Дефицит снижается, цены растут

Interfax-Russia.ru – Дефицита бензина больше не будет, уверяет Минэнерго. Вместе с тем эксперты предполагают, что рост цен бензин может превысить прогнозируемые министерством параметры.

Напомним, что с дефицитом и удорожанием бензина в конце апреля столкнулись многие российские регионы. Бензиновый кризис начался на Алтае, где закрылось половина заправок, а на остальных, ограничивших продажу топлива, образовались гигантские очереди. Затем с проблемы с топливом возникли в Томске, Новосибирске, Иркутске, Ярославле, Туве, Мурманске, Санкт-Петербурге, Курске, Краснодаре и на Сахалине.

Среди причин нового бензинового кризиса называли переход на новые требования технического регламента по топливу и нежелание независимых трейдеров приобретать нефтепродукты на бирже; закрытие на плановый ремонт ряда российских НПЗ; повышение акцизов и увеличение экспорта.

Федеральная антимонопольная служба России, заподозрив крупные нефтяные компании в картельном сговоре, начала их комплексную проверку. Затем к ситуации на рынке топлива подключились и прокуроры. Этому же вопросу на минувшей неделе было посвящено три совещания в Минэнерго. Кардинальным решением, озвученным на совещании 28 апреля, стало обещание нефтяных компаний отказаться в мае от экспорта бензинов и перенаправить эти объемы на внутренний рынок.

Проблема обсуждалась и на заседании президиума правительства РФ 28 апреля. "Мы в прошлом году заняли первое место по производству нефти, добыче нефти – 505 млн тонн, всех обогнали, даже Саудовскую Аравию. И мы не можем допустить, чтобы в нашей стране хоть где-то, в каком-то регионе, люди испытывали дефицит в нефти либо в нефтепродуктах. Нужно просто более гибко реагировать на те изменения, которые происходят на глобальном и, соответственно, на нашем отечественном рынке", - заявил на заседании премьер-министр РФ Владимир Путин.

Глава правительства поручил исполняющему обязанности министра энергетики Сергею Кудряшову до конца дня представить проект постановления о повышении экспортной пошлины на нефтепродукты и одновременно вместе с Минфином подумать о снижении налоговой нагрузки на нефтяной сектор. "Увеличение, повышение вывозных таможенных пошлин – это, конечно, увеличение нагрузки на ведущие наши нефтяные компании. (…)Здесь может быть корректировка, связанная с уменьшением НДПИ или акцизов", - предложил Путин.

Кроме того, премьер потребовал представить список всех топливно-сбытовых компаний, "чтобы у регулирующих организаций был полная информация о том, что там происходит". Независимые сбытовые компании также считаются виновниками топливного кризиса - они не успели вовремя приобрести необходимые объемы топлива на бирже.

В этой же связи Путин сообщил, что считает необходимым улучшить механизм биржевой продажи топлива и поручил компетентным ведомствам, в том числе ФАС, представить свои предложения.

Позже пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков уточнил, что с 1 мая этого года повысятся таможенные пошлины только на экспорт бензина. "Это не будет в полном смысле слова заградительная пошлина, это будет повышение, которое призвано сбалансировать экспортные и внутренние потребности", - пояснил он.

Постановлению правительства РФ, устанавливающее с 1 мая 2011 года экспортную пошлину на бензин в размере $408,3 за тонну, было подписано уже 29 апреля. Новая пошлина на 34% превышает изначально запланированную на май величину и на 44% больше той, которая действовала в апреле. Таким образом, коэффициент экспортной пошлины на бензин будет повышен до 0,9 или 90% от пошлины на нефть. До этого коэффициент на светлые нефтепродукты, в том числе на бензин, составлял 0,67 или 67% от пошлины на нефть.

В Минэнерго рассчитывают, что в результате на внутреннем рынке появится премия к цене экспортной альтернативы, т. е. поставки на внутренний рынок окажутся более выгодными, чем на экспорт. Как следствие, те объемы, которые раньше уходили на экспорт, будут перенаправлены на внутренний рынок. По оценке министерства, объем топлива, который в результате принятия данных мер будет реализован на внутреннем рынке, составит около 200 тыс. тонн высокооктановых бензинов в месяц.

При этом в Минэнерго считают, что ситуация во многих проблемных регионах уже стабилизировалась или близка к этому. О том, что ажиотажный спрос на бензин падает, и обеспечение потребителей бензином и другими видами топлива постепенно налаживается, "Интерфаксу" рассказал пресс-секретарь Минэнерго РФ, советник министра Дмитрий Клоков.

В частности, он отметил нормализацию ситуации в Алтайском крае, Брянской, Ивановской, Новосибирской, Рязанской, Ярославской областях. При этом, по его словам, в Воронежской и Костромской областях ряд независимых сетей АЗС прекратил реализацию топлива, в то время как топливо с заправок вертикально-интегрированных нефтяных компаний отпускается без ограничений.

Наиболее сложной с обеспечением топливом Клоков назвал ситуацию в Кемеровской и Томской областях. "При этом следует отметить, что в Кузбассе реализация топлива с заправок вертикально-интегрированных компаний выросла вдвое. Ведутся переговоры с компаниями о переброске в регион дополнительных объемов", - сообщил он.

В целом, по его словам, сейчас доля недействующих из-за дефицита топлива заправок в целом по стране не превышает 2%. "Очереди фиксируются также примерно на 2% российских АЗС", - добавил он.

При этом Клоков отметил, что министерство и нефтяные компании уже согласовали планы поставок автобензинов в российские регионы: "Запланированные объемы на 25% превышают уровень спроса, что позволит создать дополнительные резервы".

