Interfax-Russia.ru – Жительница Челябинской области намерена получить 5 млн рублей от роддома в качестве компенсации за то, что 12 лет растила чужого ребенка.
В отличие от кинематографических девочек-близнецов Зиты и Гиты из знаменитой болливудской мелодрамы уроженки города Копейска Ирина и Анна совсем непохожи. Одна – черноволосая при русых родителях, вторая – светленькая при отце – этническом таджике. В остальном их история может затмить любой индийский кинохит.
Девочки появились на свет в один день в роддоме Копейска. Благодаря телепрограмме "Пусть говорят" их лица увидели миллионы россиян. А уж в небольшом южноуральском городе, где до сих пор живут семьи Иры и Ани, их историю теперь знают все.
В декабре 1998 года в семьях Андрущак и Искандеровых родились девочки. При выписке детей перепутали, и биологическая дочка Наймата Искандерова попала в семью Андрущак, ее назвали Ириной. А биологическая дочка Юлии и Андрея Андрущак – к Искандеровым, где ей дали имя Аня.
Как рассказывал журналистам Наймат Искандеров, он никогда не сомневался в своем отцовстве, ведь мама Ани была русской. Но семейная жизнь не сложилась, при этом Аня и четыре ее сестры остались с отцом. Семейная жизнь Юлии и Андрея Андрущак тоже закончилась разводом. Но здесь события приняли совсем другой оборот.
Как выяснилось, глава семьи с самого начала сомневался в своем отцовстве. И когда Юлия после развода подала на алименты, бывший супруг выдвинул встречный иск, где отказывался от отцовства. Юлия потребовала проведения генетической экспертизы. А когда экспертиза была проведена, выяснилось, что Ира вообще не ее родной ребенок. Установить, в какую семью отправилась биологическая дочь Юлии и Андрея, смогли в прокуратуре. После этого правду узнал и Наймат Искандеров.
Спустя много лет восстановить, на каком этапе произошла роковая ошибка, невозможно. Ясно одно – девочек перепутали в родовом зале, где медики принимали двое родов практически одновременно. Записывать данные мамы и младенца на специальную бирку из клеенки должна была акушерка. При этом во время родов в этот день врачам помогала опытная акушерка с многолетним стажем. Как она могла совершить ошибку непонятно, но это произошло.
Теперь Юлия, носящая после развода с Андреем Андрущак фамилию Беляева, намерена получить от роддома в качестве компенсации 5 млн рублей. Кроме того, как она заявила в телепрограмме, она хотела бы забрать родную дочь, Анну, на воспитание в свою семью. Юлия второй раз вышла замуж и утверждает, что материальное состояние ее семьи позволяет дать старт в жизни еще одному ребенку.
3 октября Копейский городской суд назначил дату рассмотрения иска Юлии Беляевой. "Рассмотрение иска Беляевой по существу начнется 28 октября в 10:00 местного времени", - сообщила агентству "Интерфакс-Урал" консультант горсуда Елена Еремина.
Впрочем, в администрации Копейска сомневаются, что Юлия Беляева и Наймат Искандеров (он также подал аналогичный иск в суд) сумеют взыскать с городского роддома такие деньги.
"Я, конечно, не юрист и не экономист, но точно могу сказать – подобных сумм в распоряжении роддома просто нет. Даже если суд обратит взыскание на имущество медицинского учреждения – что им, аппаратуру продавать, чтобы расплатиться?", - заявил исполняющий обязанности начальника информационно-аналитического управления администрации Копейского городского округа Алексей Нагуманов.
Между тем Наймат Искандеров уже рассказал журналистам местных СМИ, на что намерен потратить деньги в случае выигрыша иска. Он мечтает о том, чтобы выстроить дома для двух семей рядом. Тогда, по мнению, Аня и Ира росли бы на глазах у всех родителей - и приемных, и родных.
Как сообщили Interfax-Russia.ru в администрации Копейска, история, произошедшая в роддоме 12 лет назад, потрясла всех, кто работает в нем сегодня.
"Коллектив очень переживает эту ситуацию. Конечно, она случилась очень давно. Мало кто из тех, кто работает сейчас, работал и в 1998 году. Но все происходившее тогда обсуждается внутри коллектива, и очень серьезно", - говорит Алексей Нагуманов.
Вообще случаев, когда младенцев путают, хватает во всех родильных домах мира. Например, в Бразилии потомка немцев-эмигрантов, белокурого и голубоглазого медики отправили в семью истинных бразильянцев, черноволосых и черноглазых. А жгучего брюнета – к родителям-блондинам. Только в 25 лет белокурый Димас сумел оплатить анализ ДНК и через роддом разыскал семью своих настоящих родителей. Медицинские исследования подтвердили – мальчишек перепутали. В последствие семьи съехались, чтобы жить и работать вместе.
В свою очередь две американки прожили по 56 лет, прежде чем узнали, что в роддоме их перепутали после купания и передали неродным матерям. Анализ ДНК подтвердил их подозрения.
А своеобразный рекорд путаницы поставили в Румынии – там маме вместо новорожденной девочки выдали мальчика. Когда подмена обнаружилась, медики объяснили ошибку тем, что, мол, кроватки детей стояли рядом, и их имена были похожи.
Кстати, по словам представителя городской администрации Копейска, сегодня в городском роддоме перепутать детей во время купания или из-за того, что они лежат в соседних кроватках, невозможно. Задолго до того, как стало известно о роковой ошибке, допущенной персоналом больницы в 1998 году, роддом перешел на новый принцип пребывания в нем мамы и ребенка.
"Если раньше ребенка приносили в палату к матери только на кормление, то с 2001 года действует система "мать и дитя", - пояснил исполняющий обязанности начальника информационно-аналитического управления администрации Копейского городского округа Алексей Нагуманов. – Это значит, что дети не находятся в отдельной палате. Маме отдают ребенка сразу после родов. Он находится при ней постоянно. Причем в палате не по пять-шесть женщин, как раньше. Палата рассчитана на одну женщину с ребенком, максимум – двух молодых мам с детьми".
Несколько лет назад, как утверждают в администрации Копейска, городской роддом получил международный сертификат "Больница доброжелательного отношения к ребенку". Сейчас в роддоме идет ремонт.
"По окончании ремонта наш роддом будет одним из самых благополучных учреждений здравоохранения Челябинской области", - уверен Алексей Нагуманов.
Увы, но ошибка двенадцатилетней давности изрядно подпортила репутацию роддома – по крайней мере, судя по обсуждениям этой новости на челябинских интернет-порталах. Кроме того, чуть больше года назад в этом же лечебном учреждении произошло другое ЧП, закончившееся гибелью двух людей.
В сентябре 2010 года женщина и семилетний ребенок, пришедшие в роддом навестить свою родственницу, провалились в пожарный колодец. Люка на этом колодце глубиной пять метров не было. Заведующую роддомом отстранили от работы, ей было предъявлено обвинение в халатности.
В случае с южноуральскими Зитой и Гитой, то есть Ирой и Аней, предъявлять обвинения в халатности некому. Сейчас обновился не только роддом, но и люди, в нем работающие. Но родители, в течение 12 лет воспитывавшие неродных детей, считают, что нерадивость персонала роддома должна быть наказана хотя бы задним числом.
Другое дело, что никто не сможет сегодня предсказать, что принесет девочкам публичное разоблачение семейных тайн. И как сложатся взаимоотношения между семьями приемных родителей. В общем, все, как и в фильме про индийских близнецов, где главные испытания начались после их встречи.
Обозреватель Елена Глушкова