Interfax-Russia.ru – Фонд "Город без наркотиков" вновь вызвал интерес правоохранителей. Поводом для проверки фонда стала смерть женщины, лечившейся в реабилитационном центре организации.
О том, что 29-летняя пациентка фонда попала в больницу в тяжелом состоянии, заявил, упреждая "удар" правоохранителей, один из руководителей фонда Евгений Ройзман. Женщина скончалась, следственные органы и прокуратура начали проверку, а затем силовики посетили фонд. Ройзман в свою очередь угрожает массовыми митингами "против произвола и коррупции в правоохранительных органах".
Экспертиза установила, женщина умерла из-за гнойного менингита. По данным фонда, у пациентки была тяжелая форма двусторонней пневмонии на фоне ослабленного иммунитета и гепатита С, начала подниматься температура, "скорая" долго не ехала, а в больнице женщине не смогли оперативно поставить диагноз. "Кололась несколько лет. Героином. А последний год - на крокодиле. Больна всем. Иммунитета - ноль. При этом - двое детей… Государственных реабилитационных центров нет. Никто не берется. Правильно, с таким букетом ее даже в тюрьму не возьмут", - написал Ройзман в своем блоге.
По данным следствия, женщина скончалась, не приходя в сознание. Теперь следователи выясняют причины ее заболевания, уточняют, в каких условия она находилась на реабилитации, насколько качественно и своевременно ей оказали медицинская помощь.
19 июня фонд "Город без наркотиков" сообщил об обысках в своих реабилитационных центрах в Екатеринбурге, которые проводятся "непонятно на каких основаниях", и якобы что правоохранители ищут любую зацепку для ликвидации фонда. Руководитель пресс-службы ГУ МВД РФ по Свердловской области Валерий Горелых подтвердил агентству "Интерфакс-Урал", что фонде проводятся проверочные мероприятия с участием правоохранителей и представителей медицинских учреждений.
А вот в пресс-службе прокуратуры Свердловской области Interfax-Russia.ru уточнили, что в фонде не было обысков, которые может проводить только следствие и лишь в рамках возбужденного уголовного дела. В действительности в фонде проходила проверка, во время которой правоохранители были вправе войти в учреждение и потребовать необходимые им документы. О результатах этих мероприятий в пресс-службе не сообщили.
Тем временем, глава фонда "Новая наркополитика" Лев Левинсон не удивился, узнав о гибели женщины. "Это следствие того, что, пытаясь помочь наркозависимым, фонд не рассматривает таких людей как больных, а считает наркозависимость пороком, следствием распущенности, поведенческим отклонением. Соответственно, медицинская помощь не оказывается, наблюдения врача нет", - заявил он Interfax-Russia.ru.
Лев Левинсон пояснил, что для сотрудников фонда нормально, когда люди, находящиеся в состоянии ломки, плохо себя чувствуют, и если человек страдает также и от сопутствующих заболеваний, то этого они могут просто не заметить.
Собственно, и в фонде признают, что медицинскую помощь наркоманам они не оказывают. "Реабилитация в фонде - немедицинская. Поэтому, сетовать и пенять фонд за то, что врачи фонда не следили за состоянием здоровья пациентов - бессмысленно. За медицинской реабилитацией все желающие могут обратиться в клинику Маршака или психиатрическую больницу", - пишет в своем блоге юрист фонда Анастасия Удеревская.
Однако и проверка по факту смерти женщины в данном случае не является чем-то экстраординарным. "Думаю, что тут все вместе. В данном случае, действительно, человек умер, проверка началась. Но, с другой стороны, к фонду уделяется повышенное внимание. Это объясняется и жалобами, и тем, что Ройзман выступает как оппозиционный политик", - говорит Лев Левинсон.
Фонд "Город без наркотиков" уже не в первый, и даже не во второй раз привлекает внимание силовиков, и каждый раз эти события вызывают большой общественный резонанс. Так, в 2002 году следствие возбудило уголовное дело по факту смерти екатеринбуржца Ильи Букатина, тело которого нашли в помещении реабилитационного центра фонда. По мнению следователей, умер он от многочисленных побоев. В 2005 году по данному делу суд приговорил директора реабилитационного центра фонда Максима Курчика к 6 годам и 6 месяцам лишения свободы, а руководителя местной организации в Пять-Яхе "Мой город без наркотиков" Станислава Абазьева к 6 годам заключения, признав их виновными в причинении тяжких телесных повреждений.
12 октября 2010 года Дзержинский районный суд Нижнего Тагила признал президента нижнетагильского отделения "Города без наркотиков" Егора Бычкова и двух его коллег Александра Васякина и Виталия Пагина виновными в похищении наркоманов и незаконном лишении их свободы. Глава отделения получил 3,5 года колонии строгого режима, еще один сотрудник фонда Александр Васякин - 4 года строгого режима, третий, который на момент совершения преступления был несовершеннолетним, Виталий Пагин - 1,5 года условно. Русская православная церковь и многие общественники встали на защиту сотрудников фонда, лидер группы "Чайф" Владимир Шахрин даже рассказал историю Бычкова президенту РФ. В итоге областной суд смягчил приговор Бычкову до 2,5 лет условно.
Благодаря "делу Бычкова" на проблему реабилитации наркоманов обратила внимание и власть. В частности, глава ФСКН РФ Виктор Иванов на одном из совещаний признал, что социальная реабилитация наркоманов в России находится в крайне запущенном состоянии. "Развернувшаяся публичная дискуссия в СМИ и обществе по проблеме реабилитации больных наркоманией, в том числе и о деятельности главы фонда "Город без наркотиков" в Нижнем Тагиле Егора Бычкова, говорит о необходимости принятия срочных мер по нормализации ситуации в данной сфере", - заявил Виктор Иванов.
Однако вакуум в данной сфере все еще существует, считает председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
"Повторяется ситуация, когда государство практически ничего не делает для создания системы реабилитации наркоманов, не вводит никаких стандартов, но применяет всю мощь правоохранительных органов на тех, кто берется за это крайне тяжелое и неблагодарное дело", - заявил Interfax-Russia.ru Юрий Крупнов, комментируя текущую ситуацию вокруг фонда.
Он отметил, что в тех же США есть специальное государственное агентство по реабилитации, которое одновременно реализует сотни программ, а в России есть всего лишь четыре федеральных центра, в которых лечат наркоманов, а также сеть частных клиник, которые, по мнению Юрия Крупнова, дорогие и малоэффективные.
"Кто приходит к Ройзману? Тот, кто посетил несколько частных клиник, истратил сотни тысяч рублей, но это не помогает", - резюмирует эксперт.
Так и женщина, скончавшаяся в больнице, по данным следствия, добровольно согласилась на реабилитацию в центре. И чем бы ни завершилась проверка фонда, альтернатив у наркозависимых и их родственников не прибавится.
Обозреватель Александра Качалова