Россия / Точка зрения 22 ноября 2022 г. 17:42

Безопасные мессенджеры

Interfax-Russia.ru - Минпромторг рекомендовал промпредприятиям отказаться от иностранных мессенджеров и сервисов видеоконференцсвязи. Ранее с аналогичным предложением выступило Минпросвещения.

Безопасные мессенджеры
© РИА Новости. Рамиль Ситдиков

Минпромторг России направил руководителями промышленных предприятий обращение с просьбой отказаться от использования иностранных мессенджеров и систем видеоконференцсвязи, включая Zoom, Skype и WhatsApp, для служебных целей, сообщил "Коммерсантъ" со ссылкой на письмо министерства, датированное 13 октября. Как поясняется в документе, эта мера необходима для обеспечения безопасности информации. В качестве альтернативы Минпромторг предлагает сервисы российских разработчиков, состоящих в реестре отечественного ПО.

По данным "Коммерсанта", в реестре российского софта (РРС) в настоящее время зарегистрировано 258 коммуникационных программных продуктов, у 74 из них соответствующий код классификатора указан основным. Среди мессенджеров и программ видеосвязи, включенных в РРС, "Яндекс.Мессенджер" и "Яндекс.Телемост", Jazz (разработан "Сбером"), TrueConf, "Контур.Толк", ICQ и "ТамТам", а также "VK мессенджер" (представлен в реестре в составе решений "ВК Экосистема").

"Сейчас отечественные разработки будут продвигаться, развиваться, будут уходить всякие "баги" - то есть функции (у приложений, программ – ИФ) будут исправлять; то, что плохо работает, налаживать", - сообщил Interfax-Russia.ru доцент научно-учебной лаборатории информационной безопасности Сибирского федерального университета (СФУ, г. Красноярск) Виктор Туговиков.

Эксперт также отметил, что считает оправданной рекомендацию Минпромторга об отказе от иностранных мессенджеров и систем видеоконференцсвязи.

"С точки зрения государства это, конечно, оправдано. Спецслужбы, как правило, предъявляют к разработчикам программного обеспечения в США, Китае, да и в любой другой стране определенные требования. Они сводятся к тому, что они в любой момент могут обратиться к таким компаниям и затребовать информацию, которая обрабатывается в тех же мессенджерах, в целях внешней разведки", - пояснил Туговиков.

Вместе с тем, по его словам, чтобы мессенджеры и системы видеоконференцсвязи работали корректно, их необходимо время от времени обновлять, что также создает определенные проблемы в текущей ситуации.

"В системах периодически появляются уязвимости. Через них злоумышленники могут украсть или заблокировать информацию, осуществить какую-то информационную атаку на смартфоне или компьютере. Чтобы этого не произошло, систему нужно обновлять. Однако сейчас необходимые обновления часто блокируются производителем из-за того, что он из недружественной нам страны. И таким образом, мы можем просто получить уязвимую систему связи, она у нас не будет "закрываться" привычными нам "заплатками", которые мы регулярно получаем с обновлениями", - сказал доцент.

Вместе с тем, по его словам, были ситуации, когда определенные программные продукты, созданными иностранными разработчиками, переставали работать после обновления.

Ранее прекратить использование WhatsApp и других иностранных мессенджеров в подконтрольных учреждениях рекомендовало министерство просвещения РФ. В качестве альтернативы учителям предложили систему "Моя школа".

"Речь идет исключительно о рекомендациях по работе с государственной системой "Моя школа" и ее компонентами, среди которых есть и элементы от ведущих российских компаний в сфере ИТ. Содержание рекомендаций также касается только работ в рамках Федеральной государственной информационной системы (ФГИС)", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе ведомства.

В министерстве подчеркнули, что "система образования не регламентирует и не регулирует сферу общения и каналы коммуникации, которые используют родители школьников".

Позже в своем телеграмм-канале ведомство распространило сообщение, в котором уточнило, что рекомендует "ограничить применение в рамках образовательного процесса иностранных мессенджеров и обеспечить апробацию информационно-коммуникационной образовательной платформы ("Сферум") с использованием российского мессенджера - VK Мессенджер". Как полагают в министерстве, используемые в школах отечественные программы "Моя школа"/"Мой колледж", а также "Сферум" "прошли апробацию и привычны учителям, существенно снизили излишнюю бюрократическую нагрузку, сделав учебный процесс комфортным и интересным для всех участников".

О том, касается ли эта рекомендация школьников, не сообщалось.

Между тем, согласно опросу ВЦИОМ, абсолютное большинство опрошенных школьников старше 14 лет, школьных учителей и родителей учеников 1-11 классов пользуются мобильными приложениями-мессенджерами для личного общения, однако есть и те, кто решает через них школьные вопросы.

"Личное общение является главным назначением мессенджеров во всех целевых аудиториях (96% среди родителей, по 94% среди школьников и учителей), но не единственным: мессенджеры стали незаменимыми помощниками и на работе, и в образовательном процессе. В первую очередь это касается учителей (по работе — 93%); после личного общения учебные вопросы на втором месте идут у школьников (по собственной учебе - 78%), а у родителей эта цель занимает третье место (по учебе/занятиям ребенка - 58%)", - говорится в пресс-релизе ВЦИОМ.

В топ-3 самых популярных мессенджеров у школьников вошли "ВКонтакте" и/или "VK Мессенджер" (62%), Telegram и WhatsApp (58% и 55% соответственно). Четвертую и пятую строчки заняли Viber (14%) и TikTok (5%).

В топ-5 наиболее популярных мессенджеров, используемых учителями для обсуждения школьных вопросов, вошли WhatsApp, Telegram, "ВКонтакте" и/или "VK Мессенджер", Viber и "Сферум". У опрошенных родителей в этот рейтинг вошли WhatsApp, Viber, Telegram, "ВКонтакте" и/или "VK Мессенджер" и "Одноклассники".

"Для обсуждения школьных вопросов подавляющее большинство школьников (88%) и учителей (82%) используют до трех мессенджеров и соцсетей, тогда как половина родителей - один (53%)", - отмечается в пресс-релизе.

Как показал опрос, учителя, школьники, родители одинаково ценят в мессенджерах отсутствие спама (53-57%) и безопасность, защиту данных (49-51%). Каждый второй опрошенный школьник и педагог также отмечали поддержку мессенджера с разных устройств (50% и 48% соответственно). При этом школьники чаще других целевых аудиторий считают важной функцию настройки/отключения уведомлений отдельных чатов (49%) и разнообразие функций и инструментов для общения (46%), а учителя - защиту переписки от нежелательного контента (50%).

"Абсолютное большинство от всех опрошенных во всех целевых аудиториях в том или ином виде используют голосовые сообщения (95-97%). Как правило, школьники, учителя и родители отправляют сами и получают голосовые сообщения от других: 80%, 68% и 66% соответственно", - также отмечается в сообщении.

Данный опрос ВЦИОМ проводил с 21 по 27 октября 2022 года. В нем приняли участие 852 школьника, 855 родителей школьников, а также 747 учителей.

Обозреватель Наталья Пономарева