Interfax-Russia.ru — Россия немного снизила экспорт бензина после инцидента на НОРСИ. При этом в правительстве не видят проблем с обеспечением внутреннего рынка, нефтяным компаниям рекомендовано держать на АЗС стабильные цены.
"Абсолютно стабильной" считают в правительстве ситуацию на внутреннем рынке нефтепродуктов
В Минэнерго на минувшей неделе подтвердили небольшое Снижение экспорта бензина после остановки одной из установок на нижегородском НПЗ "ЛУКОЙЛа" — "Нижегороднефтеоргсинтез" (НОРСИ).
"Мы немного снизили экспорт, немножко повысили производство (бензина после аварии на НОРСИ — ИФ). Пока не видим проблем на ближайшие месяцы, а дальше будем смотреть", — сообщил журналистам министр энергетики РФ Николай Шульгинов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
При этом, по его словам, пожар на нефтебазе в Туапсе "не сказался на ситуации с топливообеспечением российских потребителей, поскольку объект является экспортоориентированным".
Стабильной ситуацию с обеспечением бензинами на внутреннем рынке назвал и вице-премьер РФ Александр Новак.
"Ситуация абсолютно стабильная с точки зрения обеспеченности бензинами, даже несмотря на ту ситуацию, которая случилась на нижегородском заводе "ЛУКОЙЛа", — заявил он на минувшей неделе журналистам, отвечая на вопрос о целесообразности введения запрета на экспорт бензинов.
Вице-премьер подчеркнул, что производство на отечественных НПЗ значительно выше, чем в прошлом году, и покрывает потребности в полном объеме. Кроме того, у России накоплены большие запасы топлива, а другие нефтяные компании готовы увеличить продажу дополнительных объемов на внутреннем рынке, в том числе на бирже.
"Поэтому я не вижу никаких проблем в этом плане, которые дестабилизировали бы ситуацию. Мы продолжим мониторить, продолжим работать с компаниями", — резюмировал Новак.
Нефтяным компаниям рекомендовано держать стабильные цены на топливо на АЗС
Снижение производства бензинов в стране обсудили 19 января на совещании вице-премьера с руководством нефтяных компаний, представителями Минэнерго, Минфина, ФАС, Минсельхоза, "РЖД" и Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТС).
Как сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с текстом протокола по итогам этого совещания, Минэнерго поручено представить график закупок нефтепродуктов для обеспечения работы сети АЗС "ЛУКОЙЛа". Со своей стороны сама НК запросила другие компании о закупке нефтепродуктов.
Также Минэнерго должно вместе с участниками рынка проработать вопрос об увеличении продаж нефтепродуктов на бирже и представить график ремонтов НПЗ. Нефтяным компаниям в свою очередь рекомендовано держать стабильные цены на АЗС, а РЖД — выделить дополнительные цистерны и локомотивы для поставок нефтепродуктов.
Кроме того, Минэнерго и ФАС должны изучить цены на нефтепродукты в субъектах РФ, в том числе по вертикально-интегрированным и независимым компаниям.
Федеральная антимонопольная служба уже заявила, что запросит у вертикально-интегрированных нефтяных компаний данные о разнице динамики цен бензина и дизельного топлива в опте и мелкооптовом сегменте.
В пресс-службе ФАС напомнили, что в декабре 2023 года оптовая стоимость нефтепродуктов значительно снизилась, однако у некоторых компаний в мелкооптовом сегменте цены не изменились.
К основным потребителям мелкооптового сегмента относятся независимые АЗС, промышленные предприятия, аграрии, транспортные предприятия-перевозчики, строительные компании и т.д.
Минэнерго, ФАС и Росстандарт помимо этого должны представить проект нормативно-правового акта, обеспечивающего выбор на АЗС базового и брендированного топлива на равных условиях. Ранее Новак отметил, что "отдельные заправки держат цены значительно выше из-за того, что продают только брендированное дизельное топливо с приставкой "экто" или "евро".
"Такого быть не должно. Необходимо обеспечить потребителю выбор — покупать базовое топливо по более низким ценам или дорогое брендированное", — считает вице-премьер.
Использующим роботов компаниям могут запретить закупать бензин на торгах
ФАС и СПбМТС также должны усилить контроль за деятельностью недобросовестных участников биржевых торгов, использующих торговых ботов.
Внимание регулирующих ведомств на резкий рост использования недобросовестных практик (так называемых роботов) при покупках нефтепродуктов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже обратили внимание сами участники топливного рынка.
Как рассказал "Интерфаксу" глава Российского топливного союза (объединяет розничных операторов топливного рынка) Евгений Аркуша, представители частных АЗС в письме руководству Минэнерго, Федеральной антимонопольной службе и СПбМТСБ с описали создавшуюся ситуацию.
По их словам, на фоне высокого биржевого спроса на нефтепродукты усилилась деятельность алгоритмических систем закупа, позволяющих рассчитывать, формировать и выставлять заявки в биржевые стаканы значительно быстрее, чем при работе вручную.
По словам Аркуши, подобные действия фактически закрывают возможность купить нефтепродукты на бирже добросовестным покупателям, в результате они вынуждены по завершению торгов на СПбМТСБ приобретать топливо у перекупщиков.
