Урал / Точка зрения 17 ноября 2009 г. 16:27

Принцип домино

Interfax-Russia.ru – Последователи майора Дымовского продолжают цепочку разоблачительных выступлений.

Если толкнуть первую костяшку домино, то энергии толчка хватит, чтобы одна за другой попадали все костяшки в цепи. Это явление называют эффектом домино или принципом домино.

Появление в интернете все новых и новых видеороликов с разоблачениями коррупции, якобы царящей в правоохранительных органах России, очень напоминает такую цепную реакцию. Менее полумесяца понадобилось для того, чтобы работники милиции из разных регионов применили практически одну и ту же тактику вступления в принудительный диалог с властью.

Напомним, 7 ноября майор милиции из Новороссийска Алексей Дымовский разместил в интернете свое видеообращение к премьер-министру РФ Владимиру Путину. Обращение из двух частей содержало жалобы на притеснения со стороны непосредственных начальников и требования раскрывать несуществующие преступления. При этом милиционер заранее заявлял, что готов к преследованиям со стороны "системы" и угрозам в свой адрес и в адрес близких ему людей.

Никаких особо сенсационных заявлений в обращении милиционера не было. И о коррупции, и о многочисленных нарушениях в органах охраны правопорядка известно, пожалуй, всем дееспособным жителям России. Другой вопрос - степень достоверности этой информации. Безусловно, выступление майора добавило уверенности в собственной правоте тем, кто и ранее считал "всех милиционеров взяточниками", но все-таки немного в этом сомневался. Достоверности откровениям майора добавило и то обстоятельство, что он выступил в открытую, публично.

Реакция на заявления майора со стороны Новороссийского УВД оказалась вполне предсказуемой. "Все коллеги Дымовского, сотрудники уголовного розыска сегодня собрались на совещание и высказались против поступка майора", - сообщила агентству "Интерфакс-Юг" инспектор по СМИ УВД Новороссийска Полина Герасимова. Она также подчеркнула, что "оперативники идут служить не для того, чтобы разбогатеть, а по призванию". А в департаменте собственной безопасности МВД России, как сообщил "Интерфакс" со ссылкой на собственные источники, даже сочли, что появление видеороликов инспирировано некоей третьей силой, финансируемой из-за рубежа.

Между тем по следам выступления Дымовского началась проверка – о ней распорядился глава МВД РФ Рашид Нургалиев. Результаты работы комиссии из числа сотрудников центрального аппарата МВД министр обязался представить президенту РФ и премьер-министру правительства РФ Владимиру Путину, к которому собственно и обращался опальный майор. Казалось бы, вопрос исчерпан – остается дождаться выводов комиссии. Однако путаное, местами косноязычное прямое обращение милиционера к главе правительства России сыграло роль той самой костяшки домино, включившей цепь однородных событий, происходивших одно за другим.

Уволенный из столичной ГИБДД старшина милиции Вадим Смирнов публикует в интернете свое видеообращение к начальнику ГУВД Москвы. Кроме жалоб на несправедливое увольнение обращение содержит сведения о плане на протоколы, об административных нарушениях. Их якобы ежедневно должно быть не менее десятка плюс несколько аварий. Затем к "заявлянтам" присоединяются бывший сотрудник МВД по Республике Коми Михаил Евсеев и заместитель прокурора Ухты Григорий Чекалин. Евсеев в обращении к президенту РФ Дмитрию Медведеву сообщил, что до ноября 2008 года работал оперуполномоченным МВД по Коми, но решил покинуть службу "из-за невозможности в одиночку бороться с беспределом в министерстве". По словам бывшего милиционера, он неоднократно заявлял руководству республиканского МВД "о фактах коррупции, фактах фальсификации уголовных дел, о возбуждении заказных дел в отношении предпринимателей". Милиционер утверждал также, что дело о поджоге торгового центра "Пассаж" в Ухте, где на пожаре 11 июля 2005 года погибло 25 человек, сфальсифицировано. По факту видеообращения прокуратура Республики Коми также начала проверку.

Как сообщил "Интерфаксу" министр внутренних дел республики Владимир Еремченко, "за все время службы Евсеев ни разу не обращался ко мне лично или к моим заместителям с информацией по фактам коррупции и злоупотребления должностным положением в ведомстве". "Мы готовы выслушать его, проверить факты, о которых он сообщает, и принять по ним процессуальное решение. Дело по заказчикам поджога торгового центра "Пассаж" расследуется, поэтому информация, которую готов предоставить Евсеев, будет интересна следственному управлению Следственного комитета при прокуратуре РФ по Коми", - заявил министр.

Возникает закономерный вопрос – отчего же всем эти людям, не один год отдавшим службе в органах внутренних дел, проще оказалось публично обратиться к первым лицам государства, чем в службу безопасности собственного ведомства? Косвенный ответ на этот вопрос содержится в истории еще одного заявителя в погонах. В конце прошедшей недели сотрудница ГУВД Свердловской области майор Татьяна Домрачева распространила в местных СМИ информацию о коррупции в руководстве службы тыла ГУВД, сотрудницей которой она является. Свои утверждения она подкрепляла копиями обращений в самые разные инстанции. Кстати, факта этих обращений не отрицают и в ГУВД области. По данным пресс-службы ведомства, Домрачева ранее неоднократно направляла свои обращения в администрацию президента РФ, МВД РФ, ФСБ и Генпрокуратуру России. По фактам ее жалоб проводились тщательные проверки, но изложенные ей факты подтверждения не нашли.

