Россия / Точка зрения 28 октября 2010 г. 17:32

Блога на вас нет

Interfax-Russia.ru – Идеолог "единороссов" Алексей Чадаев испугал российский интернет тем, что чиновникам якобы могут запретить вести блоги. Но главный блогер страны уже дал на это свой ответ.

Прошедшая 22-25 октября в Москве Russian Internet Week (Неделя Российского интернета) так бы и осталась значимым событием для профессионалов, но не заметным для обычных пользователей, если бы на ней не выступил представитель единороссов Алексей Чадаев.

"Боги" и блоги

На одной из проходивших секций Чадаев припомнил "Братьев Карамазовых" Федора Достоевского и отметил, что власть держится на трех китах – "чуде, тайне и авторитете". Блоги чиновников, по словам Чадаева, рушат как чудо, так и тайну, а иногда добираются и до авторитета. Вот почему те, кто во власти, не должны публично делиться подробностями своего времяпрепровождения. С другой стороны, если чиновники, по словам Чадаева, будут "шарашить казенные телеги" (писать сухим и официальным языком - ИФ), то их "посты" никто не будет читать. А, значит, чтобы не заигрываться с основами власти, чиновникам надо запретить вести блоги. Тех же, кто все-таки ведет их тайно, надо наказывать. А вообще лучше сосредоточиться на создании электронного правительства – это, по мнению Чадаева, будет полезнее.

Слова Чадаева о запрещении блогов сразу же подхватили и размножили большинство интернет-ресурсов. Еще бы - ведь высказался руководитель политического департамента центрального исполнительного комитета "Единой России". По сути, идеолог партии.

Впрочем, самой "Единой России" иногда приходилось открещиваться от сказанного Чадаевым. Например, тогда, когда он заподозрил, что акции несогласных и интриги некоторых чиновников Кремля связаны между собой и направлены на подрыв сложившейся политической системы.

Но в этот раз от сказанного начал открещиваться сам Чадаев. Он обвинил ресурсы в умышленном искажении его слов.

"Журналисты извратили мои слова с точностью до наоборот, - сообщал Чадаев в эфире "Вести – ФМ". - Я говорил о том, что надо стимулировать чиновников к тому, чтобы вести блоги и назначать на высшие государственные должности тех людей, которые понимают в этом деле и умеют это. То, что сегодня цитируется и распространяется, касается совсем другого аспекта – предъявление частной жизни человека в блоге. Сегодняшний блог – это атрибут частного лица. Но государственный чиновник он при исполнении 24 часа в сутки 7 дней в неделю, поэтому я говорил о том, что неправильно пользоваться блогами как средством самопрезентации себя в качестве частного лица".

На своем личном сайте Чадаев впоследствии даже указал на тех, кто, по его мнению, извратил его слова.

"…мои слова исказили, переврали и испошлили злонамеренные агенты конкурирующих партий. Действовавшие по прямому указанию Миронова, Зюганова и Игоря Лебедева, - признавался Чадаев. - Ответ на эту злостную провокацию врагов будет решытельным, жостким и беспощадным (орфография сохранена - ИФ). Как мы умеем".

Однако слова Чадаева тут же прокомментировал однопартиец, который был на пресловутой секции.

"Алексей, не было там никаких агентов, – комментировал пост пользователь по имени Николай. - Я сам член партии и присутствовал на этом мероприятии. Мне откровенно стыдно было. Если ты занимаешь столь высокий пост, то уж соизволь соответствовать".

На инициативу Чадаева отреагировал один из самых заядлых блогеров-губернаторов Никита Белых.

"Я думаю, сначала нужно узнать, как к этому относится главный блогер нашей страны – Дмитрий Анатольевич Медведев, это раз. Во-вторых, я считаю, что запретить вести блоги – означает не представлять себе всех тенденций развития общества, в том числе информационного общества, которые происходят в России, - сообщил кировский губернатор "Русской службе новостей".

По мнению Белых, модель чуда, тайны и авторитета присуща обществам "авторитарного характера, когда сакральность власти - необходимый атрибут, когда власть должна быть чем-то таким непонятным и неведомым".

"…Важно, чтобы общество воспринимало власть не как людей, которые ходят с нимбами над головой – тем более что мы прекрасно понимаем, что это не так – а таких же простых, смертных людей, которые выполняют государственную функцию на деньги налогоплательщиков", - сообщал Белых. Запретить, по его мнению, вести чиновникам блоги невозможно, поскольку чиновник такой же элемент общества, что и "не-чиновник".

Самый легкий способ подавить бунт

Интересно, что теперь блогами увлеклись даже те чиновники, которые их не ведут, и кто, казалось бы, представляет собой поколение довольно далекое от всеобщей компьютеризации.

Так, например, в середине октября губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко призналась о том, что "подсела" на iPad и регулярно по утрам просматривает блоги обычных пользователей. Правда, как рассказала Матвиенко, она была поражена тем, насколько многие блогеры абсолютно не информированы.

"Надо найти возможность, чтобы они реальной жизнью жили, а не только виртуальной", - заключала Матвиенко.

Между тем, Чадаев, по всей видимости, выразил возмущение той части чиновничьего корпуса, которая находится в оппозиции Зеленину в нашумевшей истории с червяком в кремлевском салате.

Одним из ее представителей можно считать губернатора Псковской области Андрея Турчака. Он выступает за блоги, но не одобряет увлечения чиновниками "Твиттером".

"Я считаю нужным присутствовать в живом журнале, чтобы получать объективную информацию от жителей, и иметь свой блог, который кто-то называет жалобной книгой губернатора, благодаря которому я оперативно узнаю о проблемах и даю поручения главам районов", - рассказал Турчак.

"История с червяком вообще за гранью добра и зла и человеческого разума. Я думаю, это увлечение моих коллег описывать свой каждый шаг: вот я встал, вот я сел - это временная мода", - предположил псковский губернатор.

Несмотря на то, что запрет чиновничьих блогов так и остался всего лишь инициативой, обсуждение в блогосфере дошло до такой точки кипения, что сам Чадаев решил разрядить обстановку довольно ироничным способом.

"Мы ж с вами понимаем, что запрещать крапивному семени в блогах писать - это полумера. Надо чиновникам вообще говорить запретить, чтоб не мололи лишнего. И языки отрезать на всякий случай. И не только язык - зря ли в Китае на высшие госдолжности только евнухов брали? То-то", - зло пошутил Чадаев на своем сайте.

Политологи сходятся на том, что подобные заявления очень хорошо характеризуют отношения внутри самой "Единой России" – несмотря на внешнюю монолитность, внутри партии существует определенное недоверие к моральному облику и поведению своих же членов. И вообще если чиновников предлагают таким образом "обезопасить" от народа - значит, в самих чиновниках что-то не так.

Аналогичные мысли чуть было не вызвала недавняя "коллизия" в московской мэрии. 27 октября журналисты не смогли осветить первое заседание с участием нового градоначальника. По очень простой причине - их просто не пустили в столичную мэрию. В кулуарах Собянина заподозрили в закрытости – до своего назначения чиновник избегал всякой публичности и общения с прессой.

Однако заместитель мэра Александр Горбенко развеял эти подозрения, сообщив, никто отгораживаться от прессы не собирается, и мэрия впредь будет открыта для журналистов. Помимо этого журналисты вновь смогут участвовать в еженедельных объездах с мэром Москвы. В случившемся же Горбенко пообещал разобраться.

Как считают эксперты, по крайней мере, в президентство Медведева закрытость чиновникам не грозит вообще. Инициативы нынешнего президента напоминают указы Петра Первого, который повелел боярам говорить без бумажки, дабы дурость всякого сразу видна была. А такая проверка, в конце концов, полезна и самой власти.

По той же причине не стоит ожидать и другого шага, которого блогосфера боится как огня: ограничения свободы слова в интернете. По мнению западных политологов, плюрализм мнений, сложившийся в Рунете, - довольно точный "градусник" общественных настроений в российском обществе. Иными способами эти настроения узнать будет гораздо сложнее.

То, что государство ринулось в довольно чуждую среду, не регулируя ее, а играя по общим правилам, означает, по мнению политологов, готовность не оставаться в стороне и, в конце концов, "сбить температуру".

Примерно то же говорят и приближенные к Кремлю политтехнологи.

"Политик не имеет право обходить эту среду (блогосферу - ИФ), - признавался в конце 2009 года Глеб Павловский. - Медведев мужественно поступил - как Екатерина Вторая, которая объявила себя самарской помещицей в момент, когда бушевал крестьянский бунт. Или президент Кеннеди, который сказал "Я – берлинец" перед лицом Берлинской стены. Медведев сказал: я – блогер. Это не значит, что ему это очень приятно. Он считает, что через это надо идти, и через это надо пройти. И он ведет не всю страну, конечно, но ее часть в этом направлении".

Сам президент косвенно ответил на претензию идеолога единороссов в том, что личное может дискредитировать официальное.

В разгар скандала с Чадаевым, считавшего, что чиновники не должны рассказывать какие фильмы они посмотрели вчера вечером, Медведев написал: "Полезная вещь Twitter, однако. Вот обнаружил ролик о том, как я провел этим летом". Неправильностью фразы президент прозрачно намекал, на то, что знаком с фильмом-призером последнего Берлинале.

А спустя пару дней Медведев пошел дальше, выложив ссылку на пресловутый ролик. Им оказалось выступление команды КВН "Уральские пельмени", показывавшей сценку о том, как Медведев летом отдыхает на даче. Вещь довольно далекая от официальной политики.

Это в определенном смысле стало политическим заявлением: идти, по Достоевскому, в "великие инквизиторы", чья власть базируется на пресловутых трех китах – "чудо, тайна и авторитет", нынешний президент не собирается.

Обозреватель Алексей Дружников