Россия / Точка зрения 27 мая 2022 г. 14:06

Для безопасного выхода

Interfax-Russia.ru — Российские военные разминировали акваторию порта Мариуполя и скорректировали морские гумкоридоры для выхода иностранных судов из заблокированных украинских портов.

Для безопасного выхода
© РИА Новости. Андрей Станавов

 

Разминирование порта и гумкоридоры

 

Российские военные завершили разминирование подходов к порту Мариуполя — одного из крупнейших морских торговых портов Украины, расположенного на северном побережье Азовского моря, и его акватории 24 мая.

Как сообщили в Минобороны РФ, специалисты Черноморского флота и инженерных войск устранили минную опасность, осмотрели и привели в рабочее состояние гидротехнические сооружения и навигационное оборудование на подходах и в акватории порта Мариуполь.

"Проведено освобождение подходных каналов и внутренних акваторий от затонувших судов и других навигационных препятствий, а также демилитаризация порта", — отметили в министерстве.

Всего, по данным российского оборонного ведомства, было обследовано более 1 млн 500 тыс. кв. м. акватории, 18 причалов и 32 судна. В том числе в порту Мариуполь обследовано 134 сооружения, обезврежено свыше 12 тыс. взрывоопасных предметов.

Также, по информации министерства, специалисты Черноморского флота транспортировали из фарватера порта Мариуполь украинский пограничный сторожевой корабль, который был затоплен украинскими военными. Кроме того, специалисты подняли два плавучих крана.

Для безопасного выхода
© РИА Новости. Константин Михальчевский

Помимо этого российские саперные подразделения разминировали от взрывоопасных предметов участок побережья Азовского моря, прилегающий к морскому порту Мариуполя. На более чем 50 км побережья было обезврежено более 300 различных боеприпасов.

Для безопасного выхода иностранных судов, заблокированных в портах Черного и Азовского морей, были созданы два морских гуманитарных коридора. Один — протяженностью 115 миль и шириной 2 мили в направлении Черного моря — начал работу в Азовском море еще 25 мая для выхода из порта Мариуполь. Второй — протяженностью 80 миль и шириной 3 мили в Черном море — для выхода из портов Херсон, Николаев, Черноморск, Очаков, Одесса и Южный в юго-западном направлении от территориального моря Украины заработал на следующий день.

Как напомнил начальник Национального центра управления обороной РФ Михаил Мизинцев, в шести портах — Херсон, Николаев, Черноморск, Очаков, Одесса и Южный — заблокировано 70 иностранных судов из 16 государств. По его словам, созданные официальным Киевом угроза обстрела и высокая минная опасность не позволяют судам беспрепятственно выйти в открытое море.

"При этом сохраняется опасность для мореплавания и повреждения портовой инфраструктуры от дрейфа сорванных с якоря украинских мин вдоль побережья причерноморских государств", — отметил Мизинцев, добавив, что Россия принимает весь комплекс исчерпывающих мер по обеспечению безопасности гражданского судоходства в акваториях Черного и Азовского морей.

Вместе с тем, как накануне сообщили в Минобороны РФ, шесть иностранных судов не покидают Мариуполь, хотя российские военные устранили минную опасность в акватории порта. Среди них: "Царевна" (Болгария), "Азбург" (Доминикана), "Смарта" (Либерия), "Блю Стар" (Панама), "Азов Конкорд" (Турция), "Леди Аугуста" (Ямайка).

По словам Мизинцева, руководство стран компаний-судовладельцев не приняло меры по выводу указанных судов до настоящего времени. Поэтому он призвал дипломатические представительства Болгарии, Доминиканы, Либерии, Панамы, Турции, Ямайки и Международную морскую организацию повлиять на владельцев находящихся в порту Мариуполь судов для их вывода к местам постоянной приписки.

Российские военные также скорректировали маршруты морских гуманитарных коридоров, которые позволят иностранным судам покинуть заблокированные украинские порты "Одесса", "Николаев", "Черноморск", "Херсон", "Очаков", и "Южный". Согласно опубликованным данным, в Черноморске находятся 19 иностранных судов, в Одессе — 10, Николаеве — 17.

Как сообщил представитель Минобороны РФ, с 27 мая морской гуманитарный коридор представляет собой маршрут движения судов протяженностью 139 морских миль с шириной полосы 3 мили. Время действия коридора ежедневно с 08:00 до 19:00.

При этом российский военный подчеркнул, что ответственность за обеспечение безопасности выхода судов из портов и следования до района сбора несет украинская сторона.

 

Комплексный подход

 

В Минобороны РФ также отвергли обвинения в адрес России в создании продовольственного кризиса в мире. Западные страны "стремятся как можно скорее вывезти зерно из Украины по ангажированным Евросоюзом так называемым "коридорам солидарности", абсолютно не заботясь о том, что будет происходить в стране после опустошения украинских зернохранилищ", заявил на текущей неделе начальник Национального центра управления обороной РФ.

