Interfax-Russia.ru – Огонь на теплоходе "Сергей Абрамов" потушили за 13 часов. Пропавшего во время пожара моториста корабля ищут вторые сутки.
Возгорание на теплоходе "Сергей Абрамов", который стоял на приколе у Северного речного вокзала Москвы, в течение 13 часов тушили 32 пожарных расчета. Спасти судно так и не удалось – за время тушения корабль выгорел полностью, корма ушла под воду до третьей палубы, а на плаву теплоход остается только благодаря небольшой глубине реки у берега.
Многие знают теплоход "Сергей Абрамов" благодаря комедии "День выборов" режиссера Олега Фомина. Но если не брать в расчет его короткого кинопрошлого, то стоит вспомнить, что в сезон теплоход, модернизированный в 2003 году, активно использовали для туристических поездок в Самару, Волгоград, Казань, Нижний Новгород, Елабугу и Ярославль. Как рассказал журналистам генеральный директор ФГУП "Канал имени Москвы" Анатолий Сокуренко, с документацией и техническим состоянием у судна все было в порядке.
"Недавно его техническое состояние было проверено, претензий со стороны эксплуатирующей организации службы причалов к теплоходу не было", - подчеркнул генеральный директор ФГУП "Канал имени Москвы".
После завершения навигации корабль не простаивал в доке до следующей весны, а временно становился рестораном – у судоходной компании "Цезарь Трэвел" был договор, разрешающий подобную деятельность.
В ночь на 14 ноября "Сергей Абрамов" причалил к берегу. Теплоход не был подключен к системам жизнеобеспечения – на нем не было стационарного электричества и воды, а ток вырабатывали два дизельных генератора. Ближе к 4 часам утра стало известно о пожаре на судне. Как выяснили сотрудники МЧС, возгорание началось на кубрике в одной из кают, предназначенных для экипажа. Огонь быстро охватил три палубы корабля, поэтому людям пришлось спешно эвакуироваться.
По словам начальника пресс-службы ГУ МЧС России по Москве Евгения Бобылева, пожару присвоили третий уровень сложности из пяти, а его площадь составила 1,5 тыс. квадратных метров. Ситуацию ухудшил едкий дым, который валил из дверных проемов и треснувших от высокой температуры иллюминаторов.
"Очень большое количество горючих материалов, помещения на теплоходе отделаны горючим пластиком, везде были разложены ковры и паласы", – сообщил журналистам заместитель начальника ГУ МЧС России по Москве Игорь Куряков. Он отметил, что на судне сохраняется высокая температура – трюм, согласно данным тепловизора, нагрелся до 600 градусов Цельсия.
Пожарные тушили огонь с вышек, однако достаточно долго справиться с пламенем не удавалось. Работа продолжалась до полудня, когда журналистам сообщили о прекращении возгорания и скором начале демонтажа корпуса корабля. Впрочем, вскоре огонь вновь охватил теплоход, и пожарные снова принялись заливать водой палубы.
"Принято решение не заливать судно дальше, чтобы не увеличивать его крен. Тушение будет продолжаться пенными огнетушителями. Всего из судна было откачано около 20 тонн воды, его крен составлял 10%, что абсолютно безопасно и не угрожает устойчивости теплохода", – сообщил "Интерфаксу" генеральный директор ФГУП "Канал им. Москвы" Анатолий Сокуренко.
Потушить огонь удалось ближе к 15:00, тогда пожарные смогли приступить к проливке и разбору корпуса корабля. Во время тушения судно накренилось на 40 градусов, и его кормовая часть ушла под воду. Как позже рассказала журналистам заместитель начальника ГУ МЧС РФ по Москве Игорь Куряков, сотрудники МЧС планируют установить на корпусе судна метки, чтобы понять, продолжает ли оно уходить под воду. После этого продолжат его разбор и откачку топлива из баков.
"Сейчас баки с топливом находятся уже под водой, однако угрозы его разлива нет", – заявил замначальника ГУ МЧС. По его словам, в один из баков залито 6,5 тонн, в другой – 500 литров топлива, поэтому судно предусмотрительно оградили боновыми заграждениями.
Окончательно ликвидировать возгорание удалось лишь к 17:20 мск. По данным пресс-службы ГУ МЧС России по Москве, на момент возгорания на корабле находилось 16 членов экипажа и около 15 посетителей. Пятерых людей эвакуировали спасатели, остальные выбрались с корабля самостоятельно. Позже стало известно, что из четверых пострадавших трое обратились в больницу.
"Среди госпитализированных два члена обслуживающего персонала. Состояние 64-летнего мужчины, госпитализированного в 14-ю городскую больницу, оценивается как средней тяжести", - рассказал "Интерфаксу" представитель пресс-службы. Между тем, по данным ФГУП "Канал имени Москвы", на борту "Сергея Абрамова" находилось 19 человек.
"По нашим данным, на теплоходе по состоянию на вечер находилось 16 человек экипажа и три гостя", - заявил журналистам генеральный директор компании Анатолий Сокуренко. Он отметил, что все покинули теплоход, как только началось возгорание.
Между тем, неизвестной остается судьба механика-моториста – в тот день он был на борту корабля в пятой каюте, но на берегу его так и не нашли. По словам спасателей, во время эвакуации открыть пятую каюту было невозможно. Спустя сутки водолазы отправились на обследование судна и дна, на котором лежит частично затонувший теплоход.
"Водолазы обследовали дно в месте затопления судна. Никаких тел погибших там не обнаружено", – сообщил "Интерфаксу" источник в органах управления речным движением на Москве реке. Собеседник агентства пояснил, что в ближайшее время спасатели начнут обследовать внутреннюю часть сгоревшего корабля.
Сейчас следствие рассматривает две основные причины пожара: к возгоранию могло привести как неосторожное обращение с огнем, так и неисправность в электропроводке. Источник в правоохранительных органах сообщил "Интерфаксу", что пока приоритетной считают версию о коротком замыкании.
Пожар на теплоходе "Сергей Абрамов" привел к массовой проверке плавучих гостиниц и ресторанов.
"В настоящее время Московской межрегиональной транспортной прокуратурой организована проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности на плавсредствах, используемых в качестве гостиниц и ресторанов на поднадзорной акватории", – говорится в сообщении, опубликованном на сайте ведомства. Проверка поручена московскому прокурору по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте, тверскому межрайонному, брянскому, белгородскому, воронежскому, калужскому, курскому, липецкому, смоленскому и тульскому транспортным прокурорам.
15 ноября стало известно, что сгоревший теплоход после восстановления его плавучести вывезут из акватории Северного речного порта. Утром водолазы обследовали затонувшую часть корабля и выяснили, что его корма лежит на грунте, а один из трех двигателей полностью ушел в ил.
"В настоящее время разрабатываются мероприятия по спрямлению судна, откачке воды из его помещений и выводу из акватории Северного речного вокзала. Мероприятия будут осуществляться силами подведомственных организаций Федерального агентства морского и речного транспорта РФ", – сообщает сайт ведомства.
Случившееся еще раз подтверждает, что ошибки нас, увы, всегда не учат. Иначе, как еще объяснить, что даже пожар в пермском клубе "Хромая лошадь", где погибло более 120 человек, не отбил у бизнесменов тягу к "прекрасному", и в развлекательных заведениях до сих пор лежат ковры, а стены обивают пластиковыми панелями.
Обозреватель Татьяна Кочеткова