Урал / Точка зрения 23 сентября 2021 г. 10:51

Урал без протеста

Interfax-Russia.ru — Итоги выборов подвели на Урале. Несмотря на рост протестной активности в некоторых регионах, результаты голосования оказались ожидаемыми.

Урал без протеста
© РИА Новости. Денис Абрамов

Уральцы на прошедших выборах продемонстрировали более высокую политическую активность, чем в 2016 году, когда выбирали предыдущий состав Госдумы.

По данным избиркомов, нарушений, которые могли бы повлиять на изменение результатов выборов, не было. Но, по словам председателя избиркома Челябинской области Сергея Обертаса, кампания отличалась "большим вбросом фейков через мессенджеры".

"Мы были вынуждены отвлекать наши и так небольшие ресурсы для разбора каждой ситуации. Хуже затюканного члена участковой избирательной комиссии быть не может. Мы с коллегами общаемся, знаем, сколько было истерик, инфарктов, сколько в итоге нервных клеток не восстановится", — сказал он журналистам, подводя итоги выборов.

В целом итоги выборов не принесли больших неожиданностей. По данным избиркомов, четыре парламентские партии вновь преодолели пятипроцентный барьер на выборах нового состава в Госдуму РФ во всех субъектах Уральского федерального округа, кроме Ямала.

При этом в четырех регионах — Свердловской, Челябинской, Курганской областях и Ханты-Мансийском автономном округе — партия-новичок "Новые люди" смогла получить более пяти процентов голосов.

Наиболее существенно от других уральских регионов отличается результат голосования в Ямало-Ненецком автономном округе. Он стал единственным уральским регионом, где партия "Единая Россия" улучшила результат пятилетней давности, набрав почти 70% (против 66% в 2016 году). Также здесь прошли ЛДПР (13,5%) и КПРФ (6,98%), что практически соответствует результату пятилетней давности.

Между тем "Справедливая Россия - За правду", как и на прошлых выборах, немного не добрала до прохождения барьера, а "Новые люди" едва перешагнули 1%.

В остальных регионах также лидирует "Единая Россия", однако несколько ухудшив результат предыдущих выборов: Тюменская область — 52,2% (58,3%), ХМАО — 41,45% (47,61%), Курганская — 36% (41,51%). Свердловская — 35% (40,62%), Челябинская — 34,31% (38,11%).

По мнению политолога Александра Белоусова, подобный результат партии власти на Урале отражает в целом "погоду" по стране и "соответствует общефедеральному тренду", поскольку в этом году выборы проходили на ином эмоциональном фоне.

"Пять лет назад выборы проходили на волне роста патриотических настроений после присоединения Крыма, что создавало позитивный эмоциональный фон. Сейчас вместо этого мы получили два серьезных события, которые повлияли на рост (протеста — ИФ). Первое — пенсионная реформа, вызывавшая у людей недовольство. И второе — пандемия коронавируса, которая создает неприятный, тревожный, неопределенный фон. Вот на фоне этих двух событий произошла такая коррекция", — сказал Белоусов, комментируя итоги выборов "Интерфаксу".

При этом КПРФ почти во всех регионах значительно улучшила результат, а в Курганской области получила максимальную на Урале поддержку (23,45% против 9% пять лет назад).

По мнению политолога Анатолия Гагарина, успех КПРФ в числе прочих причин связан с высокой узнаваемостью бренда партии и недостаточной политической конкуренцией.

"Все протестные голоса уходят КПРФ, потому что они были наиболее приемлемы для избирателей. Видимо, люди выбирали наиболее понятную им партию. Думаю, этого можно было бы избежать, если партий было бы больше (участвующих в кампании — ИФ)", — отметил политолог в комментарии "Интерфаксу".

Партия "Справедливая Россия - За правду" традиционно показала наилучший результат в Челябинской области — более 17%. Кроме того, партия получила здесь единственную на Урале победу в Коркинском одномандатном округе, где более 46% избирателей проголосовали за одного из лидеров "справедливороссов", депутата Госдумы РФ Валерия Гартунга. Однако в целом по Уралу партия ухудшила свой результат.

В то же время ЛДПР сдала свои позиции практически повсеместно, не только не набрав пяти процентов в Тюменской области и ЯНАО, но также заметно снизив результат предыдущих выборов в Свердловской, Курганской области и ХМАО, а в Челябинской области даже уступив новичкам — партии "Новые люди" (7,83 и 8,3%, соответственно). Пять лет назад ЛДПР имела в Челябинской области в два раза больше голосов (16%).

Также отражают общие тенденции федеральных итогов результаты выборов в три региональных парламента — Тюменской, Свердловской области и ХМАО. Здесь тоже лидирует "Единая Россия", при этом представительство партий в двух региональных собраниях Урала расширилось.

В частности, на выборах в Законодательное собрание Свердловской области вошла партия "Новые люди", набрав 9,19%.

По мнению Белоусова, основные причины ее успеха — опора на молодежь и новые, не засветившиеся ранее в политике лица.

"Они ориентировались на молодежь до 35 лет. Просто "Новые люди" не делали кампанию для всех, они работали в своих нишах, в своих аудиториях. Они смогли поработать, возможно, на людей, которые вообще политикой  не интересовались", — отметил политолог.

Пятая партия появилась и в Думе ХМАО-Югры. Здесь получит мандат депутат от "Партии пенсионеров", набравшей 7,45%.

В то же время, по данным избирательных комиссий, минувшие выборы продемонстрировали рост избирательной активности уральцев. Практически во всех регионах явка выше, чем пять лет назад. Самый высокий результат на Урале показали ЯНАО, ХМАО и Тюменская область (61-66%), в остальных регионах проголосовали менее 50% избирателей. Например, в Свердловской области явка составила 48,5%.

Как отмечал губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, высокий результат был получен, несмотря на пандемию.

"Мы несколько месяцев работали над организацией голосования. Это была непростая задача. Особенно в условиях эпидемии. Многие мои коллеги за это время переболели COVID-19. Кто-то болеет до сих пор. Но мы с командой по правительству и с кандидатами приложили максимум усилий", — написал он в своем аккаунте в Инстаграме.

В свою очередь политолог Алексей Ширинкин, комментируя итоги выборов "Интерфаксу", заявил, что высокая явка показывает запрос населения на политическую активность.

"В крупных городах совершенно очевидно растет политизация населения, люди формируют свой запрос на политическое участие очень активно. Первый вывод, который должны сделать партии, — это необходимость гораздо больше и серьезнее заниматься муниципальной демократией, работать с депутатским корпусом, с общественными организациями и ассоциациями. Налаживать механизмы обратной связи между населением и государством", — считает политолог.

По его мнению, в настоящее время во многих городах инфраструктура такого политического участия в процессах не сформирована — это объясняет улучшение результата оппозиционных партий.

"Мы увидели протестное голосование, протестную активность. Но чтобы иметь устойчивые (политические — ИФ) процессы, нужны институты, а их нет. Люди проголосовали назло и пошли дальше заниматься своими делами, забыв про политику вообще. Опасность в том, что сегодня "назло" проголосовали за КПРФ, а завтра этом может оказаться какая-то фашиствующая организация", — считает политолог.

При этом он подчеркнул, что регионы Урала, как и в целом страна, "разделяются на две разные части по уровню протестности".

"Одна группа — территории с высоким уровнем политической активности населения, которая приводила к росту протестной активности, явки, роста рейтинга оппозиционных партий и, соответственно, падению рейтинга ЕР. Вторая — либо очень ресурсные, либо сельские территории, небольшие этнические регионы. Такие, как Курганская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа — показали достаточно лояльное голосование", — отмечает политолог.

А вот крупные промышленно развитые регионы с миллионными мегаполисами (Свердловская и Челябинская области), "голосовали достаточно сложно и протестно", отмечает Ширинкин.

Между тем, его коллега Анатолий Гагарин предположил, что итог голосования показывает скорее не протест, а "усталость людей от одних и тех же лиц".

"Это не протест, не было оснований для протеста. Скорее, неудовлетворенность, усталость, депрессия. К тому же кампанию осложняла ситуация с коронавирусом и экономическими проблемами", — сказал Гагарин "Интерфаксу".

Он добавил, что в итоге у многих осталась неудовлетворенность тем, что "политическое пространство изменилось не так радикально и кардинально, как хотелось бы".

"Хотелось бы, чтобы было три партии из новых в парламенте, и в Законодательном собрании Свердловской области тоже хотелось бы, чтобы было некоторое обновление. Мы этого не увидели. Партия власти практически полностью представлена теми же, кто и был там, за редким исключением", — сказал он.

Обозреватель Алла Лупова и Ольга Карпова