К тому же пресс-секретарь Минэнерго пообещал, что "нефтяные компании обеспечат досрочное окончание или перенос сроков ремонта ряда нефтеперерабатывающих заводов". "Завершен ремонт на Ярославском НПЗ и НОРСИ, что позволило поставить дополнительные объемы топлива в субъекты Центрального федерального округа. В начале мая наибольший эффект ожидается от вывода из ремонта установки каталитического крекинга на Рязанском НПЗ", - отметил Клоков.

"В результате предметной работы с регионами отмечается постепенное снижение ажиотажного спроса. В большинстве проблемных регионов уровень товарных запасов восстановлен", - сообщил пресс-секретарь Минэнерго.

Действительно, проблем с топливом на АЗС в Сибири стало гораздо меньше. По информации корреспондентов "Интерфакса", ряд сетей АЗС все еще испытывает дефицит бензина, но в целом можно сказать, что ситуация стабилизируется. Вместе с тем, на прошлой неделе полностью исчез из продажи бензин марок Аи-80, Аи-95, Аи-92 на ряде независимых автозаправок Ярославской области. В праздники с нехваткой 95-го бензина столкнулись автомобилисты на московских АЗС. К тому же, как констатирует "ОМТ-Консалт", с 27 апреля по 3 мая цены на бензин в среднем по Москве повысились на 1,61%, а по Московской области - на 1,3%.

По мнению аналитиков компании, причиной того, что большинство крупных компаний подняли розничные цены на топлива, стало решение на ограничение экспорта нефтепродуктов - ради насыщения внутреннего рынка РФ бензином нефтяникам было дано разрешение поднять розничные цены. Так что в ближайшее время на данном рынке рост цен вероятнее всего продолжится, считают эксперты.

На компромисс между правительством и нефтяниками обращает внимание и старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. "Сейчас сложился такой момент, что компании будут его использовать, даже если для кратковременного, но повышения цен. Потом опять будет какое-нибудь соглашение о фиксации цен или снижении, но сейчас, если кто-то поднимает цены выше рынка, то вряд ли за этим последует разбирательство со стороны ФАС. Ситуация случилась сложная, и такой момент позволит заработать некоторым компаниям несколько больше прибыли, чем обычно", - заявил он в интервью Накануне.RU.

Причем Агибалов считает, что рост цен на бензин может превысить прогнозируемые Минэнерго параметры. "Было с самого начала ясно, что рост 5%, который прогнозировали чиновники из Минэнерго, был явно оценкой "на публику", а реально повышение может составить 10% и более", - предполагает эксперт.

Аналогичный прогноз по повышению цен на бензин дает и аналитик "Инвесткафе" Григорий Бирг. "Думаю, что роста цен на бензин в дальнейшем не избежать, и в мае он может составить более 10%", - заявил он Interfax-Russia.ru.

По его мнению, меры, предпринимаемые правительством, не решают проблему в долгосрочном периоде, так как дефицит произошел из-за особенностей налогового законодательства и постоянного сдерживания роста цен на бензин правительством и ФАС. "Все это при стремительно растущих ценах на нефть сделало переработку и реализацию нефтепродуктов на внутреннем рынке гораздо менее выгодным для российских нефтяных компаний", - отметил эксперт.

В свою очередь и старший аналитик ИК "Арбат Капитал" Виталий Громадин, обращает внимание на то, что меры правительства выглядят вынужденными и вытекающими из принятых ранее правительством неосторожных действий. "Виноваты ли нефтяники в неправильной интерпретации февральского сигнала правительства, которое хотело только снизить цены на дизельное топливо, или само правительство настаивало на заниженных ценах бензина в предвыборный год, но дефицит топлива был предсказуем при сохранении высокого ценного уровня на нефтяном мировом рынке", - пояснил Interfax-Russia.ru свою точку зрения эксперт.

В этой ситуации, считает он, запрет экспорта - экстренная необходимая мера: "В данном случае правительство прибегло к резкому увеличению экспортной пошлины на бензин в расчете на сближение доходностей экспорта и внутренних продаж".

При этом, убежден Громадин, один только запрет экспорта не сможет решить проблему дефицита, так как бензин можно придерживать или снизить его производство в ожидании более высоких, обоснованных высокими налогами и стоимостью сырья цен.

По его мнению, более обдуманным выходом из ситуации на фоне желания сдержать рост цен в преддверии выборов была бы отмена повышения акцизов в 2011 году. "Доходы бюджета выглядят достаточными с учетом высоких цен на сырье, и министерство финансов в принципе должно относиться к данной мере сейчас более лояльно. Логично, что при желании избежать сильного роста цен на бензин, акцизы можно было бы поставить в зависимость от стоимости нефтяного сырья на мировых рынках. А повышение экспортной пошлины, также как и запрет экспорта, может только лишить нефтяников желания производить бензин, если правительство не намерено возмещать денежные убытки от заниженных цен", - считает эксперт.

Громадин прогнозирует, что стоимость Аи-95 без давления со стороны правительства может взлететь выше 28 рублей за литр, а с учетом накаленности ситуации и приблизиться к 30 рублям. "Если правительство хочет избежать резкого роста и сохранить уровень цена на лето около 26 рублей за литр, то акцизы будут сокращены в ближайшем будущем", - предполагает собеседник Interfax-Russia.ru.

При этом эксперт напоминает, что всегда остается вариант с субсидированием фиксированных цен на топливо по примеру Китая. А для резкого повышения доли налогов в стоимости топлива по примеру Германии или Великобритании, где доля налогов в цене бензина порядка 80%, желательно заранее создать рыночное ценообразование, чтобы избежать неоднозначного ручного регулирования при опасениях относительно завышенных цен.

Обозреватель Анастасия Николаева