Interfax-Russia.ru – "Иннопром", появившийся пять лет назад как выставка инноваций и все время не дотягивающий до этого, наконец-то порадовал интересными промышленными новинками.
Международная промышленная выставка "Иннопром" отметила первую пятилетку. Несмотря на то, что каждый "Иннопром" очень похож на предыдущий, и организаторы из года в год повторяют те же ошибки, пятая выставка все же смогла выделиться. Появились необычные новинки: стол-зарядка для мобильных телефонов, роботы с чувством юмора и футуристический трамвай "Уралвагонзавода".
Сухие цифры
Пятый "Иннопром", как и предыдущие, длился четыре дня – с 9 по 12 июля и закрепил за собой статус главного события лета на Урале. И действительно, в эти дни события, не связанные с "Иннопромом", на Урале просто не происходили. Окончательные итоги - сколько человек посетило выставку, и насколько это посещение оказалось результативным - еще предстоит подвести. Перед "Иннопромом" организаторы заявляли, что в выставке примут участие более 25 тыс. человек из 50, по одним данным, 70-и, по другим, стран мира, а с учетом гостей – около 60 тыс. человек.
Заместитель председателя правительства Свердловской области Алексей Орлов сообщил на пресс-конференции перед "Иннопромом" в пресс-центре агентства "Интерфакс-Урал" в Екатеринбурге, что в прошлом году стран-участниц было больше благодаря выставке "Урал-Африка".
В 2013 году на "Иннопроме" побывали около 60 тыс. человек из 70 стран мира. Однако по мнению Алексея Орлова, интерес к выставке возрос, несмотря на внешнеполитическую ситуацию. "Хотя в прошлом году мы не говорили о каких-то кризисных явлениях, о каких-то санкциях. Семь-восемь месяцев назад мы уже примерно понимали список участников, в общем-то, с тех пор принципиально ничего не поменялось. Здесь присутствует прагматизм у бизнеса", - сказал заместитель председателя правительства.
Т Темой выставки стала "Интеллектуальная промышленность: автоматизация производства, робототехника и новые материалы". В этот год, как и в предыдущие, не обошлось без статусных гостей. Первый день выставки посетил председатель правительства РФ Дмитрий Медведев и министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, а также руководители крупнейших промышленных предприятий России.
Типичные грабли
Оператором "Иннопрома" уже который год является компания "Формика". И, несмотря на то, что организация мероприятия ежегодно вызывает определенные нарекания, "Формике" предстоит провести еще минимум два "Иннопрома". Зимой она выиграла конкурс на проведение выставки в 2014-2016 годах. Заказчиком выступила Свердловская область, цена контракта составляет 300 млн рублей.
От определенных проблем организаторам удалось избавиться еще в прошлый "Иннопром", и в этом году удержать марку. Так, на въезд не наблюдалось автомобильных пробок. Мероприятия начинались, как правила, вовремя. В павильонах было прохладно. Правда, иногда даже слишком.
Вместе с тем, не обошлось без недочетов. В первый день выставки, когда ее посещал Дмитрий Медведев, меры безопасности были повышены, часть входов-выходов перекрыли. В результате часть участников и посетителей выставки оказались на два часа "заперты" в одном из павильонов: их просто не выпускали.
Остались и хронические болезни выставки, которые организаторы почему-то не лечат. Поскольку "Екатеринбург-ЭКСПО", где проходит выставка, расположен за городом, недалеко от аэропорта "Кольцово", из центра Екатеринбурга на выставочную площадку курсируют бесплатные автобусы. Все бы ничего, но у них нет расписания, а интервал движения очень большой – 40-50 минут. Помимо того, что ждать автобус приходится довольно долго, сама поездка в нем крайне дискомфортна из-за большого числа пассажиров.
С едой на "Иннопроме" ситуация тоже почти не меняется. В этом году появились фудкорты с приемлемыми ценами, но, чтобы пообедать, необходимо отстоять огромную очередь. В пресс-центре обстановка с едой плачевна. Для журналистов предусмотрены сэндвичи, которые заканчиваются, только успев появиться. И так из года в год.
Рабочих мест с компьютерами по-прежнему меньше, чем нуждающихся в них журналистов. Возникали перебои и с wi-fi. Но все это уже стало так привычно, что даже не вызывает удивления.
Не обошлось и без мелких небрежностей. Например, в бейдже губернатора Свердловской области был допущена опечатка.
Образцы будущего
Поскольку "Иннопром" заявлен как выставка инноваций, а в этом году еще и с робототехническим уклоном, то посетители ожидали интересные премьеры. И они были, хоть и было их немного. Так, европейский лидер по производству и поставкам промышленной робототехники компания KUKA Robotics впервые в России продемонстрировал инновационного робота, который может работать вместе с человеком.
Компания DuPont представила зарядное устройство для мобильных телефонов - гладкий черный стол, поверхность которого заряжает мобильные устройства во время соприкосновения с ними, без подключения к сети. Но при этом в телефон вставляется специальное кольцо, которое и обеспечивает зарядку.
Объединенная приборостроительная корпорация показала беспилотный летательный аппарат "Чирок" на воздушной подушке, благодаря которой беспилотник отрывается от земли без взлетной полосы.
Новинки представляли не только промышленные гиганты, но и небольшие компании. Например, "Браво моторс" из Астрахани показал электромобиль-трансформер, способный за 5 секунд укорачиваться почти на метр и заряжаться от обычной розетки в 220 Вт. Серийное производство таких электромобилей планируется начать в марте следующего года, сейчас компания принимает предзаказы. "Разработке два года. Раньше мы производили гольф кары, затем начали думать о новых рынках, начали смотреть, какие направления актуальны", - рассказал Interfax-Russia.ru, как появилась идея о создании собственного электромобиля, гендиректор компании Константин Артемьев.
Электромобиль полутороместный, разгоняется до 60 км в час за 8 секунд, пробег на одной зарядке составляет 100 км. Дверь машины открывается вверх и вбок. Но главная фишка электромобиля в том, что он управляется с помощью джойстика - по виду такого же, как для компьютерных игр.
Гости "Иннопрома" также смогли не только увидеть, но и пообщаться с роботами в одном из выставочных павильонов. Робот по имени Сеня, с которым познакомился корреспондент Interfax-Russia.ru, четко, пусть и с небольшой задержкой, вполне человеческим голосом отвечал на вопросы. А его металлический собрат рядом травил анекдоты, чем вызывал восторг посетителей.
Новый русский
Роботы, беспилотники, зарядки для телефонов вызывали интерес, но новинка, представленная "Уралвагонзаводом", вызвала настоящий фурор и спровоцировала жаркие дебаты. Так, компания презентовала ультрасовременный трамвай R1, у которого общие черты со смартфоном iPhone. Новинку уже прозвали "новый русский трамвай". Он и задуман, и сделан в России, оборудован модулем Wi-Fi, GPS и ГЛОНАСС навигацией, HD-камерами видеонаблюдения, системой кондиционирования и антибактериальными поручнями.
Вагоны черные, стекла тонированные. Такой трамвай вполне вписывается в картинку транспорта будущего в фантастичных фильмах.
"По форме – это кристалл, это драгоценный камень в металлической оправе. И камень, потому что он отражает город, в котором будет двигаться. А значит, вагон будет прекрасно интегрироваться в любой ландшафт - лес, промзона, какие-то современные постройки. При этом обратный наклон кабины – это не только дизайнерское решение", - отметил представитель опытно-конструкторского бюро "Атом" (разрабатывало дизайн трамвая) Алексей Маслов, слова которого приводит в сообщении пресс-служба УВЗ.
По словам Маслова, трамваю не надо быть обтекаемым, поскольку "это не скоростной японский поезд", средняя скорость трамвая по городу 24 км/ч. Также благодаря такой кабине для водителя на 30% увеличена обзорность, что значительно уменьшает вероятность того, что произойдет несчастный случай, и человек попадет под трамвай.
Вместимость салона в разных конфигурациях составляет от 190 до 270 человек, а благодаря конструктивным особенностям тележки трамвай может ходить даже при ощутимых дефектах рельсового полотна. Трамваю предстоит еще ряд испытаний. Не исключено, что в 2015 году начнется серийное производство.
Опытный образец трамвая разместили в одном из павильонов "Иннопрома", и люди выстраивались в очередь, чтобы попасть внутрь транспорта будущего. Успех новинки среди посетителей бесспорен.
Однако нашлись и те, кто заметил недостатки трамвая. Известный дизайнер Артемий Лебедев раскритиковал новинку. По мнению Лебедева, "это трамвай-убийца, трамвай-мясорубка" за счет формы с таким наклоном кабины и приподнятым носом.
"Даже случайно задетый прохожий будет отправлен автоматически под колеса", - полагает дизайнер.
Заместитель гендиректора УВЗ Алексей Жарич на своей страничке в "Фейсбуке" в ответ на критику заметил: "Каждый город-заказчик по желанию получит индивидуальную морду. Дизайн каждого трамвая всегда обсуждается с заказчиком. Дизайн для премьеры специально был выбран, чтобы wow!"
Насколько удачной оказалась разработка трамвая, пока можно только предполагать. Эксплуатация выявит все "подводные камни", если они, конечно, есть. Но важно то, что на "Иннопроме" наконец-то появились новинки, которые удивили и которые хочется обсуждать. Если выставка будет и дальше развиваться в том же ключе, то со временем у нее есть шансы стать действительно главной и самый интересной промышленной выставкой России.
Обозреватель Александр Качалова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"