны сделать 40 машин, чтобы уже начинать проходить вживую краш-тесты. По технологии, которая существует во всем мире, мы должны 40 автомобилей представить для дальнейшей сертификации", - пояснял Прохоров.

Пока же на суд зрителей было представлено лишь три автомобиля, один из которых – кросс-купе - 1 апреля уже опробовал премьер-министр РФ Владимир Путин, успешно добравшись на ё-мобиле в составе кортежа из Ново-Огарево после заседания правительственной комиссии и высоким технологиям и инновациям в Горки.

Обозреватель Анастасия Николаева