Урал / Точка зрения 5 ноября 2014 г. 12:28

Падение в озеро

Interfax-Russia.ru – Вертолет Ми-2 упал в озеро на Ямале, два человека погибли. Причиной происшествия, по всей вероятности, стали погодные условия.

Вертолет Ми-2, принадлежащий сотруднику "дочки" ОАО "Газпром нефть", пилоту-любителю, потерпел крушение 2 ноября в Ямало-Ненецком автономном округе. Обломки воздушного судна обнаружены на поверхности озера, рядом с обломками – тела владельца вертолета и единственного пассажира. Уже известно, что полет совершался без официального разрешения. Но могло ли это стать косвенной причиной авиакатастрофы, предстоит установить следствию. Пока оно рассматривает три стандартные версии крушения: ошибка пилотирования, отказ техники и сложные погодные условия. Последняя версия, по данным источника Interfax-Russia.ru, является приоритетной.

Вертолет Ми-2 совершил вынужденную посадку 2 ноября в районе озера Семерка, примерно около 50 км от поселка Вынгапуровский. Сообщение о катастрофе, по данным ГУ МЧС по ЯНАО, поступило в центр кризисных ситуаций в тот же день в 15:10 по местному времени (13:10 мск).

В пресс-службе ГУ МЧС по ЯНАО Interfax-Russia.ru заявили, что о крушении вертолета рассказали очевидцы. "В том месте есть какая-то избушка, в ней находились люди. Телефонной связи не было, человек залез на какую-то вышку или дерево и сообщил о крушении вертолета", - отметили в пресс-службе.

Получив сообщение о катастрофе, на место происшествия тут же выдвинулись спасатели и добровольцы, но им пришлось воспользоваться снегоходами и вездеходами, поскольку в данном районе бушевала метель и погода была нелетной. Добрались до места уже ближе к ночи и обнаружили на льду обломки вертолета в радиусе ста метров.

Также на месте найдены тела погибших. По неофициальным данным, пилотом и владельцем вертолета являлся начальник отдела социального обеспечения ОАО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" ("дочка" "Газпром нефти") Валерий Шестопалов, а его пассажиром был лесник Ноябрьского лесничества Евгений Казаков. В лесничестве и в "Газпромнефти-Ноябрьскнефтегазе" Interfax-Russia.ru эту информацию не стали комментировать. Однако источник, знакомый с ситуацией, подтвердил Interfax-Russia.ru, что погибшим пилотом являлся Валерий Шестопалов.

"Вертолет он приобрел на собственные средства, регулярно им пользовался. Ми-2 – машина далеко не новая, восстановленная, практически, своими руками. Валера всю жизнь увлекался авиацией", - рассказал источник.

Другой источник также сообщил "Интерфаксу", что в катастрофе вертолета на Ямале погиб сотрудник "Ноябрьскнефтегаза", вертолет принадлежал ему и был приобретен несколько лет назад после списания.

Тела погибших доставлены в Ноябрьск для проведения судебно-медицинской экспертизы на следующий день после крушения, 3 ноября. Как сообщает пресс-служба Уральского следственного управления на транспорте СКР, следователи, прибывшие на место, установили, что носовая часть вертолета находится в самом озере, хвостовая часть выступает над его поверхностью. Сам вертолет расположен в 200 метрах от берега, разброс обломков судна составляет около ста метров.

"Проведение следственных действий на месте крушения вертолета на данный момент невозможно по причине разрушения льда, произошедшего в результате падения судна", - говорится в сообщении.

Пока лишь установлено, что вылет производился без соответствующего официального разрешения из города Ноябрьск. На данный момент рассматриваются стандартные версии крушения, среди которых ошибка пилотирования, отказ техники и сложные погодные условия.

По факту крушения вертолета МИ-2 в Ямало-Ненецком автономном округе, повлекшего гибель двух человек, возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшего по неосторожности смерть двух человек).

Источник, знакомый с ходом расследования, сообщил Interfax-Russia.ru, что версия, связанная с погодными условиями, является приоритетной. "Вертолет попал в снежный заряд, когда пелена снега и на два метра ничего не видно. Пилот потерял ориентир с землей. Возможно, что-то попало в двигатель, что-то намерзло или пилот не справился с управлением", - отметил источник.

По его словам, точные причины установит следствие, но пока из-за теплой погоды (минус один-три градуса ниже нуля) подобраться к вертолету невозможно – лед слишком тонок. "Как только лед встанет, будет сделан осмотр", - добавил источник.

Погодную версию обсуждают и участники одного из авиафорумов, некоторые из которых были знакомы с пилотом. "Судя по постам и общению - очень осторожный, дисциплинированный частный пилот "общей вертушки". Они его компанией друзей купили", - пишет один из старожилов форума о погибшем пилоте. "Видел много объявлений о продаже по ценам от 2-3 млн рублей. И в складчину, и один мог осилить покупку", - констатирует другой участник авиафорума. Еще один участник сообщает, что "состояние вертолета было близко к идеальному". "Владелец за ним следил. Эту машину я знал. Судя по слухам, вертолет попал в снежный вихрь, попытался сесть, видимо, дальше - потеря пространственной ориентации", - отмечает он.

Участники обсуждения также строят предположения, что озеро рассматривалось как площадка для посадки, возможно, из-за отказа двигателя, но вертолет не успел погасить вертикальную скорость. Обсуждается версия, что разворот для повторного захода на посадку производился на малой высоте, да еще и над белой поверхностью озера без ориентиров, на скорости и в крене. "Отсюда и потеря пространственного положения и такие разрушения после касания лопастями льда с еще работающими двигателями", - предполагает интернет-пользователь.

Еще один пилот пишет что, по всей видимости, был снежный вихрь во время захода на посадку: "С первого раза не зашел, развернулся начал заходить повторно и зацепил лопастью об лед...".

Участники обсуждения упоминают и тот факт, что вертолет летал "по-партизански", никого не уведомляя, поскольку, по их словам, существуют сложности с выдачей сертификата летной годности таким бортам. Обсуждавшие подчеркнули, что наличие официального правового статуса дисциплинирует. Но относится ли это к данной авиакатастрофе, или же имело место быть роковое стечение обстоятельств, будет ясно лишь после расследования.

Обозреватель Александра Качалова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"