Interfax-Russia.ru – Участники арктической экспедиции, надеявшиеся найти пропавшую в 1914 году шхуну "Святая Анна", погибли при крушении вертолета на острове Белый в Карском море.
Экспедиция по поиску шхуны "Святая Анна", пропавшей в начале XX века в арктических льдах, трагически завершилась, едва начавшись: один из вертолетов с исследователями ночью 19 апреля потерпел крушение на острове Белый в Ямало-Ненецком автономном округе, все три человека, находившиеся на борту, погибли. Известно, что борт заходил на посадку при сильном тумане.
Комплексная экспедиция "По следам двух капитанов" стартовала под руководством директора национального парка "Онежское Поморье" Олега Продана из Москвы 18 апреля. Исследователи должны были продолжить поиски следов шхуны "Святая Анна", на которой капитан Георгий Брусилов со своей командой пытался впервые в истории пройти Северным морским путем под российским флагом. Попытка не удалась, уже через неделю пребывания в Арктике шхуну затерло льдами. Спустя полтора года дрейфа часть команды покинула судно, разделившись на группы. Но в итоге выжили лишь двое: матрос Александр Конрад и штурман Валериан Альбанов, именно его дневники потом легли в основу знаменитого романа Вениамина Каверина "Два капитана".
Судьба всей экспедиции Брусилова и шхуны "Святая Анна" до сих пор неизвестна. Участники экспедиции XXI века "По следам двух капитанов" надеялись приподнять завесу тайны. Пять лет назад, в 2010 году, во время первых поисковых мероприятий, удалось найти останки человека, дневник, гильзы и личные вещи людей из группы штурмана Альбанова. Найденные артефакты были переданы в Архангельский краеведческий музей. В 2013 году пилоты выставили навигационные буи на координатах стоянки шхуны.
В этот раз исследователям предстояло установить три метеорологических буя на льды, в местах, где были отмечены последние точки находившейся в 1914 году в дрейфе "Святой Анны".
"По показаниям точек координат, которые периодически передают буи, мы сможем определить предполагаемый маршрут дрейфа льда в этих широтах. Существует версия, что в 1937 году с базы полярной авиации на острове Рудольфа люди видели вмерзшее в лед судно, которое могло быть "Святой Анной". В те годы их не приняли всерьез. Однако наши наблюдения за течениями в этих местах подтверждают, что это действительно могла быть шхуна Георгия Брусилова", - сообщал буквально несколько дней назад корреспонденту "Интерфакса" руководитель экспедиции Олег Продан.
Он отмечал, что, отследив перемещение буев, установив основные течения, можно будет определить предполагаемый маршрут "Святой Анны", и это позволит продолжить поиски следов пропавшей экспедиции".
Известно, что при подготовке к экспедиции возникли небольшие сложности. Один из ее участников пилот-любитель Михаил Фарих в начале февраля сообщил на форуме малой авиации, что один экипаж вертолета, который должен был войти в состав экспедиции, не может полететь.
"Поэтому объявляется "аттракцион неслыханного авантюризма"! Приглашается сумасшедший владелец R66 с бортом для участия в перелете.(…) Если никого не найдется, полетит один борт, а вы тут будете мусолить страницы саона (название авиафорума – ИФ) в ожидании очередных отчетов и мучительно думать: о чем бы рассказать внукам у камина лет через 10-20-30...", - отмечал Михаил Фарих.
В итоге команду набрать удалось. Восьми исследователям предстояло перелететь на трех вертолетах Robinson R-66 из Москвы до Архангельска, затем через Нарьян-Мар, Амдерму (Ненецкий автономный округ) до острова Белый, после чего достигнуть мыса Желания (Север Новой Земли) и поселка Нагурское (Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа).
Днем 18 марта на страничке в экспедиции в Facebook появилась совместное фотография всех восьми исследователей в Нарьян-Маре на фоне оптимистично-желтого Robinson с бортовым номером RA-06233. Эта фотография стала последней - в 00:15 по местному времени 19 апреля вертолет потерпел крушение. На борту были Олег Продан, гендиректор компании "Мириталь" Алексей Фролов и Михаил Фарих. Никто из них не выжил. Онлайн-трекер, по которому можно было отслеживать перемещения экспедиции, замер на острове Белый.
Остров является самой северной точкой Ямала, необитаем, здесь постоянно живут лишь тюлени и белые медведи, но сейчас работают ученые, которые завершают работу по очистке острова от мусора. До места дислокации спасательных подразделений много километров. Поэтому, когда при крушении вертолета сработал аварийный маяк, передающий координаты GPS, на место выдвинулись не спасатели, а трое ученых на снегоходах. Директор некоммерческого партнерства "Российский центр освоения Арктики" Владимир Пушкарев рассказал Interfax-Russia.ru, что до места крушения оказалось менее двух километров, поэтому, даже несмотря на сильный туман, добраться удалось быстро, но это не помогло.
"Вертолет разрушен сильно. Никаких шансов у них (тех, кто на борту – ИФ) не было", - отметил Владимир Пушкарев, добавив, что сильные туманы на Белом – явление частое.
Пресс-служба нацпарка "Онежское Поморье", директором которого был Олег Продан, сообщает некоторые подробности крушения. Так, днем 18 апреля участники экспедиции передали, что благополучно миновали поселок Амдерма и следуют дальше по маршруту на остров Белый. Вертолеты держались выше уровня облаков, но при подлете к острову, желтый вертолет попытался сесть и скрылся в тумане.
"Два других вертолета кружились возле этого места и держали связь с экипажем. Спустя некоторое время связь прервалась. Об этом участники экспедиции оперативно сообщили в соответствующие службы и, отказавшись от попыток совершить посадку на острове Белый, ушли в сторону поселка Сабетта, где благополучно приземлились", - говорится в сообщении.
По факту катастрофы следственные органы Уральского следственного управления на транспорте СК РФ возбудили уголовное дело по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Следствие обладает данными, что при подлете к острову Белый ухудшились метеоусловия. Один вертолет ушел на разведку местности, а другие два вертолета пошли на порт Сабетта.
Сейчас рассматривается ряд версий случившегося, в том числе техническая неисправность воздушного судна, ошибка пилотирования и погодные условия. "Ни одна из них не выдвигается в качестве приоритетной", - уточняется в сообщении.
Как заявили агентству "Интерфакс-Урал" в пресс-службе ведомства, следователи все еще не могут попасть на место происшествия из-за метеоусловий. "Следователи готовы, ждут отмашку, но погода пока нелетная", - сказал собеседник агентства, добавив, что как только ситуация изменится, они на вертолетах вылетят на остров. Согласно информации на сайте Международного авиационного комитета, МАК также сформировал комиссию по расследованию авиапроисшествия.
Экипажи двух других вертолетов, приземлившихся в Сабетте, не собираются сейчас продолжать поиски следов "Святой Анны". Пресс-секретарь национального парка "Онежское Поморье" Алексей Шашков сообщил Interfax-Russia.ru, что исследователи еще находятся на Ямале. "Вероятно, завтра вылетят из Сабетты, послезавтра будут в Москве", - отметил Алексей Шашков.
Вопрос, будет ли проводиться такая экспедиция позже, пока не обсуждается.
Обозреватель Александра Качалова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook