Interfax-Russia.ru – Аграрии Урала из-за аномальной жары прогнозируют сначала обвал, а затем рост цен на мясо и птицу.
Засуха, погубившая посевы зерновых и кормовых культур в 19 регионах России, не обошла стороной и Уральский федеральный округ. Здесь сильнее всего пострадали Челябинская и Курганская области.
На Южном Урале режим чрезвычайной ситуации (ЧС) объявлен во всех 20 сельскохозяйственных районах кроме одного. Как сообщает пресс-служба министерства сельского хозяйства области, "несмотря на то, что по всей области в последние дни прошли хорошие дожди, площадь поврежденных засухой посевов сегодня составляет 832 тыс. гектаров, это 42% от общей площади посевов".
Челябинские аграрии продолжают подсчитывать ущерб от засухи. Предварительный ущерб - 2,5 млрд рублей, затраченных на посевную кампанию и 8 млрд – убытки хозяйств от недобора зерна.
Но сгоревшая на полях пшеница – еще не самое страшное последствие засухи. Из-за недостатка влаги погибли кормовые культуры. По расчетам, сделанным в преддверии заседания президиума правительства РФ, на которое были приглашены руководители наиболее пострадавших от засухи регионов, Челябинской области удастся заготовить только половину необходимых для регионального животноводства кормов.
В Зауралье дела идут ничуть не лучше. Как рассказали Interfax-Russia.ru в департаменте сельского хозяйства Курганской области, режим ЧС введен по всей территории региона еще 12 июля. Сейчас идет обследование полей и списание посевов. И уже в настоящее время ясно, что полностью сгорели свыше 200 тыс. гектар посевов. Убытки от засухи могли бы быть еще больше, поскольку земледельцы планировали увеличить клин высокорентабельных зерновых культур на 60 тыс. гектар. И хорошо, что не увеличили - элитная пшеница не пережила бы засуху. Зато озимая рожь гораздо лучше выдержала испытание жарой.
Уже через месяц курганские аграрии приступят к севу озимых, причем намерены занять под них до 30 тыс. гектар. "В хозяйствах области есть запас зерна урожая прошлого года, - рассказал Interfax-Russia.ru представитель департамента. – Это и фуражное (предназначенное на корма - ИФ), и продовольственное зерно. Но, скорее всего, хозяйства не станут его продавать, а используют как семенной фонд и для собственных нужд".
Надо сказать, что зерновые запасы прошлого года еще зимой казались сельчанам дополнительной обузой. По данным аппарата полномочного представителя президента РФ в УрФО, тогда на складах Курганской области хранилось 600 тыс. тонн зерна, готового к реализации. В Челябинской области запасы составляли около 100 тыс. тонн. Нераспроданное зерно оставалось в Тюменской и в Свердловской областях. Продавать излишки было невыгодно, так как зерновые аукционы уронили цены. Но хранение тоже стоило денег. Сегодня эти излишки ценятся на вес золота.
Так, директор Тюменского областного департамента АПК Владимир Ковин называет ситуацию с текущими ценами на зерно "благоприятной". Как заявил он на заседании президиума областного правительства 19 июля, уже сейчас цены выросли в два раза. Таким образом, хозяйства могут за счет продажи зерна перекрыть часть убытков от засухи, при этом у них останется достаточно резервов и на семена.
Что касается использования запасов фуражного зерна для кормления крупного рогатого скота, то к такому развитию событий сельхозпроизводители относятся скептически. "Основу рациона коровы составляют грубые и сочные корма, сено, сенаж, силос, - пояснил Interfax-Russia.ru директор агрофирмы "Восточное" (Свердловская область) Сергей Лацков. – А в себестоимости говядины стоимость кормов составляет до 40%. Иначе говоря, если дороги корма, значит, дорожает мясо. В хозяйствах, где не смогут обеспечить поголовье собственными кормами, придется их покупать, либо пускать под нож стадо".
В "Восточном" кормов будет достаточно, хотя травостой из-за засушливой погоды все же хуже, чем мог бы быть. Конечно, на фоне южных соседей Свердловской области, можно сказать, повезло. Но и здесь зерновые полностью погибли в трех районах, еще в шести - почвенная засуха. Как считают специалисты, в целом по области избежать массового забоя скота едва ли удастся.
"Думаю, осенью начнут, - заявил Interfax-Russia.ru председатель региональной некоммерческой общественной организации "Мясной союз" Сергей Емельянов. – При массовом забое цены на мясо естественно снизятся из-за затоваривания рынка. Но вот цены на мясную продукцию вряд ли упадут, между сельчанами и покупателями достаточно посредников, которые заберут разницу себе. Возможно, будет снижение цен на чистое мясо. Но это явление временное".
По мнению Емельянова, уже в 2011 году цены на мясо могут резко вырасти, причем не только на говядину, но и на свинину. "Даже если будущее лето будет максимально благоприятным в отношении кормов, восстановить поголовье крупного рогатого скота непросто, потребуется минимум год, а лучше – полтора-два года. Плюс инвестиции в приобретение молодняка, а где их брать разоренным хозяйствам?", - пояснил собеседник Interfax-Russia.ru.
Можно также предположить, что на Среднем Урале возрастут в цене и молочные продукты. Как пояснил Сергей Лацков, в Свердловской области разводят главным образом молочные породы крупного рогатого скота, а мясо – "побочный продукт этого разведения". Но для того, чтобы корова доилась, ее надо кормить.
Впрочем, могут также вырасти цены на свинину и мясо птицы. Дело в том, что доля кормов из фуражного зерна в рационе курицы или поросенка гораздо выше, чем в рационе коровы. Значит, рост цен на зерно автоматически увеличит себестоимость мяса. Плюс "накрутки" переработчиков, плюс торговая надбавка.
По мнению президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского, рост цен на зерно может подхлестнуть инфляцию на 1,5-2% к текущему уровню. Причем произойдет это через рост цен на животноводческую продукцию. "Инфляционные процессы может подстегнуть рост цен на животноводческую продукцию, поскольку в основном дорожают фуражные культуры", - заявил Злочевский на пресс-конференции, добавив, что "текущий рост цен отражается, прежде всего, на себестоимости животноводческой продукции".
По данным Зернового союза, за минувшую неделю цены на зерно увеличились в среднем по России на 200 рублей за тонну, при этом Южный Урал дал всплеск цен на 500 рублей за тонну пшеницы четвертого класса.
Состояние животноводства в засушливых регионах стало даже темой очередного селекторного совещания в министерстве сельского хозяйства РФ. Как подчеркнула глава ведомства Елена Скрынник, необходимо сделать все для сохранения поголовья скота. В частности, предлагается собирать солому, остающуюся после уборки зерна, а также перемещать стада в менее пострадавшие районы.
В Челябинской области, например, планируют заготовить 170 тыс. тонн соломы. И все же без закупок зерна и кормов на стороне не обойтись. По подсчетам областного Минсельхоза, чтобы обеспечить едой только крупный рогатый скот, потребуются закупить 250 тыс. тонн фуражного зерна, еще столько же – для нужд птицеводства и на откорм свиней. В областном интервенционном фонде сейчас есть 133 тыс. тонн зерна, остальное придется приобретать в соседних регионах, как впрочем и сено.
Надо сказать, что засуха 2010 года еще раз показала – там, где соблюдают научно обоснованные принципы обработки земли, последствия стихийного бедствия не так страшны. "Необходимо применять систему земледелия, адаптированную к нашим условиям, - заявил Interfax-Russia.ru директор Государственного научного учреждения "Челябинский НИИ сельского хозяйства" Александр Вражнов. – Начиная с севооборота и чередования культур". Накануне ученый объезжал поля нескольких хозяйств. По его словам, озимая рожь, возделанная с соблюдением всех правил, обещает дать по 25 центнеров с гектара. И это несмотря на засуху.
"Хозяйствам надо больше внимания уделять подбору семенного материала. Например, в этом году скороспелые сорта, районированные для Новосибирской области, буквально сгорели. Высота растений – 10-15 см, они не годятся для уборки, остается их только стравить скоту, - отметил Вражнов. – Затем, есть четкое правило, чем меньше влаги, тем более щадящей должна быть обработка полей. При засухе вообще нулевая". Впрочем, далеко не всегда сельчане могут следовать канонам агрономической науки. Так, многие небольшие хозяйства подвел слишком ранний сев зерновых. Растения в прямом смысле слова не дожили до дождей, прошедших в Челябинской области на прошлой неделе.
"У нас оптимальные сроки сева яровых – с 15 по 25 мая. Но не у всех достаточно своей техники, чтобы отсеяться в эти сроки. Например, ОПХ "Троицкое" закупило три канадских комплекса, и 10 тыс. гектар здесь отсеяли за 10 дней при круглосуточной работе. Конечно, засуха повлияла на урожай, но урона гораздо меньше. А в тех хозяйствах, где технику берут в аренду у соседей или ее недостаточно, начинают сев раньше, в начале мая, или уходят на июнь. И самая важная фаза развития растений приходится на самые засушливые периоды лета", - пояснил Александр Вражнов.
Он также отметил, что хорошо показал себя на юге области в экстремальных условиях засухи гибрид пшеницы и ржи, и если бы его не решили оставить на семена, то в двух районах он бы дал до 100 центнеров зеленой массы с гектара на корма. Те самые корма, которых сейчас так не хватает.
Впрочем, в настоящее время аграрии Южного Урала большие надежды возлагают на летние посевы кормовых культур. Дожди, начавшиеся на прошлой неделе, постепенно смещаются к югу области. Погибшие зерновые и кормовые культуры эти осадки уже не спасут, но зато насытят почву влагой. А это даст возможность аграриям провести летний посев однолетних трав на корма. Ожидается, что площадь летнего посева составит около 30 тыс. гектаров.
Общая беда оживила горизонтальные связи между сельхозпроизводителями внутри регионов и между соседними регионами. Так, Свердловская область предложила пострадавшим от засухи заготавливать корма на своей территории.
"Уже составлен перечень участков, которые могут использовать для заготовки кормов соседние регионы, информация отправлена в Челябинскую область и в Башкирию, – рассказала Interfax-Russia.ru пресс-секретарь областного Минсельхоза Екатерина Ятнова. – В список вошли 18 районов области. Например, только в Алапаевском районе 15 собственников готовы предоставить площади под заготовку кормов, а общая площадь таких участков в нашей области превышает 20 тыс. гектар. Кроме того, есть желающие продать излишки сена".
В Тюменской области хозяйства благополучных по влаге районов заготавливают корма для себя и соседей. Этот регион не стал зоной бедствия из-за засухи, но пострадавшие территории есть и здесь.
К сожалению, прогнозируемый рост цен на продукцию животноводства из-за удорожания кормов не принесет прибыли сельхозпроизводителям. Зато ударит по карману простых граждан. Поднявшись на волне засухи, цены на мясопродукты в магазинах в будущем едва ли снизятся. Это подтверждает и динамика цен на хлеб. Так, по данным Зернового союза, за два года цены на зерно обвалились в 2,5 раза, но цены на хлеб остались прежними.
Обозреватель Елена Глушкова