Interfax-Russia.ru – Владельцы крупных каналов и пабликов в соцсетях теперь обязаны подавать в Роскомнадзор сведения о себе. Для чего это нужно и как это сделать?
- Положение о верификации владельцев крупных каналов и пабликов в соцсетях вступило в силу
- Какие запреты установили для незарегистрированных каналов "10 тыс.+"?
- Как владельцы крупных каналов и пабликов могут попасть в реестр Роскомнадзора?
- Для чего нужна верификация?
- Почему деанонимизация владельцев крупных каналов в мессенджерах повысит их прозрачность?
- В Госдуме рассчитывают на сотрудничество Telegram с Роскомнадзором в вопросах верификации
- Как можно зарегистрироваться владельцам крупных каналов и пабликов на Госуслугах?
Положение о верификации владельцев крупных каналов и пабликов в соцсетях вступило в силу
Положение законодательства о необходимости верификации в Роскомнадзоре (РКН) для включения в соответствующий перечень владельцев каналов и пабликов в социальных сетях с аудиторией более 10 тыс. человек вступило в силу с 1 ноября. Изначально законодатели предполагали лишь внести изменения в Федеральный закон "О связи" для борьбы с "серыми" сим-картами.
Однако ко второму чтению законопроекта было предложено внести и ряд требований к владельцам каналов в мессенджерах с аудиторией более 10 тыс. пользователей.
В числе предложений звучали:
- обязанность подачи в РКН сведений о себе в порядке и составе, установленном правительством РФ;
- не распространение запрещенной информации.
Все эти положения вошли в подписанный в начале августа президентом РФ Владимиром Путиным закон, регулирующий работу сервисов обмена мгновенными сообщениями, в том числе телеграм-каналов.
Какие запреты установили для незарегистрированных каналов "10 тыс.+"?
Закон обязывает владельцев каналов с аудиторией более 10 тыс. подать в РКН сведения о себе.
Для незарегистрированных в перечне РКН каналов "10 тыс.+" будет запрещено:
- размещение рекламы;
- репост другими каналами их сообщений;
- распространение информации о возможных способах финансирования канала и его владельца.
Этот же закон усиливает контроль и за продажей сим-карт в России. Так, согласно закону, у гражданина России может быть не более 20 сим-карт, у иностранца — 10, в том числе корпоративных.
Закон также упорядочивает взаимоотношения между операторами связи и абонентами, в том числе иностранными гражданами и лицами без гражданства, при оказании услуг мобильной связи.
Как владельцы крупных каналов и пабликов могут попасть в реестр Роскомнадзора?
Порядок ведения реестра Минцифры и РКН представили в начале октября. В соответствующий перечень Роскомнадзор будет включать паблики и каналы в соцсетях после добровольной верификации. Владелец такого ресурса должен самостоятельно направить минимальный объем базовых сведений о себе и своем канале через портал Госуслуг, сайт РКН или с помощью чат-бота в социальной сети.
Как сообщили в Минцифры, при включении паблика в перечень РКН сообщит об этом его владельцу и владельцу соцсети.
Соцсеть в свою очередь должна будет разместить на странице специальный знак и уникальную ссылку, по которой можно проверить, действительно ли паблик находится в перечне.
"Каналы, верифицированные таким образом, смогут размещать рекламу российских компаний и принимать пожертвования. Если канал не будет включен, он не сможет вести рекламную деятельность, собирать донаты и его сообщения нельзя будет репостить в других каналах", — поясняли в ведомстве.
Для чего нужна верификация?
Рекламные бюджеты российских компаний и донаты, которые собирают российские граждане, будут идти на поддержку верифицированных пабликов, за счет чего снизится риск мошенничества.
В Минцифры считают, что новые механизмы помогут защитить владельцев популярных пабликов и каналов от аккаунтов-двойников, злоумышленники не смогут похитить страницу верифицированного автора, а граждане не будут вовлечены в серые схемы и направлять деньги сомнительным каналам.