"Все это происходит на фоне непрекращающейся истерии "цивилизованного Запада" и их лживых обвинений в адрес Российской Федерации в искусственном создании продовольственного кризиса в мире", — сказал Мизинцев.

Ранее глава МИД РФ Сергей Лавров указывал на то, что власти Украины заблокировали в своих портах десятки судов с пшеницей и отказываются от сотрудничества по их выводу через гуманитарные коридоры.

"Киевские власти не выпускают из своих портов десятки судов, в том числе корабли, которые должны доставлять пшеницу в различные регионы мира. И даже заминировали выход из этих портов, что делает невозможным вывод этих кораблей", — сказал Лавров.

По словам министра, российская сторона "неоднократно предлагала организовать для вывода этих судов с нужными товарами через гуманитарные коридоры".

"Но украинская сторона не идет на сотрудничество, а ее западные хозяева никак на это не реагируют", — отмечал Лавров.

На прошлой неделе госсекретарь США Энтони Блинкен на заседании Совбеза ООН вновь заявил о том, что действия России спровоцировали продовольственный кризис в мире.

"Каждое государство-член ООН должно воздействовать на Россию, чтобы прекратить действия, которые усугубляют кризис продовольствия на Украине и по всему миру", — сказа Блинкен на заседании Совбеза ООН.

Он призвал Россию "прекратить блокаду" портов в Черном и Азовском морях и разрешить беспрепятственное движение кораблей, поездов и грузовиков с продовольствием с Украины.

Его заявление тогда опроверг постпред РФ при ООН Василий Небензя. В ответ он указал на то, что это не Россия блокирует в Черном море суда, перевозящие зерно.

"Вы утверждаете, что мы якобы блокируем возможность вывоза сельхозпродукции из Украины морским путем. Однако правда в том, что именно Украина, а не Россия продолжает блокировать в портах Николаева, Херсона, Черноморска, Мариуполя, Очакова, Одессы и Южного 75 иностранных судов из 17 государств и именно Украина заминировала акваторию Черного моря", — сказал тогда Небензя.

Он сообщил, что в этом году в России намечается рекордный урожай пшеницы, в связи с чем предложил с 1 августа и до конца года экспортировать 25 млн тонн зерна через порт в Новороссийске.

"Можно обсуждать и другие закупки, в том числе, имея в виду, что с июня по декабрь потенциал экспортных поставок удобрений составит не менее 22 млн тонн", — сказал российский дипломат.

Со своей стороны замглавы МИД РФ Андрей Руденко предложил для урегулирования поставок зерна отменить санкции, введенные против российского экспорта.

"Нужно отменить рестриктивные меры, которые были введены против российского экспорта. Если нам говорят, что эти санкции не затрагивают продовольствие и удобрения, то это не совсем так, потому что есть вопросы, связанные с проплатой таких поставок, есть вопросы со страховками, есть вопросы с доступом российских кораблей в европейские порты и другие порты, а европейских — в наши порты. Поэтому эти вопросы должны решаться комплексно", — сказал Руденко журналистам.

Он отметил, что российская сторона готова к диалогу по урегулированию ситуации с заблокированными кораблями с зерном, находящимися на Украине.

"Мы всегда готовы к диалогу со всеми, кто стремится к миру, к мирному разрешению всех проблем. Заявление Урсулы фон дер Ляйен оставляю на ее совести", — сказал он журналистам в Москве, комментируя по просьбе "Интерфакса" прозвучавшие накануне заявления фон дер Ляйен. Она считает, что Москва использует продовольственную тему как оружие, и призвала Россию к диалогу по вывозу зерна из Украины.

Руденко напомнил: в Москве считают, что решение продовольственной проблемы требует комплексного подхода, связанного в том числе со снятием санкционных ограничений, которые были наложены на российский экспорт и финансовые транзакции.

"А также требует разминирования со стороны Украины всех портов, где стоят корабли, Россия готова предоставить необходимый гуманитарный проход, что она и делает каждый день", — подчеркнул замглавы МИД РФ.

В свою очередь президент РФ Владимир Путин накануне в ходе телефонного разговора с председателем Совета министров Итальянской Республики Марио Драги проинформировал его о предпринимаемых шагах в целях обеспечения безопасности судоходства, включая ежедневно открываемые гуманитарные коридоры для выхода гражданских судов из портов Азовского и Черного морей, чему препятствует украинская сторона.

Отметив необоснованность обвинений России в проблемах с поставками сельскохозяйственной продукции на мировые рынки, Путин также обратил внимание, что возникшие сложности связаны, в том числе, со сбоями в работе производственных и логистических цепочек, а также финансовой политикой западных стран в период пандемии коронавируса.

Президент акцентировал внимание на том, что Россия "готова внести свой весомый вклад в преодоление продовольственного кризиса за счет экспорта зерна и удобрений - при условии снятия политически мотивированных ограничений со стороны Запада", подчеркнув, что ситуация усугубилась именно вследствие антироссийских рестрикций, введенных США и Евросоюзом.

Обозреватель Анастасия Николаева