Урал / Точка зрения 2 апреля 2012 г. 15:53

Три минуты полета

Interfax-Russia.ru – Самолет ATR-72 разбился под Тюменью. Из 43 человек, находившихся на его борту, выжило лишь 11. Эксперты считают, что лайнер был неисправным.

Через три минуты после взлета пассажирский самолет ATR-72, выполнявший рейс N120 из Тюмени в Сургут, пропал с экранов радаров. Вскоре с диспетчером связался экипаж следующего за ним лайнера и сообщил, что в 40 км от аэропорта "Рощино" в поле видны горящие обломки самолета. По предварительным данным, из 43 человек, находящихся на борту, погибло 32 человека, в том числе весь экипаж. За 20-летнюю историю эксплуатации лайнера ЧП под Тюменью стало третьим по числу погибших.

Летели считанные минуты

В течение получаса на место катастрофы прибыли спасатели, которые пытались сбить пламя и помочь пассажирам, находившимся внутри разбившегося лайнера. Как рассказал агентству "Интерфакс-Урал" представитель Уральского следственного управления на транспорте Следственного комитета России (СК РФ), на рейс N120 было продано 40 билетов, но один из пассажиров не приехал в аэропорт. В свою очередь, начальник управления информации МЧС России Ирина Андрианова сообщила "Интерфаксу", что на борту лайнера находилось 43 человека, в том числе два пилота и два бортпроводника. Самолет, принадлежавший компании UTair, упал в поле недалеко от деревни Горьковка в 2 км от автодороги.

"По прибытии спасатели доложили, что нескольким пассажиром самолета удалось спастись. Они получили серьезные травмы и ожоги. Однако основная часть пассажиров самолета погибла, среди погибших есть дети", – рассказал "Интерфаксу" источник в правоохранительных органах Тюменской области.

Позже представитель МЧС сообщил, что на месте катастрофы обнаружено 16 тел погибших. 12 пассажирам удалось выжить – пятеро из них были направлены в окружную клиническую больницу (ОКБ) N2. Но через несколько часов один из выживших скончался в больнице.

"На данный момент 10 пострадавших в тяжелом состоянии находятся в ОКБ N 2 (Тюмень), один пострадавший в тяжелом состоянии доставлен в ТОКБ N 1 (пос. Патрушево), 32 человека погибших", – говорится в сообщении, размещенном на сайте ГУ МЧС РФ по Тюменской области. Пресс-служба ведомства также отметила, что в авиакатастрофе погибли все члены экипажа.

Позже стало известно, что на борту разбившегося лайнера летели несколько сотрудников ОАО "Сургутнефтегаз", в том числе и член совета директоров компании Николай Медведев – данные об их судьбе уточняются. Между тем, именно в этой компании был застрахован разбившийся самолет ATR-72.

Также рейсом N120 летели два руководителя ООО "Управляющая компания - Тюменские моторостроители" – заместитель директора по правовым вопросам Денис Куляшов и начальник финансово-экономического отдела Дмитрий Жириков. Оба они погибли.

На месте ЧП был создан оперативный штаб во главе с начальником Главного управления МЧС России по Тюменской области генерал-майором внутренней службы Юрием Алехиным. Вскоре после трагедии в район падения самолета прибыл губернатор Тюменской области Владимир Якушев. На помощь спасителям из Москвы в Тюмень вылетели два самолета МЧС России со спасателями, психологами и медицинскими модулями для транспортировки тяжелопострадавших.

"На место чрезвычайной ситуации вылетает руководитель Ожогового центра им.Вишневского Алексеев", – сообщил "Интерфаксу" представитель Минздравсоцразвития. Днем из Сургута в Тюмень отправился чартерный рейс с 15 родственниками пассажиров рейса N 120.

Тем временем спасатели опубликовали первые списки пассажиров погибшего лайнера. Также списки выживших в авиакатастрофе опубликованы на сайте авиакомпании UTair. Желающие узнать дополнительную информацию о погибших и пострадавших могут позвонить на "горячую линию" МЧС по телефону 8 (3452) 590-90. Сведения о пострадавших можно узнать по телефонам 8 (3452) 46-92-47, 50-24-58, 46-91-78 и 50-24-30.

Спасатели завершили разбор обломков самолета ближе к 11:00 мск 2 апреля. Позже источник в правоохранительных органах Тюменской области рассказал "Интерфаксу", что спасателям удалось установить личности 18 человек, находившихся на борту.

"В настоящее время установлены личности 11 пострадавших и семи погибших, личности 25 человек пока не установлены", – заявил собеседник агентства, отметив, что для опознания некоторых тел может потребоваться генетическая экспертиза.

Вскоре после трагедии на станции переливания крови стали приходить местные жители, желающие хотели помочь выжившим в трагедии. Врачи отметили, что по сравнению с обычными днями количество добровольцев, сдающих кровь, выросло в три раза.

"Нужна любая кровь, но особо нужна редкая кровь - это резус отрицательный первой и третьей группы", – рассказал агентству "Интерфакс-Урал" представитель станции переливания крови. Между тем, в областном департаменте здравоохранения отметили, что запасов крови в регионе достаточно, но на станции переливания будут рады всем добровольцам.

Губительная посадка

Вскоре после падения лайнера на место трагедии прибыли представители транспортной прокуратуры, которые начали проверку обстоятельств ЧП. По словам официального представителя генпрокуратуры Марины Гридневой, по факту авиакатастрофы было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц). Представитель ведомства отметила, что на место трагедии выехал и заместитель генпрокурора РФ Юрий Пономарев.

По данным авиакомпании UTair, которой принадлежал самолет, незадолго до падения лайнер начал вынужденную посадку, однако уже известно, что экипаж не сообщал диспетчерам о каких-либо неисправностях на борту.

"Самолет упал буквально через четыре минуты после взлета, экипаж не обращался за помощью и не сообщал о каких-либо неисправностях на борту", – отметил губернатор Тюменской области Владимир Якушев.

Оценив характер разрушения фюзеляжа, специалисты исключили версию теракта и остановились на трех причинах, которые могли привести к падению самолета: с равной вероятностью привести к катастрофе могли техническая неисправность машины, ошибка работы наземных служб или ошибка пилотирования.

"Но на данный момент приоритетной является версия технической неисправности воздушного судна", – заявил "Интерфаксу" официальный представитель СК РФ Владимир Маркин. Версию подтверждают и очевидцы, которые рассказали, что в момент падения из двигателей самолета был виден дым.

"Кроме того, эту версию подтверждают и действия экипажа, который фактически сразу после взлета развернулся в сторону аэропорта Тюмени", – подчеркнул представитель СК РФ, пояснив, что образцы топлива с упавшего самолета, а также емкости, из которых он заправлялся в аэропорту Тюмени, уже изъяты для проведения экспертизы.

Впрочем, прийти к окончательному выводу следователи вместе со специалистами Международной авиационной комиссии (МАК) смогут только после тщательного изучения обломков, "черных ящиков" и документации самолета. Известно, что в состав комиссии войдут представители изготовителя воздушного судна (Франция), двигателя (Канада) и страны регистрации (Великобритания-Бермуды), а возглавит ее зампредседателя комитета, глава департамента расследования авиационных происшествий Алексей Морозов.

"Решение о том, где будет вестись расшифровка полетной информации, будет принято на месте авиационного происшествия", – сообщил "Интерфаксу" представитель МАК, пояснив, что расшифровать информацию с бортовых самописцев можно в лаборатории МАК в Москве или в Тюмени.

Согласно сообщению, опубликованному на сайте авиакомпании UTair, пострадавшим будет выплачено по 2 млн рублей в качестве компенсации, кроме того, компания возьмет на себя расходы на организацию и проведение похорон погибших.

Сегодня в мире насчитывается более 1 тыс. самолетов ATR-42 и ATR-72, произведенных в Тулузе. За 20-летнюю историю полетов турбовинтового регионального самолета ATR-72 авиакатастрофа под Тюменью стала третьей по числу погибших: в 2010 году на Кубе, как и в 1994 году в Индиане (штат на северо-востоке США) при катастрофе аналогичных самолетов погибло 68 человек.

UTair – единственный авиаперевозчик в России, в авиапарке которого есть самолеты ATR-72. Как сообщил "Интерфаксу" представитель Росавиации, "решение о дальнейшей эксплуатации или приостановке полетов самолетов модификации ATR-72 200 (именно такой самолет потерпел крушение) может быть принято после выяснения причин происшествия".

Разбившийся самолет был выпущен в 1991 году, а спустя год его ввели в эксплуатацию – за это время он налетал всего 35 тыс. часов. По словам официального представителя СК РФ Владимира Маркина, техническое обслуживание самолет проходил в Германии в 2010 году, а плановую проверку проводили в Тюмени два месяца назад.

Между тем, финская газета "Илта-Саномат" (Ilta-Sanomat), ссылаясь на сайт Airfleets.net, сообщила, что упавший под Тюменью самолет ранее эксплуатировали авиакомпании Финляндии и Эстонии. Российская UTair выкупила его у Aero Airlines 23 июля 2008 года.

"Версия о том, что модель ATR-72 не была приспособлена для полетов в России, пока только слова. Самолетов таких моделей в России не один десяток. До того, как они закупались, они получили согласование", – цитирует слова главы комитета Госдумы по транспорту Евгения Москвичева пресс-служба фракции "Единая Россия".

Вскоре после авиакатастрофы под Тюменью президент России Дмитрий Медведев заявил, что наиболее пострадавшие пассажиры разбившегося лайнера могут быть доставлены самолетом МЧС на лечение в Москву. Чтобы определить необходимость транспортировки пострадавших в столицу, глава государства поручил Минздравсоцразвития оперативно оценить их состояние, отметив, что у всех оно "очень тяжелое".

"Если потребуется транспортировка в Москву, для этого все необходимые условия есть, спецборт МЧС там", – заявил Дмитрий Медведев.

Решение Дмитрия Медведева поддержал и глава федерального медико-биологического агентства РФ (ФМБА РФ) Владимир Уйба, уточнив, что для приема пострадавших подготовлены места в НИИ имени Бурденко и Центральном институте травматологии.

"Необходимо быть готовыми к работе по загрузке пострадавших в самолет для эвакуации в Москву в случае, если будет принято соответствующее решение", – подчеркнул он.

В свою очередь, в администрации Тюменской области сообщили, что с 4 по 6 апреля в регионе будет объявлен траур по погибшим.

Обозреватель Татьяна Кочеткова