Урал / Точка зрения 15 июня 2011 г. 11:33

Волчья стать, собачий нрав

Interfax-Russia.ru – Потомок волка и собаки Грей помогает уральским правоохранителям искать тротил и пластид.

Теперь, для того, чтобы увидеть волка, жителям Екатеринбурга совсем необязательно покупать билет в зоопарк. Животное, как две капли воды похожее на канадского волка, можно встретить на улицах города – например, во время массовых мероприятий. Волкособ (потомок волка и собаки) по кличке Грей приступил к исполнению своих служебных обязанностей в зональном центре кинологической службы ГУ МВД по Свердловской области.

Как рассказал Interfax-Russia.ru старший инспектор центра Станислав Частиков, они в паре с Греем выезжают на вызовы, связанные с поисками взрывчатых веществ, дежурили в метро и на улицах Екатеринбурга. Грей стал первым гибридом волка и собаки в органах внутренних дел Свердловской области.

А ведь первоначально на кафедре кинологии Пермского института внутренних войск не верили, что из Грея выйдет толк. "Наш преподаватель по кинологии, можно сказать, поставила на нем крест, говорили, что его надо выбраковать, - вспоминает Частиков. – Он достался мне в пятилетнем возрасте. Но я нашел к нему подход".

С новым дрессировщиком Грей начал показывать чудеса сообразительности и послушания. Первоначально он был подготовлен к выборке по запаху тротила. То есть, научен разыскивать и обозначать места, предметы или людей, от которых пахнет взрывчаткой. Но потребовалось отыскать на нефтепроводе незаконные врезки. "И Грей в течение всего трех дней научился работе по нефти", - говорит Частиков.

История пермских волкособак началась тогда, когда охотник предложил ученому Вячеславу Касимову купить у него волчицу. "Найде было около двух лет. Охотник завел ее для того, чтобы получить в последствие помесь волка и собаки, - рассказал Interfax-Russia.ru профессор кафедры кинологии Пермского института внутренних войск Вячеслав Касимов. – Охотники отбирают лучших щенков из помета и продолжают скрещивание. При удаче через 3-4 поколения, когда уровень генов волка снижается ниже 10%, такие гибриды становятся управляемыми, при этом сохраняют лучшие качества волка. Их можно использовать на охоте".

Первый хозяин Найды обратил внимание на то, как она ласкова по отношению к человеку. Значит, и потомство может унаследовать лояльное отношение к людям. "Я был поражен тем, как ведет себя Найда, - вспоминает профессор Касимов. – Для волка это абсолютно аномальное поведение. Волк от природы крайне осторожен и недоверчив к человеку. А Найда легко шла на контакт, не проявляла страха".

Пометы, полученные от Найды и немецкой овчарки, стали первыми пермскими волкособами. По словам Вячеслава Касимова, за десять лет работы удалось получить 45 потомков волка и собаки. Причем не все они готовы работать с человеком. К сожалению, волчья осторожность в гибридах иногда переходит в патологическую трусость и в неуправляемость. Но и с удачными по психологическим качествам волкособами работать нелегко.

Например, на стандартный рывок поводком, который кинологи используют в процессе дрессировки, волкособ вполне может огрызнуться на человека. "В наших гибридах очень сильно выражено волчье начало, - поясняет Станислав Частиков. – Как в стае волки периодически проверяют вожака, насколько он силен, способен ли водить стаю, точно также они относятся и к человеку. Дергать волкособа и ожидать, что он будет послушен только потому, что ты человек, бессмысленно. Он обязательно огрызнется. Удачные гибриды стараются доминировать. И вот тут уже от кинолога зависит, сможет ли он понять своего воспитанника, найти к нему подход, доказать, что вожак в их паре – человек".

По словам собеседника Interfax-Russia.ru, одну из волкособак, отправленных для подготовки к работе в Челябинскую область, испортили именно неумелым обращением со стороны людей. "Ей боялись давать лакомство с руки, кидали издали. Девушка, которая должна была работать с нашей волкособакой, прямо заявила мне, когда я туда приехал, что она ее боится, - рассказал Станислав Частиков. – Естественно, животное не только отказалось работать, но и поставило себя на иерархической лестнице гораздо выше человека".

Между тем, по многим параметрам волкособ превосходит как волка, так и собаку. "У гибридов отсутствует волчий страх перед чем-то новым, нет так называемой дистанции бегства (максимальное расстояние, которое допускает дикое животное между собой и человеком перед бегством – ИФ), - сообщил Interfax-Russia.ru профессор кафедры кинологии Пермского института внутренних войск Вячеслав Касимов. – В то же время они гораздо быстрее обучаются, чем служебные собаки. Чтобы обучить собаку делать выборку по образцу запаха, требуется от четырех месяцев до полугода. Волкособы обучаются за месяц-полтора".

Кроме того, что немаловажно, потомки волка и собаки живут гораздо дольше своих полностью одомашненных собратьев. Как считает кинолог Станислав Частиков, его Грей до сих пор проявляет щенячью резвость и активность, хотя ему уже 10 лет. Для рабочей собаки служебной породы это, как правило, возраст дряхлости и болезней – если, конечно, она доживает до этого возраста. Плюс к тому гибриды отличаются редкостным чутьем, превосходящим даже чутье признанных пород - "нюхачей".

Тот же Грей первоначально был натренирован на поиски тротила, затем переучен искать врезки на нефтепроводе, то есть на нефть, а затем, перед прибытием на службу в Екатеринбург, снова переучен, на тротил и пластид. Дело в том, что волкособы относятся к типу животных-"пищевиков", то есть отлично дрессируются, если наличествует подкрепление лакомством. Опытные дрессировщики даже по манере брать мясо с руки могут определить психологическое состояние животного.

Сейчас Грей единственный пермский волкособ, работающий в органах внутренних дел. "Еще 6 наших питомцев находятся в Челябинской области, и по одному гибриду в Геленджике, Мурманске и городе Березники Пермской области, но они только готовятся к серьезной работе" – отметил Касимов.

Недавно, по заказу Федерального медико-биологического агентства потомков волка и собаки испытывали на умение выявлять по запаху некоторые заболевания человека. "По сути это та же выборка, - пояснил Касимов. – То есть нашей задачей было проверить, можно или нельзя волкособак научить такой поисковой деятельности. В качестве предмета проверки агентство выбрало онкологические заболевания".

Увы, четвероногих серых диагностов в лечебных учреждениях России вскоре не появится. Испытания прошли достаточно успешно, но пока дальнейшая разработка темы заморожена. Подобные исследования требуют хорошего финансирования и длительного времени.

Кстати, по мнению профессора Вячеслава Касимова, весь десятилетний опыт получения лояльных к человеку и управляемых гибридов волка и собаки доказывает – предком всех современных собак вполне мог быть волк. Волк с аномальными изменениями в поведении, как это было у Найды. И то, что могло погубить животное в дикой природе, стало его шансом на социальное партнерство с человеком, продолжающееся уже тысячи лет.

Обозреватель Елена Глушкова