По факту роботы скупают все выставляемые лоты, не давая возможности добросовестным покупателям приобрести товар. И буквально сразу по окончанию торгов компании, использующие роботов, предлагают купить у них нефтепродукты с премией к биржевой цене, говорится в письме.
В качестве примера они описывают ситуацию, когда сеть независимых АЗС, обеспечивающая топливом в том числе медицинские, правоохранительные и другие экстренные службы, с 12 по 24 января не смогла приобрести на бирже бензины на некоторых базисах Центральной России.
Старший вице-президент СПбМТСБ Антон Карпов со своей стороны в беседе с "Интерфаксом" обратил внимание на то, что биржа следит за торговым поведением участников торгов. И, по его словам, критерии недобросовестных торговых практик дорабатываются с учетом проводимого анализа.
"Начиная с 2020 года при выявлении недобросовестных торговых практик материалы выносятся на рассмотрение совета секции "Нефтепродукты", и применяются меры воздействия вплоть до приостановки допуска к торгам", — сообщил Карпов.
Тема пресечения "серого" экспорта нефтепродуктов вновь актуальна
Вместе с тем власти России вернулись к теме пресечения "серого" экспорта нефтепродуктов, в том числе через ЕАЭС. Минэнерго, Минэкономразвития, ФТС и ФНС 31 января, к очередному совещанию в правительстве, должны представить в правительство предложения по недопущению "серого" экспорта.
С начала 2023 года правительство установило дополнительную пошлину в 20 тыс. рублей за тонну для компаний, непроизводящих моторные топлива, для борьбы с так называемым "серым экспортом" — когда экспортируется топливо, за которое производители получили из бюджета "топливный демпфер".
Однако летом, на фоне топливного кризиса правительство признало, что мера не сработала. 21 сентября был введен полный временный запрет на экспорт бензина и дизтоплива, а экспортная пошлина для непроизводителей была увеличена до 50 тыс. рублей за тонну и распространена почти на все виды нефтепродуктов.
Запретительные меры снимали постепенно — 17 ноября был отменен запрет на экспорт бензина, 22 ноября — на вывоз летнего дизтоплива. Эмбарго на экспорт из РФ зимнего дизельного топлива продолжает действовать.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Минэнерго РФ также предложило отказаться от заградительной пошлины для ряда нефтепродуктов и продуктов нефтехимии при соблюдении определенных условий, а также разрешить не платить повышенную пошлину для компаний, перерабатывающих до 0,5 млн т, а не 1 млн т в год.
Для отделения "производителей" от "непроизводителей" действует ряд критериев, в частности, компания должна иметь свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, в соответствии с которым в 2022 году была осуществлена переработка более 1 млн тонн нефтяного сырья. Теперь Минэнерго предлагает снизить этот порог до 0,5 млн т.
Рост цен на бензин в оптовом сегменте не угрожает ценам на АЗС
Тем временем биржевые цены на бензин продолжают активный рост. Он начался с 10 января, когда появились первые слухи о выходе в ремонт одной из установок на Нижегородском НПЗ "ЛУКОЙЛа".
На минувшей неделе, как свидетельствовали данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, стоимость Аи-95 уже превысила 50 тыс. рублей за тонну, Аи-92 — находилась вблизи этой отметки. Так, 92-й бензин подорожал на 8,7%: с 45 тыс. 315 рублей за тонну 19 января до 49 тыс. 271 рублей за тонну 26 января; 95-й — на 7,3%: с 48 тыс. 371 рублей за тонну 19 января до 51 тыс. 918 рублей за тонну 26 января.
В целом, с начала 2024 года Аи-92 подорожал на бирже уже на 21,7%, Аи-95 — на 18,2%.
При этом, отмечал в беседе с "Интерфаксом" старший вице-президент СПбМТСБ Антон Карпов, объем предложения бензина на бирже также продолжает расти: по Аи-92 он вырос за неделю на 2,27%, до 126 тыс. 600 тонн, по Аи-95 — на 4,33%, до 79 тыс. 200 тонн.
"На динамику биржевых цен на нефтепродукты продолжают оказывать влияние наличие платежеспособного спроса и сохраняющаяся интересная для покупателя цена", — считает Карпов.
По его словам, среднесуточный объем реализации бензина на бирже составляет более 53 тыс. тонн, что на 31,4% и 1,3% больше, чем в январе и декабре прошлого года соответственно.
Вице-премьер РФ Александр Новак со своей стороны также отметил, что наблюдающийся рост цен на бензин в оптовом сегменте не угрожает ценам на АЗС.
"То, что цены несколько отскочили от низкого уровня, ничего страшного нет, потому что они были на очень низком уровне — на бирже, на оптовом рынке. Главное, что цены на АЗС держатся, остаются на текущем уровне, не увеличиваются, для потребителей главное — цены на АЗС", — заявил вице-премьер РФ.
Росстат на минувшей неделе констатировал стабильность цены на бензин и дизельное топливо. По данным ведомства, потребительские цены на бензин в России с 15 по 22 января практически не изменились, увеличившись на 0,04% после роста на 0,02% с 10 по 15 января и на 0,45% с 1 по 9 января.
Что касается производства бензина, то, по данным Росстата, на неделе с 15 по 21 января оно увеличилось по сравнению с предыдущей неделей на 8,4% и составило 888 тыс. 100 тонн.