Interfax-Russia.ru – Ликвидация боевика, которую спецслужбы пытались выдать за учения, повергла в шок маленький ямальский городок.
Правоохранительные органы провели спецоперацию по задержанию вооруженного члена северокавказского бандподполья в центре города Губкинский в Ямало-Ненецком автономном округе. Спецоперация обернулась перестрелкой и ликвидацией боевика. Местные жители долгое время не понимали, что происходит, поскольку никаких официальных комментариев от силовиков не появлялось.
Первые сообщения о стрельбе на улице, эвакуации школ, перекрытии дорог поступили от очевидцев. "Что происходит??? Шел на работу, дом окружили омоновцы, были выстрелы, даже гранату кинули в квартиру))", - пишет один из жителей города в соцсети.
"Не надо паники, правда, страшновато, но у нас сильные ребята работают в полиции и, если что-то будет угрожать, то, я думаю, всех предупредят", - пытается успокоить всех и себя еще один житель города.
Местный новостной портал, опять же со ссылкой на очевидцев, опубликовал сообщение о мужчине, стреляющем из автомата Калашникова по прохожим. По данным портала, позже стрелка застрелил снайпер. Говорилось также о раненых женщине-прохожей и мужчине-полицейском.
Правоохранительные органы официально хранили молчание, благодаря чему множились слухи и домыслы о "террористической войне". Неофициально же сообщали, что ФСБ проводит спецоперацию.
Впрочем, некоторые действительно или придерживались мнения, или делали вид, что все дело в учениях. Так, об учениях Interfax-Russia.ru сообщили в управлении по делам ГО и ЧС городской администрации. В местной школе N7, о которой писали, будто всех ее учеников эвакуируют, Interfax-Russia.ru также заявили, что, как им сообщили правоохранительные органы, "ситуация под контролем, идут учения".
Об учениях Interfax-Russia.ru рассказали и в отделении "скорой помощи" Губкинской городской больницы. "Машины "скорой помощи" вызвали утром на учения. Выстрелов не слышали", - отметили в отделении.
Одновременно с этим стали появляться сообщения очевидцев о ликвидации дагестанского боевика. И, наконец, силовики сообщили, что произошло. Так, по информации пресс-службы СУ СКР по ЯНАО, прошла спецоперация правоохранительных органов по задержанию жителя Дагестана, разыскиваемого за совершенные ранее преступления. Задерживаемый оказал активное сопротивление и в ходе перестрелки был убит. Пострадавших среди силовиков и мирных жителей нет.
И уже вечером пресс-служба регионального УФСБ России по Тюменской области уточнила, что боевиком был житель Губкинского 1988 года рождения. Он входил в состав северокавказского бандподполья, занимался сбором средств, в том числе с помощью вымогательства и разбойных нападений. Деньги, по данным ФСБ, он передавал на финансирование деятельности бандформирований на территории Северного Кавказа, которые нападали на военнослужащих и сотрудников полиции в Дагестане.
Если жителей города Губкинский такая громкая спецоперация потрясла, то эксперты не видят в этом ничего удивительного и напоминают, что у террористических организациях давний интерес к Ямалу, где добывается более 70% российского газа.
Так, директор центра географии религий Русской православной церкви Роман Силантьев сообщил Interfax-Russia.ru, что "ситуация в Ямало-Ненецком автономном округе складывается скверная".
"Ваххабизм распространяется, в первую очередь там, где есть деньги, в крупных городах, местах добычи алмазов, золота, нефти, газа. В данном случае не исключение и Ямал", - пояснил Роман Силантьев.
По его словам, это не первый случай, когда становится известно о боевике на Ямале.
Например, как писала в ноябре прошлого года местная газета "Красный Север", руководитель центра по противодействию экстремизму УМВД по ЯНАО Сергей Савин констатировал на одном из совещаний, что на Ямале растет численность радикальных группировок.
"В последнее время в нашем регионе развернули деятельность ячейки международных экстремистских организаций, таких как "Имарат Кавказ", "Хизб-ут-Тахрир", а также религиозные группы ваххабитского толка. Они специализируются на идеологической обработке населения и призывают своих учеников к активным действиям, в том числе и к совершению террористических актов", - приводила газета слова Сергея Савина.
По его данным, одна такая группа, состоящая из бывших жителей Губкинского, выехала минувшим летом в Дагестан, но они не успели влиться в ряды незаконных вооруженных формирований, поскольку двоих "нейтрализовали", а двое скрылись.
Сергей Савин сообщил, что экстремистские силы сделали серьезную ставку на молодежь, и на этом фоне существенно обострилась оперативная обстановка в учебных заведениях региона.
Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев также отмечает интерес радикальных организаций к основному месту добычи российского газа. "На севере Тюменской области расположены основные запасы нефти и газа страны. Наши конкуренты – арабский Ближний Восток, и там очень многие получат доход от дестабилизации ситуации на северах Тюменской области", - высказал свое мнение Interfax-Russia.ru Дмитрий Журавлев.
При этом он отметил, что в возможность реальной стабилизации ситуации он не очень-то верит из-за сложной транспортной доступности региона. "Вериться с трудом, что туда можно завести массу боевиков и устроить террористическую войну", - подчеркнул эксперт.
В 2015 году ситуация с транспортной доступностью региона может измениться, если будет введена в эксплуатацию строящаяся сейчас автодорога Салехард-Надым. И региональные власти видят в этом риски роста преступности. "Уважаемые депутаты, давайте будем откровенны. С введением дороги "Надым-Салехард" ворота Ямала будут открыты. А, значит, мы станем уязвимы", - заявлял губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин в ноябре прошлого года в послании депутатам окружного Заксобрания.
Глава региона подчеркивал, что округ должен быть готов противостоять наркотической угрозе, автомобильным кражам, имущественным преступлениям и незаконной миграции.
Депутаты, вероятно, также хотят защитить Ямал от преступности, поскольку в феврале решили обратиться в Госдуму с законодательной инициативой о возможности выдворения за пределы округа, относящегося к пограничной зоне, нарушителей правила въезда за их же счет.
"Отсутствие правовых механизмов выдворения лиц, незаконно находящихся на территории пограничной зоны, предопределяет ситуации, при которых правонарушитель, оплатив незначительный штраф, остается на территории, где его пребывание не санкционировано. Находясь на нелегальных основаниях в пограничной зоне, такие лица с нарастающей интенсивностью становятся субъектами совершаемых преступлений", - заявлял депутат Марат Абдрахманов, слова которого приводила пресс-служба Заксобрания ЯНАО.
Однако же мнения экспертов на счет ужесточения правил для мигрантов на Ямале несколько расходятся. Так, директор центра географии религий Русской православной церкви Роман Силантьев уверен, что стоит депортировать всех причастных к деятельности террористических организаций и ликвидировать все общины, которые им помогают.
А вот генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев полагает, что к ужесточению мер стоит подходить взвешенно. "Например, решим депортировать всех кавказцев. Я вас уверяю, что боевики не обязательно кавказцы. Есть боевики из Поволжья, Украины, Белоруссии", - говорит Дмитрий Журавлев.
Он напоминает, что на Ямале многие работают вахтовым методом, и отказаться от вахтовиков сейчас сложно. "Например, очень большое количество людей, работающих на Ямале водителями – из Ингушетии. Их всех выслать?", - задает риторический вопрос директор Института региональных проблем.
О том, что округ закрыт не будет, говорят и местные власти. "Закрыть регион, как это было в советские времена, просто невозможно, поскольку на территории Ямала работает огромное количество иностранных компаний, у нас много совместных предприятий. А то, что нужно заниматься мигрантами, это не только на Ямале, а по всей стране", - сообщил губернатор Дмитрий Кобылкин 6 марта журналистам.
Обозреватель Александра Качалова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"