Россия / Точка зрения 13 апреля 2016 г. 17:35

Долететь до Луны

Interfax-Russia.ru – Проект по созданию ракеты-носителя "Ангара А5В" для лунной программы будет представлен в ближайшее время для утверждения президенту России.

Долететь до Луны
© РИА Новости. Владимир Астапкович

Об освоении Луны Роскосмос вновь заговорил в 2010 году, а спустя два года после провала миссии аппарата "Фобос-Грунт" было принято решение переориентировать научные миссии космических аппаратов с Марса на Луну. В связи с чем встал вопрос о доставке транспортных и пилотируемых кораблей в окололунное пространство и на поверхность Луны.

Для этих целей требовалось создание сверхтяжелой ракеты-носителя, однако из финансовых соображений в марте прошлого года научно-технический совет (НТС) Роскосмоса высказался за разработку проекта ракеты-носителя "Ангара-А5В".

Глава научно-технического совета (НТС) Роскосмоса Юрий Коптев тогда пояснил, что ракета-носитель "Ангара-А5В", которая может выводить на орбиту до 35 тонн полезной нагрузки - это развитие существующего семейства российских ракет-носителей универсального, модульного типа "Ангара". "Разработка ракеты-носителя "Ангара-А5В" создает условия сохранения и развития российского присутствия на мировом рынке космических запусков", - отметил Коптев.

Позднее он оценил стоимость разработки такой ракеты в 37 млрд рублей с учетом того, что предстоит решить ряд сложных технических проблем, а также создать инфраструктуру на космодромах для работ с кислородно-водородным разгонным блоком. Такая ракета, считает он, может быть создана к 2022 году.

Впрочем, у подобного решения нашлись и противники. Как заявлял агентству "Интерфакс-АВН" высокопоставленный источник в российской ракетно-космической отрасли, рекомендованный научно-техническим советом Роскосмоса вариант развития средств выведения на основе разработки тяжелой ракеты-носителя "Ангара-А5В" грузоподъемностью 35 тонн не отвечает текущим и перспективным потребностям России.

"Для решения перспективных задач нам нужны носители, способные выводить на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку массой 16-18 тонн (включая перспективный пилотируемый корабль) и 75 тонн, 35-тонный носитель не способен решить этих задач", - обосновал свою точку зрения собеседник агентства.

Он напомнил, что альтернативный вариант предлагала "Энергия". "И он был признан лучшим, но на НТС начали говорить, что он слишком дорогой, хотя оценка этого проекта до сих пор не проведена", - отметил собеседник агентства.

По его словам, "альтернативный вариант "Энергии" предусматривал создание линейки носителей от среднего до сверхтяжелого класса на базе конкурентоспособных 800-тонных двигателей РД-170/171, причем эта линейка закрывала бы все возможные нагрузки". "Этот вариант позволяет решать задачи выведения до 75 тонн без водорода, на 4-метровых по диаметру модулях, и это выгодно отличает его от предложения центра имени Хруничева", - добавил он.

Собеседник агентства уверен, что при желании реализовать этот вариант можно достаточно быстро, поскольку "он будет делаться из того, что уже есть". "Сначала надо сделать 16-тонную ракету "Энергия-К" под новый пилотируемый корабль. Если мы в пакет ставим пять модулей, то у нас получается 75-тонная "Энергия-5К", причем без водорода, то есть не надо ничего строить дополнительно", - отметил он.

При этом источник отметил, что "по большому счету сверхтяжелый носитель с грузоподъемностью 70-80 тонн нужен не столько для дальнего космоса, сколько для обеспечения национальной безопасности".

Что касается полетов в дальний космос, то, по мнению собеседника агентства, даже если "Ангара-А5В" и "потянет" 35 тонн, то "для реализации лунной программы на ее основе понадобится несколько десятков пусков". "Такой нагрузки не выдержит никакая ракетно-космическая промышленность, это - путь в никуда, в тупик", - считает источник.

Тем не менее, в Роскосмосе приняли решение не спешить разрабатывать сверхтяжелую ракету. "Мы отрабатываем новые технологии, в том числе двигатели нового поколения для сверхтяжелой ракеты. Но до 2030 года у нас есть возможность все полезные нагрузки выводить на ракете "Ангара-А5В", - заявлял руководитель Роскосмоса Игорь Комаров.

Комаров напомнил, что проект создания тяжелой ракеты-носителя "Ангара-А5В" возник по инициативе Государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева и Ракетно-космической корпорации "Энергия", и отметил, что за ближайшие 10-15 лет этот проект даст экономию в 500 млрд рублей.

Вместе с тем, по словам главы НТС Роскосмоса Юрия Коптева, обеспечение российской пилотируемой экспедиции на Луну потребует запуска нескольких ракет "Ангара А5В" с интервалом в несколько суток. "Можно работать с двух стартов (стартовых столов космодрома Восточный - ИФ), но нужно обеспечить запуски с темпом каждой пусковой установки в трое суток", - сообщал Коптев журналистам.

Как выяснили "Известия", относительно невысокая грузоподъемность "Ангары А5В" действительно потребует довольно сложную организации лунной экспедиции.

Речь идет о четырехпусковой схеме. Сначала ракета "Ангара А5В" стартует с лунным посадочным модулем и его межорбитальным буксиром (его задача — выдать импульсы, позволяющие модулю сойти с орбиты Земли и направиться на орбиту Луны). Затем вторым запуском на орбиту выводится еще один межорбитальный буксир, он стыкуется с посадочным лунным модулем, и эта связка направляется на лунную орбиту. Третьим пуском на орбиту выводится основной космический корабль с экипажем, и последним, четвертым, - еще один межорбитальный буксир для стыковки с пилотируемым транспортным кораблем (ПТК). Состыковавшись с буксиром, корабль направляется на орбиту Луны, где произведет стыковку с посадочным модулем.

Плюс такой схемы в том, что можно не строить больших размеров ракету специально под лунную программу. В то же время сама миссия становится более рискованной: стоит одному пуску из четырех оказаться неудачным - и все срывается.

В частности, по словам члена-корреспондента Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрея Ионина, использование водородного топлива в составе "Ангары А5В" потребует высочайшей надежности на всех этапах производства и обслуживания ракетного комплекса.

"У водородных двигателей есть достоинства, есть недостатки. С точки зрения удельного импульса пара водород–кислород является наиболее эффективными компонентами для жидкостного ракетного двигателя. Но недостаток водородного топлива в том, что время его использования ограничено - можно дать только первый разгонный импульс. Водородные технологии требуют создания сложной и дорогостоящей инфраструктуры на космодроме. За счет этого водородный двигатель можно рассматривать как весомый стимул к развитию технологий", - считает Ионин.

Проект по созданию "Ангары А5В" уже рассмотрел и поддержал научно-технический совет госкорпорации "Роскосмос". В ближайшее время проект будет представлен президенту России Владимиру Путину для утверждения.

При этом президент России утверждает только самые крупные проекты космической отрасли, масштаб которых делает их политическими. Например, Путин лично санкционировал начало строительства космодрома Восточный в Амурской области.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook