Interfax-Russia.ru – Россия наложила вето на создание трибунала по крушению малазийского Boeing. Это решение подпортило репутацию стране, однако другого выбора ей не оставили.
Несколько дней назад мир вспоминал погибших в катастрофе самолета Boeing-777, произошедшей 17 июля 2014 года в небе над юго-востоком Украины.
Спустя более чем год после трагедии Совет Безопасности (СБ) ООН рассмотрел проект резолюции по вопросу создания международного трибунала для расследования причин крушения воздушного судна.
Инициатором подготовки и принятия резолюции выступила Малайзия. По заявлению властей этой страны, трибунал преследовал бы "единственную цель: добиться судебного преследования тех, кто несет ответственность за преступление, связанное со сбитым самолетом". По данным "Коммерсанта", документ содержал жесткие параграфы – вплоть до применения санкций и силы в отношении стран, не исполняющих резолюцию.
На состоявшемся голосовании Россия воспользовалась правом вето, став единственной страной, проголосовавшей "против". "За" принятие проекта высказались 11 государств, еще три воздержались.
Ранее в российском МИД называли идею создания международного трибунала "преждевременной и нелогичной". Постпред России при ООН Виталий Чуркин заранее заявил, что Россия готова блокировать принятие резолюции, воспользовавшись своим правом вето.
"Мы будем голосовать против. В этом у меня сомнений нет", - сказал он журналистам.
Идут единым фронтом
Идею создания трибунала поддержали Австралия, Бельгия, Украина. При этом президент Украины Петр Порошенко и австралийский премьер Тони Эббот в телефонной беседе договорились "тесно координировать эту важную инициативу, в том числе на уровне глав внешнеполитических ведомств", сообщила пресс-служба украинского президента.
Эти страны высказывали готовность так или иначе "протащить" проект резолюции. Так, глава австралийского МИД Джулия Бишоп заявила, что ее задача - добиться, чтобы на резолюцию по созданию трибунала не было наложено вето.
"Мы не должны позволить наложить вето в Совете Безопасности ООН, которое позволит избежать правосудия", - процитировала заявление министра австралийская газета Sydney Morning Herald.
Одним из активных поборников создания трибунала являлась также Украина, которая, по утверждению ополченцев Донбасса, виновна в крушении авиалайнера. В министерстве иностранных дел этой страны ранее заявили о необходимости и своевременности создания международного трибунала.
"Создание Советом безопасности (ООН) трибунала до завершения уголовного расследования будет гарантировать максимальную деполитизацию этого вопроса. Судьи, прокурор и секретарь трибунала будут назначаться генеральным секретарем ООН. Прокурор будет полностью независимым и иметь право на проведение дополнительных самостоятельных расследований", - говорится в пресс-релизе, размещенном на сайте украинского МИД.
Президент Украины Петр Порошенко в свою очередь раскритиковал Россию за блокирование идеи создания международного трибунала.
"Это станет катастрофой для самой России, поскольку это было бы признанием ответственности", - сказал Порошенко в интервью американскому изданию Wall Street Journal.
Между тем, выступив против трибунала, Россия не только настаивает на продолжении независимого расследования трагедии, но и предлагает компромиссные варианты. Так, незадолго до голосования по малазийскому проекту резолюции РФ представила собственный проект резолюции, который был рассмотрен на закрытом заседании СБ ООН. В документе, в частности, подчеркивалось, что "установление истинных причин этого авиационного инцидента необходимо для привлечения к ответственности виновных", однако ничего не говорилось о создании трибунала.
Российский вариант резолюции СБ ООН не устроил, однако представитель России после заседания давал ему достаточно оптимистичную оценку.
"Мне кажется, что эта спешка (с созданием трибунала) преодолена, а если спокойно, тщательно поработать, то можно выйти на достойное решение. Я надеюсь, что именно так это и произойдет", - сказал Чуркин по окончании заседания, однако прогноз не сбылся.
Президент России Владимир Путин сожалеет, что предложенный вариант не нашел поддержки у СБ ООН.
"Выражено сожаление в связи с тем, что этот компромиссный проект не был поддержан государствами, выступающими за создание Международного трибунала по катастрофе самолета "Малайзия Эйрлайнз", - сообщила пресс-служба Кремля по итогам телефонного разговора между Путиным и премьер-министром Нидерландов Марком Рютте.
Заложники ситуации
Отказавшись поддержать резолюцию о создании трибунала, РФ несет репутационные потери. Однако есть ли у России альтернатива? По мнению журналиста Владимира Познера, страна в этой ситуации оказалась фактически между двух огней.
"Уровень антироссийских настроений (на Западе – ИФ) сегодня таков, что считать Россию виновной – в порядке вещей. Так что я понимаю отношение президента Путина к вопросу о создании международного трибунала в вопросе сбитого авиалайнера: он убежден, что суд заранее решит, что виноваты повстанцы, которых оружием снабдила Россия, поэтому виновата Россия", - пишет Познер на своем сайте.
С другой стороны, по его мнению, ветирование Россией предложения о создании трибунала "волей-неволей" наводит на мысль о причастности страны к инциденту с Boeing.
"Вот и получается, что в любом случае Россия проигрывает с точки зрения общественного мнения", - заключил Познер.
Против международного трибунала по Boeing выступали также в Донецкой народной республике. Они вслед за Россией указывали, что крушение самолета не является геноцидом, а, следовательно, не подпадает под требования создания международного трибунала.
"Для создания международного трибунала есть ряд определенных требований. Одно из фактических требований - это систематичность преступления: геноцид и прочее. К Boeing это никаким образом прикрепить не получается", - цитирует полномочного представителя самопровозглашенной Донецкой народной республики на переговорах Контактной группы в Минске Дениса Пушилина Донецкое агентство новостей.
Официальная позиция властей России, озвученная Чуркиным, состоит в том, что резолюция, поступившая на рассмотрение СБ ООН - "явная попытка создать еще один очаг конфронтации, который мог бы иметь очень далеко идущие последствия для международных отношений в условиях, когда в мире очень много проблем, требующих всестороннего сотрудничества".
Иными словами, власти России заранее не верили в справедливость трибунала и всеми силами противились появлению страны "на скамье подсудимых", что неминуемо привело бы к международной изоляции. Посол РФ в Малайзии Валерий Ермолов прямо назвал идею трибунала по Boeing попыткой устроить "судилище".
"Совбез ООН, похоже, используется для того, чтобы под предлогом трагедии с Boeing МН17 устроить "судилище" над Россией в связи с ситуацией на Украине и, в конечном итоге, изолировать нашу страну в соответствии с узкими интересами отдельных государств", - сказал Ермолов, текст заявления которого поступил в "Интерфакс".
Вместе с тем, похоже, что сами россияне идею создания трибунала в целом поддерживали, следует из опроса "Левада-центра".
К инициативе положительно отнеслось относительное большинство (47%) опрошенных. Не нравится данное предложение 19% граждан, треть (34%) затруднилась с ответом.
Результаты опроса также показывают, что жители страны верят в непредвзятость международных судов и одновременно уверены в непричастности России к катастрофе. Так, 44% россиян считает, что ответственность за гибель людей, летевших на малазийском Boeing, несут украинские военные, еще 41% обвиняет официальный Киев.
"Граждане верят, что Россия не виновата, а правда восторжествует", - прокомментировал итоги опроса политолог Федор Лукьянов газете "Ведомости".
Обозреватель Елизавета Паршукова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook