Россия / Точка зрения 31 марта 2014 г. 17:07

Денонсация по обстоятельствам

Interfax-Russia.ru – Госдума денонсировала российско-украинские соглашения по Черноморскому флоту РФ. Россия также рассчитывает получить от Украины $11 млрд "упущенной выгоды".

Депутаты Госдумы РФ проголосовали единогласно за денонсацию российско-украинских соглашений по Черноморскому флоту России. Прекращение действия соответствующих договоров поддержали все 443 присутствовавших на заседании парламентария.

"Харьковские соглашения" между Россией и Украиной были заключены в апреле 2010 года вскоре после избрания Виктора Януковича президентом Украины. С российской стороны их подписал тогдашний президент России Дмитрий Медведев.

Подписанные в Харькове соглашения продлили действия договоров по Черноморскому флоту РФ, заключенных между властями России и Украины еще в 1997 году. Они, в частности, предусматривали продление пребывания Черноморского флота на территории Украины до 2042 года, увеличение арендной платы за нахождение флота в Крыму с 2017 года, заметное снижение для Украины цены на российский газ и отмену штрафа за приобретение объемов газа меньше определенного ранее лимита.

Реакция украинских политиков на заключенные соглашения была неоднозначной. Но, несмотря на сопротивление ряда оппозиционных партий Украины, массовую драку в Верховной Раде с применением дымовых шашек, украинские депутаты все же ратифицировали соглашения одновременно с российскими коллегами.

Одним из первых о возможной денонсации соглашений заявил после ратификации нынешний премьер-министр Украины, а тогда лидер партии "Фронт перемен" Арсений Яценюк.

"Соглашение ратифицировано. Но ничего: нет вечных политиков, нет и вечных соглашений. В соответствии с Венским правом соглашение может быть денонсировано", - заявлял политик в апреле 2010 года.

На денонсации "харьковских соглашений" периодически настаивали и другие украинские политики. В марте 2014 года этот вопрос вновь возник в украинской политической повестке после того, как Совет Федерации дал разрешение российскому президенту на возможный ввод вооруженных сил на территорию Украины.

Но на практике для украинской стороны отказ от соглашения означал не моментальный вывод российского Черноморского флота с территории страны (в этой части соглашения начинали действовать с мая 2017 года), а куда более стремительную потерю скидок на российский газ.

Вскоре и.о. министра иностранных дел Украины Андрей Дещица в интервью "Интерфаксу" заявил, что официальный Киев не рассматривает вопрос денонсации соглашений о пребывании Черноморского флота на Украине.

Положение дел коренным образом изменили прошедший референдум в Крыму, в ходе которого подавляющее большинство жителей высказались за присоединение к России, и последовавшее за этим подписание договора о вхождении Крыма в состав Российской Федерации.

После этого о необходимости денонсации соглашений по Черноморскому флоту заговорили уже в России.

В частности, 21 марта премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании Совета безопасности заявил, что в результате действия соглашений у России возникает упущенная выгода в размере $11 млрд.

Глава правительства напомнил, что по договору продлевалось пребывание базы в Крыму на 25 лет. В то же время по этому договору предполагалось, что "мы будем, по сути, предоставлять имущественную выгоду украинскому государству в виде отказа от взимания обязательных платежей в бюджет Российской Федерации", отметил он, имея в виду скидку на поставляемый газ.

"Причем мы начали это делать (предоставлять скидку - РФ) сразу же, несмотря на то, что у нас еще был довольно длительный срок пребывания базы по старому документу", - пояснил Медведев.

По его словам, таким образом Украина сэкономила около $11 млрд, а Российская Федерация имеет соответствующую упущенную выгоду.

Кроме того, как отметил премьер-министр, на сегодняшний момент отсутствуют основания для продолжения действия этого договора.

"Есть такой международно-правовой принцип, что договор сохраняет силу до тех пор, пока действуют обстоятельства, его породившие", - пояснил Медведев, процитировав соответствующий принцип на латыни: "Clausula rebus sic stantibus".

Спустя неделю Совет безопасности РФ вновь вернулся к этому вопросу и принял решение о начале процесса денонсации не только "харьковских соглашений", но и предыдущих договоров России и Украины, касающихся статуса и условий пребывания в Крыму российского Черноморского флота.

Как пояснил журналистам пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, процесс денонсации запущен в отношении целого ряда двусторонних российско-украинских документов.

В частности, денонсация должна коснуться соглашения между РФ и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, подписанного в Киеве 28 мая 1997 года; соглашения между РФ и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины, подписанного в Киеве 28 мая 1997 года; соглашения между правительством РФ и правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием ЧФ РФ на территории Украины, подписанного в Киеве 28 мая 1997 года; соглашения между Российской Федерацией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины, подписанного в Харькове 21 апреля 2010 года.

Соответствующий законопроект о прекращении действия договоров глава государства Владимир Путин внес в Госдуму 28 марта. В этот же день МИД РФ направил посольству Украины ноту о намерении денонсировать соглашения.

Члены комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками собрались для рассмотрения вопроса о денонсации в воскресный день. Они единогласно приняли решение рекомендовать Госдуме принять предлагаемый законопроект.

Между тем, по мнению представителей украинского МИД, Россия "не вправе ссылаться на невозможность выполнения или на коренное изменение обстоятельств как на основание для прекращения договора", если такие действия являются результатом нарушения этим участником договора, либо иного международного обязательства.

В свою очередь, замглавы российского МИДа Григорий Карасин, представлявший законопроект в Госдуме, не исключил, что в связи с денонсацией у Киева может возникнуть ряд правовых, финансовых или имущественных вопросов.

"Мы будем готовы обсуждать эти вопросы с правительством Украины, которое, как мы надеемся, будет сформировано демократическим конституционным путем и будет представлять все население Украины", - отметил Карасин.

Вслед за Госдумой решение о денонсации соглашений должен принять Совет Федерации. В верхней палате российского парламента уже сообщили, что посвященное рассмотрению этого законопроекта заседание пройдет 1 апреля.

Обозреватель Алексей Дружников

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"