Interfax-Russia.ru - Хамовнический суд Москвы вновь отказал в отводе двух прокуроров, участвующих в рассмотрении второго дела в отношении Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, но их адвокаты подают другое ходатайство.
Как передал из здания суда в пятницу днем корреспондент "Интерфакса", судья отклонил заявление защиты экс-руководителей "ЮКОСа" и МФО "Менатеп" об отводе из процесса прокуроров Дмитрия Шохина и Валерия Лахтина. "Заявление защиты подсудимых Ходорковского и Лебедева, и самих подсудимых оставить без удовлетворения", - сказал судья Виктор Данилкин, рассматривающий дело, добавив, что никаких оснований для отвода прокуроров нет.
Адвокаты обвиняемых, как и прежде, настаивают на обратном. Защита полагает, что оба гособвинителя заинтересованы в исходе дела, в том числе в связи с тем, что Шохин участвовал в качестве прокурора в первом судебном процессе по делу "ЮКОСа", а Лахтин поддерживал обвинение при рассмотрении вопросов о мере пресечения бывшим руководителям компании. Заявление об отводе прокуроров было сделано адвокатами Ходорковского и Лебедева накануне - в четверг.
Сами "нежелательные" прокуроры в унисон с судьей заявили, что никаких оснований для их отвода нет. "Я категорически заявляю, что какой-либо заинтересованности ни Лахтин, ни я, тем более для разрешения уголовного дела, не имеем", - заявил Шохин. Он добавил, что адвокатами основания для удовлетворения отвода также не приведены. Его коллега Лахтин заявил, что его позиция в отношении Ходорковского и Лебедева складывается не из субъективного восприятия, "а на основании оценки доказательств, которые собраны по делу".
Отметим, что Ходорковский и Лебедев в рамках второго дела обвиняются в преступлениях, предусмотренных пунктами "а, б" ч.3 ст.160, ч.3 ст.174, ч.4 ст.160 и ч.4 ст.174-1 УК РФ. Это означает, что оба они, по версии обвинения, организованной группой похитили вверенное чужое имущество в крупном и особо крупном размерах с использованием своего служебного положения, а кроме того совершили, используя все то же служебное положение, крупные финансовые операции и другие сделки с "денежными средствами и иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем", использовав их в последствии в коммерческих или иных целях.
Предварительное следствие подтвердило, что Ходорковский и Лебедев в составе организованной группы незаконно присвоили и потом легализовали акции дочерних обществ ОАО "Восточная нефтяная компания" в период в 1998-2000 гг. на сумму 3,6 млрд рублей. Кроме того, обвинение считает, что фигуранты процесса похитили "путем присвоения нефти" более 892,4 млрд рублей и также легализовали часть этих денег. В результате Ходорковский и Лебедев обвиняются сразу по трем статьям УК РФ, две из которых предусматривают наказание до 15 лет заключения, а еще одна - до 10.
Между тем, адвокаты обвиняемых просят суд поставить перед Следственным комитетом при прокуратуре (СКП) РФ вопрос о проведении доследственной проверки по факту фальсификации доказательств и служебного подлога в рамках расследования второго уголовного дела в отношении бывших руководителей "ЮКОСа".
В ходе пятничного судебного заседания после отказа в отводе прокуроров адвокаты подсудимых заявили новое ходатайство - о возвращении дела прокурору для устранения нарушений в обвинительном заключении. Адвокат Константин Ривкин отметил, что "отсутствуют условия для объективного рассмотрения дела в суде и вынесения правосудного приговора".
Зачитав общее ходатайство защиты, он напомнил, что в ходе предварительного слушания адвокаты уже просили вернуть дело прокурору в связи с допущенными нарушениями, препятствующими рассмотрению дела в суде. В том числе, тогда Ривкин и его коллеги обращали внимание суда на отсутствие списка свидетелей стороны защиты в деле, разночтения по предмету преступления, а также отсутствие конкретизации суммы нанесенного ущерба и указания разных организаций в качестве потерпевших. Однако суд отказал в удовлетворении ходатайства.
Сейчас появились другие, более веские основания, свидетельствующие, по мнению стороны защиты, о необходимости возвращения дела прокурору. Приводя пример, Ривкин отметил, что в обвинительном заключении цитируется документ за подписью Лебедева, но такого документа за подписью подсудимого в деле нет. "Этот процессуальный акт (обвинительное заключение) не соответствует УПК РФ", - сказал адвокат, добавив, что кое-что в обвинительном заключении не соответствует материалам дела, в том числе и показаниям свидетелей.
Экс-глава корпорации "ЮКОС", естественно, поддержал ходатайство: "Обвинительное заключение само себе противоречит. Ненормально, что подсудимый должен защищаться от своих предположений, основанных на выборке из обвинительного заключения, которое создает хоть чуть связанную картину". "Не знаю, как по такому обвинению суд будет принимать решение, а мы будем вести защиту", - сказал Ходорковский. Лебедев тоже обратил внимание на ряд несоответствий. Он, к примеру, сказал, что следователем по его ходатайству была приобщена копия его трудовой книжки, в которой указывается, что с 1999 года он не имел трудовых отношений с "ЮКОСом", но, по словам бывшего главы МФО "Менатеп", прокурор Валерий Лахтин в ряде документов утверждал, что в компании "ЮКОС Москва" Лебедев работал вплоть до дня ареста в 2003 году. "Конечно, а как же создать хоть какую-то привязанность к тем событиям, которые сфальсифицированы в деле", - ядовито заметил подсудимый.
Вместе с тем, поводы для возмущения Ходорковского и Лебедева возникают все чаще. Например, когда в пятницу по требованию стороны обвинения была отключена трансляция из зала суда в помещение для прессы. "В связи с тем, что процесс перешел в стадию непосредственного исследования доказательств, а также для того, чтобы исключить утечку информации для свидетелей, которые не могут присутствовать на данной стадии процесса, суд удовлетворил ходатайство стороны обвинения", - объяснила этот эпизод "Интерфаксу" руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева. Она, правда, отметила, что журналисты могут присутствовать непосредственно в зале заседания.
Тем не менее, адвокаты подсудимых выразили протест против такого решения, отметив, что оно является "запретом на деятельность СМИ в том формате, который был установлен судом ранее". По словам Владимира Краснова, такой поворот событий не соответствует интересам справедливости, гласности, открытости, разбирательства по уголовному делу, "к которому имеется значительный интерес".
Впрочем, возможно, именно потому, что интерес к процессу значительный, грубых нарушений чьих-либо прав в ходе суда не должно быть допущено. Особенно на это надеются правозащитники. Кстати, за соблюдением прав подсудимых теперь следят не только в России. Сразу восемь международных правозащитных организаций на днях направили открытое письмо президенту РФ Дмитрию Медведеву, в котором призвали российские власти провести справедливый судебный процесс.
В письме, распространенном в Вашингтоне, представители международных организаций, в том числе "Международной амнистии", "Фридом Хаус", "Хьюман Райтс Уотч" подчеркнули, что будут следить за развитием ситуации, а также за тем, как правительство России будет соблюдать эти важные принципы по ходу рассмотрения этого громкого дела.
Напомним в заключение, что о новом деле в отношении Ходорковского и Лебедева стало известно в 2005 году, когда завершался первый судебный процесс, по итогам которого оба фигуранта были осуждены за мошенничество и уклонение от уплаты налогов на восемь лет лишения свободы каждый.
В декабре 2006 года по требованию Генпрокуратуры они были этапированы из колоний в следственный изолятор Читы для проведения расследования по второму делу - на сей раз об отмывании денежных средств. В начале февраля 2007 года Генпрокуратура РФ предъявила Ходорковскому и Лебедеву новые обвинения, а 16 февраля этого года - утвердила их.
Между тем, Ходорковский в последнее время не раз заявлял о том, что ему до сих пор не разъяснили суть нового обвинения. Кроме того, он, как и его сосед по скамье подсудимых, продолжает настаивать на недопустимости участия в процессе прокуроров Шохина и Лахтина.
Ранее Хамовнический суд Москвы уже отказывал адвокатам Ходорковского и Лебедева в прекращении уголовного дела и других ходатайствах, в том числе об отводе названных выше прокуроров. Зато судья Виктор Данилкин удовлетворил ходатайство прокуратуры и продлил срок содержания обвиняемых под стражей на полгода.
Обозреватель Сергей Нагорный