Россия / Точка зрения 5 ноября 2014 г. 18:05

Дешевеющий баррель

Interfax-Russia.ru – Мировые цены на нефть продолжают падать. Эксперты считают, что это ускорит начало кризиса в российской экономике.

В первом полугодии 2014 года цена на нефть марки Brent была достаточно стабильной, колеблясь в пределах от $105,9 за баррель в середине января до $110,1 за баррель в начале мая. Затем цена пошла вверх, достигнув в конце июня $114,1, а после начала падать. Уже в середине октября нефть торговалась уровне $86 за баррель, а в начале ноября и того ниже – $83,5.

При этом розничные цены на бензин, например, Аи-95, в России не снижаются, а напротив, растут. Так, литр Аи-95 в среднем по стране в середине июля стоил 33,9 рублей, а в начале ноября – уже 35,6 рублей.

На этом, похоже, рост цены на бензин не остановится. Так, газета "Коммерсант" сообщила, что с начала 2015 года цены на бензин в России могут вырасти еще на 14-15%. Согласно данным источника газеты, депутаты Госдумы готовятся внести поправки в законопроект о налоговом маневре в нефтяной отрасли. Государство может поднять акцизы на топливо пятого класса на 1 рубль на литр. Этого потребовали от Москвы губернаторы, которым нужны средства для региональных дорожных фондов.

Эксперты рассказали Interfax-Russia.ru, как отразятся на российской экономике падение мировых цен на нефть и рост цен на бензин внутри страны.

Нефть дешевеет

Цена на нефть на мировых рынках, скорее всего, этой осенью продолжит падать, считают эксперты. Например, по данным компании "Альпари", в начале ноября нефть марки Brent торгуется на уровне $82 за баррель, и, судя по всему, готова опуститься еще ниже.

"Причиной возобновления падения нефтяных котировок является рост суточной добычи нефти в США и ожидания инвесторов в преддверии публикации статистики от Энергетического информационного агентства", - сообщила "Интерфаксу" аналитик "Альпари" Анна Кокорева.

Кроме того, цены на нефть снизились под влиянием известия о том, что Саудовская Аравия снижает декабрьские цены для США. Есть основания полагать, что американские запасы энергоресурса выросли на 1,9 млн баррелей (до 4-месячного максимума). Кроме того, темпы добычи в США достигли рекордных за последние 30 лет уровней, отметила старший аналитик ГК "Форекс Клуб" Алена Афанасьева.

По мнению директора института стратегического анализа "ФБК" Игоря Николаева, цены на нефть упали по естественным причинам, что отрицательно скажется на экономике России.

"В 2014 году зависимость федерального бюджета России от нефтегазовых доходов достигла максимума – 51,9%. Мы долго говорили, что нужно слезать с сырьевой иглы, но в результате еще больше подсели на нее. Зависимость критическая, так как от этого зависит курс национальной валюты, а как следствие инвестиционный климат. Таким образом, перспективы экономики России самым прямым образом зависят от цен на нефть. Они падают, и экономика России фактически входит в этап кризиса", - заявил Николаев Interfax-Russia.ru.

По мнению ведущего эксперта института "Центр развития" ГУ ВШЭ Сергея Пухова, на снижение цены влияет также снижение спроса на нефть в Европе, где экономика балансирует на гране стагнации.

"Саудовская Аравия готова поставлять на рынок нефть по более низким ценам, чем на рынке, и это спровоцировало панику. Эта спекулятивная атака на нефть привела к резкому снижению цены… Видимо, рынок решил, что есть какой-то заговор и стал играть на понижение", - сообщил Пухов Interfax-Russia.ru.

При этом он отметил, что падение цен на нефть окажет на экономику России разнонаправленное влияние, несмотря на то, что снижение экспортной валютной выручки означает не только сокращение экспорта, но и потерю платежного баланса, и девальвацию рубля.

"Для бюджета падение цен на нефть на $1 за баррель означает минус около 70 млрд руб. в год от налоговых поступлений, но с другой стороны при девальвации рубля и повышении стоимости бивалютной корзины на 1 руб. бюджет получает в год около 180 млрд руб. дополнительно от валютной переоценки. Экспортеры же реально теряют в годовом выражении порядка $3-3,5 млрд экспротной выручки", - сказал эксперт.

При этом он отметил, что помимо цен на нефть на девальвацию влияет также чистый отток капитала частного сектора, который составил, по оценкам "Центра развития" ГУ ВШЭ, за 10 месяцев 2014 года $110 млрд, что уже превышает прогнозы правительства и Центробанка. Эти цифры сопоставимы с кризисными показателями 2008 года.

"От падения цен на нефть пострадают в первую очередь компании, ориентированные на импорт, пострадает население из-за повышения цен и девальвации. Компании, ориентированные на внешний рынок, при малой зависимости от иностранных запчастей или сырья в определенной степени выиграют", - подчеркнул Пухов.

По мнению Николаева, исправить ситуацию можно лишь весьма болезненными мерами.

"Например, банк отпустит рубль, тот очень сильно упадет до 60 за доллар, если ЦБ не с 1 января, как планирует, а уже сейчас уйдет с рынка. Можно объявить мораторий на повышение налоговой нагрузки – это тоже будет мощная мера. Но правительство вряд ли это предпримет, так как в период выборов взяло на себя очень большие бюджетные обязательства", - сказал эксперт.

По его оценкам, уже существующая цена на нефть критична для российской экономики.

"Критические отметки цены мы уже прошли. Даже при среднегодовой цене больше $100 за баррель темпы экономического роста обнулились, рубль падает. Сегодня нефть опустилась по Urals ниже $80 за баррель – для нас это уже критично. Просто при $100 за баррель нам будет казаться, что все не так плохо, а при $40-50 все станет плохо очень быстро, но по факту и то, и то – кризис. Считайте, если ниже $80, то плохо становится ощутимо и быстро", - подчеркнул Николаев.

При этом Пухов отметил, что "дно" цены на нефть будет достигнуто в этом году при условии отсутствия "сюрпризов" со стороны Саудовской Аравии.

"Цена может, в зависимости от спекуляций, составить и $70, и $60 за баррель, но предсказать сложно. В ноябре ниже $85 не должно быть. Хотя этот рынок достаточно инерционный, и если он начал снижаться, то развернуть его сложно, даже каким-то громким заявлением", - подчеркнул он.

При этом в ноябре, скорее всего, цена не будет делать резких движений в ожидании итогов заседания ОПЕК.

"В конце ноября будет заседание ОПЕК, и я надеюсь, что там будут расставлены точки над i: готовы ли они поддерживать рынок, или нас ожидает сценарий 1998 года, когда несогласованная политика стран ОПЕК привела к резкому снижению цен до $10 за баррель. В конце ноября можно будет делать прогнозы на будущее", - заключил Пухов.

А бензин - нет

Независимо от ситуации на внешних рынках на внутреннем рынке цены на бензин растут. По мнению Николаева, это связано с низкой конкуренцией в отрасли.

"Это объясняется спецификой рынка – он не такой конкурентный, особенно на региональном уровне, где присутствуют одна-две компании. Также влияет акцизная политика государства – у нас акцизы растут каждый год, а как ждать падения цен при постоянном росте акцизов?" - подчеркнул Николаев.

По словам Пухова, цена на бензин формируется, исходя из налоговой нагрузки на предприятия, цены самих нефтяных компаний и их розничных точек. В целом российские налоговые новации направлены на стимуляцию увеличения производства продукции с более высокой добавленной стоимостью – не мазута, а переработанных нефтепродуктов. В целом, эту цель можно назвать благой, однако эта все возрастающая налоговая нагрузка тянет вверх и цены на бензин.

Николаев считает, что правительство не сможет снизить налоговую нагрузку, так как в этом случае неоткуда будет брать деньги на обеспечение социальных обязательств. В свою очередь, рост цен на бензин в России отрицательно скажется на экономике, и в частности на сельском хозяйстве, хотя для него более актуально дизельное топливо. Возможно, что из бюджета в очередной раз будут выделены компенсации для сельхозпредприятий.

"Для сельского хозяйства горюче-смазочные материалы - это проблема, во всем мире они дотируется, как и у нас в период посевных и уборочных работ. Но мне кажется, что вводить какие-то преференции – тупиковый путь. Нужно иметь комплексную программу помощи сельскому хозяйству", - сказал Пухов.

При этом он подчеркнул, что перед тем, как давать прогноз роста цен на бензин, нужно дождаться реального поднятия налогов и их прогноза на среднесрочную перспективу.

"Можно смело прогнозировать, что рост цен на бензин будет очень значительный, да и на дизельное топливо тоже. Проблемы с доступностью кредитов плюс повышение цен на энергоносители повлияют на себестоимость продукции", - отметил, в свою очередь, Николаев.

Обозреватель Елизавета Паршукова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"