Как сообщил агентству "Интерфакс-Урал" руководитель пресс-службы областного ГУВД Валерий Горелых, по факту заявлений проводится проверка, которая может закончиться возбуждением в отношении заявительницы уголовного дела о клевете. "Разумеется, заявления новороссийского майора послужили для таких выгнанных из системы людей поводом, чтобы любым путем опорочить систему МВД. Руководство ГУВД и любая другая силовая структура были бы рады получить информацию и разоблачить предателя любого ранга, если бы сведения соответствовали действительности. А здесь мы наблюдаем чистой воды кляузу", - считает представитель областного милицейского главка.

Между тем, злоупотребления в службе тыла ГУВД Свердловской области несколько лет назад уже становились предметом судебных разбирательств. Двое сотрудников управления оказались на скамье подсудимых по обвинению в мошенничестве и злоупотреблении служебными полномочиями. Их обвиняли в том, что они заключали фиктивные контракты с фирмами, в результате было похищено около 3 млн рублей. Руководитель службы тыла тогда выступил в роли свидетеля, а на скамье подсудимых был его заместитель Игорь Коныгин. Свои подписи под сметами и накладными, фигурировавшими в деле, руководитель объяснил просто – он доверял заместителю и подписывал бумаги, не читая. В результате Коныгин отправился в колонию и на свободу вышел совсем недавно. А его начальник благополучно дослужил до пенсии.

Теперь Коныгин на свободе и, узнав о поступке Татьяны Домрачевой, решил ее поддержать. Он также разместил видеообращение в интернете, где рассказывает о фактах коррупции в ГУВД. По мнению пресс-службы милицейского главка, это своеобразная месть системе МВД. Возможно, есть за что мстить и Домрачевой – по информации той же пресс-службы с 2005 года за упущения по службе она неоднократно привлекалась к дисциплинарной ответственности, а в феврале этого года ее сын был осужден за незаконный оборот наркотиков на 4 года.

Но с точки зрения безопасности государства и его граждан совершенно неважно, что движет заявителями – месть системе, любовь к истине или отчаянье. Важно, сколько правды в их заявлениях. А выяснить это не так-то просто. В Новороссийске, откуда прозвучало первое заявление, проверку начали раньше всех, но теперь ее сроки продляют. "Продление сроков проверки до 30 суток вызвано необходимостью проведения ревизии финансовой деятельности органов внутренних дел Новороссийска", - сообщил официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин. "В целях наиболее полного изучения изложенных в видеообращении майора А.Дымовского фактов, а также учитывая большой общественный резонанс, материалы доследственной проверки по решению руководства СКП переданы в главное следственное управление по ЮФО", - подчеркнул он.

Пожалуй, широкий общественный резонанс – главный на сегодняшний день результат милицейских интернет-обращений. Первый вице-спикер Совета Федерации, член Ассоциации юристов России Александр Торшин заявил "Интерфаксу", что, хотя "разоблачения по большей части выглядят противоречивыми и очень сомнительными с точки зрения доказательств", тем не менее от их появления есть и польза. "В ситуации, которая сложилась, надо делать выводы. Вся эта история в итоге имеет и положительный аспект, поскольку так называемые "откровения" майора Дымовского инициировали широченную дискуссию в обществе. И среди истеричных воплей в интернете, что все милиционеры подлые и продажные, есть ведь и рациональные предложения и идеи, к которым есть смысл прислушаться милицейскому начальству и прежде всего руководству МВД", - заявил вице-спикер.

Со своей стороны сенатор Валерий Федоров, в прошлом первый замглавы МВД РФ считает, что череда обращений – свидетельство желания общества выходить на прямой диалог с властью. "Общество ищет контакта с властью, и каждый имеет право высказать свое мнение, пусть это мнение отличное от общего", - отметил сенатор.

Никакие антикоррупционные законы не начнут работать, никакие комиссии по борьбе с взяточничеством не принесут пользы, если все здоровые силы общества не подключатся к решению этой больной для России проблемы. Об этом в послании Федеральному Собранию напоминал и президент РФ Дмитрий Медведев. По его словам, за шесть месяцев текущего года было рассмотрено более 4,5 тыс. дел коррупционной направленности. Среди осужденных 532 представителя органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также более 700 работников правоохранительных органов. "Эти цифры, к сожалению, свидетельствуют и о масштабах коррупции, поразивших наше общество", - подчеркнул президент.

Цепочка разоблачительных выступлений со стороны действующих и бывших сотрудников правоохранительных органов – дополнительное доказательство глубины и тяжести болезни под названием "коррупция".

Обозреватель Елена Глушкова