Все это повысит доверие аудитории, считают в Минцифры и РКН, так как "у пользователей появится простая возможность убедиться, имеют ли они дело с верифицированным источником информации".
При этом, заметили в министерстве, персональные данные владельцев и авторов каналов в реестре храниться не будут, а через специальную форму на сайте РКН или уникальную ссылку в канале можно будет получить информацию только о том, включен канал в перечень или нет.
Почему деанонимизация владельцев крупных каналов в мессенджерах повысит их прозрачность?
Минцифры России считает, что установление требований об идентификации владельцев каналов в мессенджерах с аудиторией более 10 тыс. пользователей повысит прозрачность в социальных сетях.
"Та формула, которая предлагается, на мой взгляд, очень органичная. Каналы регистрируются по собственному желанию, но те каналы, которые не регистрируются, не получают больше рекламу, донаты и возможность репостов", — пояснял в июле министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев на заседании комитета Госдумы по информполитике.
Он обращал внимание на то, что "по объему влияния" каналы "сопоставимы с отдельными СМИ".
"Давать им лицензию СМИ, нам кажется, перебор, но какая-то в этом смысле открытость собственников должна быть, потому что влияние, которое они оказывают, оно колоссальное. Поэтому здесь мы проводим такую кампанию по повышению прозрачности", — отмечал министр.
По его словам, в обмен на эту прозрачность владельцы смогут получать деньги от российских рекламодателей.
"Если он (канал — ИФ) нелегальный, то нам кажется странным, что российские компании имеют право размещать там рекламу. Он (такой канал — ИФ) не прозрачен, он не готов опубличивать собственника. Почему в таких условиях российские компании должны иметь возможность размещать там рекламу, нам не совсем понятно", — пояснял глава Минцифры.
В Госдуме рассчитывают на сотрудничество Telegram с Роскомнадзором в вопросах верификации
Зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин уверен, что в Telegram готовы сотрудничать и присваивать специальную отметку прошедшим верификацию в Роскомнадзоре блогерам с аудиторией более 10 тыс. Он считает, что "Telegram сегодня заинтересован в том, чтобы манипуляций, фейковых аккаунтов, провокаций становилось меньше".
"Те, кто пойдут на сотрудничество, Rutube, ВКонтакте — они сами будут блогерами, которые верифицировались, и они также будут присваивать значок блогерам десятитысячникам, и в этом случае эту отметку очень сложно будет подделать", — сказал Горелкин.
По его мнению, "наиболее болезненный вопрос будет в Youtube".
Руководитель Роскомнадзора Андрей Липов со своей стороны выразил уверенность, что у социальных сетей не будет сложностей с маркировкой пабликов с аудиторией более 10 тыс. подписчиков.
"В этом сложности никакой нет. Они же и сейчас маркируют каналы — Fake, Scam и так далее. Они умеют это делать", — отметил Липов.
Как можно зарегистрироваться владельцам крупных каналов и пабликов на Госуслугах?
Минцифры России проинформировало, что механизм регистрации владельцев страниц в социальных сетях, на которые подписано более 10 тыс. пользователей, уже заработал на портале государственных и муниципальных услуг. Регистрация доступна как для физических, так и для юридических лиц и ИП, граждан России и иностранцев с подтвержденной учетной записью.
В министерстве пояснили, что владельцы каналов/страниц теперь могут направить через специальную форму минимальный объем базовых сведений о себе и своем канале, включая контактные данные.
После этого заявке будет присвоен уникальный номер, который в течение трех дней нужно разместить в закрепленном сообщении или описании канала/страницы, чтобы Роскомнадзор мог подтвердить принадлежность канала/страницы автору заявки.
В течение 10 рабочих дней Роскомнадзор примет решение о включении канала/страницы в перечень, а уведомление об этом придет владельцу канала в личный кабинет на Госуслугах.
После включения в перечень владелец канала/страницы должен разместить в ее описании уникальную ссылку на запись в реестре Роскомнадзора. По ней другие пользователи и рекламодатели смогут проверить, действительно ли паблик находится в перечне.