Interfax-Russia.ru - Свердловские депутаты приняли закон, вероятно, лишающий Евгения Ройзмана права называться мэром Екатеринбурга, но губернатор отказался подписывать документ.
Депутаты Законодательного собрания Свердловской области приняли поправки в региональное законодательство, согласно котором мэр Екатеринбурга больше не сможет называться мэром, а останется лишь председателем гордумы. Депутаты городской думы выступили категорически против такого решения коллег из Заксобрания, подчеркивая его незаконность и нелепость. Эксперты прогнозировали битвы в суде. Но всего этого не случится, поскольку свердловский губернатор Евгений Куйвашев впервые воспользовался своим правом вето.
В Екатеринбурге с 2010 года действует двуглавая система управления, когда "у руля" находятся сити-менеджер и председатель гордумы, он же глава города. А с 2013 года глава города не выбирается из числа депутатов, а избирается путем всенародного голосования. При этом функционала у такого мэра немного. Первым избранным мэром Екатеринбурга с урезанными функциями в сентябре 2013 года стал оппозиционный политик, бывший глава фонда "Город без наркотиков" Евгений Ройзман, победивший кандидата "от власти", вице-губернатора Свердловской области Якова Силина.
Ройзман отошел от дел в "Фонде без наркотиков", неплохо вписался в существующую структуру городской власти, в своем блоге теперь публикует истории людей, пришедших ему на прием, а не историй про задержание наркоторговцев и работу реабилитационных центров фонда. Традиционное для екатеринбургских властей противостояние с властями региональными, о котором во время вступления в должность вспоминал Ройзман, обещая при этом "работать с кем угодно", продолжилось, но до открытого конфликта не доросло.
Однако в середине лета произошла странная история с переименованием должности главы Екатеринбурга. 14 июля депутаты Законодательного собрания Свердловской области перед тем, как уйти на каникулы, приняли в трех чтениях изменения в региональный закон о наименовании высшего должностного лица Екатеринбурга. То есть должность Ройзмана называется "глава Екатеринбурга - председатель Екатеринбургской городской думы", а, по замыслу депутатов, отныне она потеряет первую часть и будет звучать лишь как "председатель Екатеринбургской городской думы".
При этом единого мнения, коснулись бы изменения Ройзмана или вступили бы в силу с момента избрания следующего главы, в Заксобрании и в горадминистрации не было. В пресс-службе регионального парламента агентству "Интерфакс-Урал" не смогли уточнить, когда закон вступит в силу.
"Закон был принят, а вот за постановление депутаты пока не проголосовали и объявили перерыв. Постановление сопровождает закон, в нем говорится о направлении закона на подпись губернатору, об опубликовании и так далее", - пояснил собеседник агентства.
Председатель избирательной комиссии Екатеринбурга Илья Захаров в свою очередь заявил, что нововведение коснется нынешнего мэра Евгения Ройзмана, а не главу города, которого будут избирать на следующих выборах.
"Выборы-то были именно главы Екатеринбурга. Может быть, избиратель вообще бы не пошел на выборы председателя городской думы, может быть и явка была бы другой. И ведь и сам Ройзман, и баллотировавшиеся кандидаты давали согласие избираться главой Екатеринбурга - председателем думы, а не просто председателем думы", - сказал Илья Захаров агентству "Интерфакс-Урал".
Председатель горизбиркома подчеркнул, что мэрия Екатеринбурга в связи с решением Заксобрания не намерена менять устав города. "В документах у нас ведь звучит должность "председатель думы", ну и что, что добавлено "глава Екатеринбурга". Мы пока ничего менять не будем", - добавил Илья Захаров.
Категорически против изменений высказались и депутаты гордумы Екатеринбурга. Так, депутат Михаил Вечкензин, слова которого приводятся в сообщении пресс-службы горадминистрации, заявляет, что люди избирали Ройзмана главой города. "Он обязан доработать до 2018 года в своей должности. Если депутаты Заксобрания хотят переименовать должность, то пусть это делают перед избранием нового человека", - говорит Михаил Вечкензин.
"Данный законопроект - это наглядная демонстрация отношения областной власти к городу, к горожанам. Те, кто ратует за переименование должности главы, унижают екатеринбуржцев", - возмущается депутат Дмитрий Сергин, которого также цитирует пресс-служба городской администрации.
Депутат Сергей Шадрин, в свою очередь, заявляет о противоречии законопроекта федеральному законодательству, в частности, 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ", где говорится, что высшим должностным лицом муниципалитета является глава. "Лишение данного статуса, безусловно, уменьшает и полномочия главы, поскольку председатель представительного органа не имеет права действовать от имени муниципального образования", - полагает Сергей Шадрин, слова которого приводятся в сообщении пресс-службы горадминистрации.
Евгений Ройзман же отреагировал на принятые поправки в своем духе. "Все просят комментарий, а что тут комментировать? Наперсточники, чо…(орфография автора сохранена - ИФ)", - написал мэр Екатеринбурга в Twitter.
Вскоре выяснилось, что комментировать действительно нечего. "О, как! Губернатор наложил вето на закон о главе города! Сам придумал - и сам же наложил", - опубликовал Ройзман еще один "твитт".
Департамент информационной политики свердловского губернатора факт вето подтвердил. "Глава региона усмотрел ущемление прав жителей Екатеринбурга в данной редакции законопроекта, так как в ходе выборов 2013 года они голосовали за главу города - председателя Екатеринбургской городской думы", - говорится в сообщении.
Там же отмечается, что свердловский губернатор Евгений Куйвашев отправил законопроект обратно в Заксобрание "с целью внесения уточнений в его правоприменение и уточнения некоторых его норм, которые регулировали бы вступление изменений в силу со следующего избирательного цикла".
Политолог Анатолий Гайда сообщил журналистам, что на его памяти было три, максимум пять случаев, когда губернаторы отклоняли законопроекты. "Для Евгения Владимировича это первый случай", - подчеркнул Гайда.
По его мнению, у депутатов, которые вносили законопроект, "были благие намерения, они хотели внести ясность в наименование должностей", но "либо поторопились, либо не до конца все просчитали". Анатолий Гайда добавил, что закон не имеет обратной силы, и это стоило бы учесть.
Политолог Александр Пирогов, напротив, считает, что изменений названия суть не меняет. "Это переливание из пустого в порожнее, вызвавшее большой резонанс. Смысла подписывать то, что ничего не меняет, наверное, нет. Губернаторская подпись имеет большее значение", - высказал свое мнение Interfax-Russia.ru Александр Пирогов.
Политолог Сергей Мошкин полагает, что, если бы закон был подписан, возникли бы судебные последствия. "Это был демарш. На Ройзмана продолжаются атаки со всех сторон, это один из эпизодов противостояния города и области. Но в этой ситуации проигрывал не Ройзман и не город. На фоне традиционного противостояния города и области любые попытки ущипнуть город работают, как ни парадоксально, наоборот", - отметил Сергей Мошкин в разговоре с Interfax-Russia.ru.
Однако похоже что, вето, наложенное на уже принятый закон, нивелировало негативные последствия. Так что история, как Ройзмана почти что лишили права называться мэром, стала одной из интересных историй в региональной политике вместо того, чтобы превратиться в затянувшийся конфликт.
Обозреватель Александра Качалова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook