Урал / Точка зрения 20 февраля 2014 г. 11:14

Недоступный ягель

Interfax-Russia.ru – Впервые за 15 лет на Ямале из-за снегопадов зафиксирована массовая гибель оленей. Местные власти тоннами завозят в тундру подкормку, чтобы поддержать истощенных животных.

Жаркое лето и слишком снежная зима стали причиной гибели тысяч оленей в Ямало-Ненецком автономном округе. Специалисты говорят, что такого не было с 1998 года. В связи с массовым падежом в некоторых районах округа может быть введен режим чрезвычайной ситуации. По прогнозам, положение не улучшится до тех пор, пока не растает снег, но весной ожидаются новые сложности: обессиленным животным надо будет как-то добраться до своих пастбищ. Зато песцы и лисы едой обеспечены.

Первые тревожные новости о гибели оленей появились еще в середине января. Пресс-служба администрации Ямальского района сообщила о гибели 2,8 тыс. оленей из-за сильного истощения и хронического недоедания. Дело в том, что из-за жаркого лета олени не набрали достаточной массы. Ситуацию усугубили снегопады и дожди. Образовался ледяной наст, который не позволяет оленям добывать кормовой ягель.

Ситуация в тундре сложилась разная, в зависимости от толщины снежного покрова. Где-то оленеводческие бригады и частники практически не терпят потерь в стадах, а есть и те, у кого стадо уменьшилось. Оленеводы, невзирая на границы своих участков, вместе выпасают оленей на тех пастбищах, где корм доступен.

В самой сложной ситуации оказываются животные с ослабленным иммунитетом и юные олени, у которых не хватает сил добраться до корма. "Взрослые сильные олени справляются с задачей. В определенном смысле, работает естественный природный отбор, регулирующий численность животных на отдельно взятой территории", - сообщал в середине января первый замдиректора департамента по делам коренных малочисленных народов севера ЯНАО Эдуард Яунгад, слова которого приводила пресс-служба губернатора округа.

В сообщении пресс-службы подчеркивалось, что подобное случается на Ямале периодически, в последний раз - в 1998 году. Тогда стадо сократилось значительно, но поголовье быстро восстановилось и даже увеличилось. На Ямале до сих пор выпасается самое крупное в России стадо одомашненных северных оленей, это почти 700 тыс. голов, что составляет около 53% от общероссийской численности и 35% от мирового поголовья.

Спустя неделю после первых сообщений о гибели животных, казалось бы, ситуация начала стабилизироваться. "Чрезвычайной ситуации в тундре пока нет. Наледь выветривается", - приводились в сообщении пресс-службы губернатора ЯНАО слова директора окружного департамента агропромышленного комплекса Вячеслава Кучеренко.

Сохранялась надежда, что скоро корка наста станет тоньше, а глубокий снег осядет. А для того, чтобы поддержать владельцев оленей, региональные и местные власти решили завести в стада солевую подкормку и выделить дополнительное топливо. Предполагалось, что подкормка, наполненная определенными минералами, позволит получать оленям необходимые вещества для поддержания сил, а топливо даст возможность оленеводам использовать снегоходы вместо ослабленных ездовых оленей.

К середине февраля стало ясно, что ситуация сложнее, чем казалась изначально, а мер поддержки оленеводов недостаточно. Пресс-служба губернатора ЯНАО сообщила о гибели, по предварительным подсчетам, 15 тыс. оленей. "В дальнейшем положение будет только ухудшаться в связи с высоким уровнем снежного покрова (более одного метра) и истощением поголовья, что может вызвать наиболее массовый падеж оленей в весенний период при переходе", - отметил директор департамента агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия ЯНАО Вячеслав Кучеренко.

Также из-за массового падежа оленей под угрозой оказался один из самых зрелищных видов состязаний традиционного и любимого тундровиками праздника День оленевода - гонки на оленьих упряжках. Согласно сообщению пресс-службы губернатора ЯНАО, поскольку животные обессилены, гонки на упряжках могут быть отменены.

Впрочем, президент ассоциации коренных малочисленных народов севера ЯНАО "Ямал – потомкам!" Эдман Неркаги полагает, что, вероятно, просто сократится количество участников гонок, но зрители смогут увидеть эти зрелищные состязания. "Гонки в любом случае состоятся, но число участников может сократиться. В Надыме (здесь проходит главный праздник – ИФ) бывает до 120 упряжек, в этот раз будет поменьше", - сообщил Эдман Неркаги.

В пресс-службе администрации Надымского района, на территории которого были зафиксированы случаи падежа оленей, Interfax-Russia.ru также подтвердили, что пока гонки отменять не планируется. "В программе Дня оленевода гонки есть", - отметили в пресс-службе.

Помимо Надымского района наиболее сильно пострадали стада на территориях Ямальского, Приуральского, Тазовского и Пуровского районов. Главам этих муниципалитетов даже рекомендовали ввести режим чрезвычайной ситуации и как можно скорее представить финансовые расчеты и планы мероприятий по помощи оленеводам. На основании планов и расчетов округ готов выделить деньги на покупку минерально-солевой подкормки, оплату транспортных расходов по вывозу имущества оленеводов, утилизацию павших животных и приобретение горюче-смазочных материалов.

Совету по введению режима чрезвычайной ситуации муниципалитеты пока не последовали. Как сообщил Interfax-Russia.ru исполняющий обязанности главы Ямальского района Роман Геревич, даже если данное решение и будет принято, то для того, чтобы оправдать финансовые затраты на комбикорма, соли и другую подкормку. "По факту как таковой чрезвычайной ситуации нет, жизни и здоровью людей ничего не угрожает, эпидемиологическая ситуация в норме", - заверил Роман Геревич.

В администрации Тазовского района Interfax-Russia.ru сообщили, что ситуация не критическая, но сложная, подкормки для оленей не хватает. "В тундру доставлено 20 тонн подкормки, но этого мало. Мы направили письмо правительству ЯНАО с просьбой о закупке дополнительных кормов. В первую очередь, помогаем оленеводам-частникам", - отметили в районной администрации.

Эдман Неркаги также полагает, что главное не оставить без оленей, а, значит, без средств к существованию тех тундровиков, у которых небольшие стада и которые несут потери. "Надо сделать так, чтобы малооленный оленевод не остался без оленей. Если подкормка будет своевременно, то падеж минимизируется", - отметил Эдман Неркаги.

Однако по его словам, падеж как таковой не закончился и ситуация не улучшится до весны, когда начнет таять снег. "Но там другое: оленеводы начнут перегонять стада к пастбищам, а животные обессилены. Потом должен начаться отел, но каким он будет?", - задает риторические вопросы Эдман Неркаги. Ответов на них пока нет.

Прогнозировать дальнейшее развитие ситуации не берутся и ученые, но при этом отмечают, что для общей численности домашних оленей на Ямале в 700 тыс. голов потеря 15 тыс. не критична. "Для общей численности в 700 тыс. голов потеря 15 тыс. несущественна, но для людей она большая", - сообщил Interfax-Russia.ru замдиректора экологического научно-исследовательского стационара института экологии растений и животных УрО РАН Александр Соколов.

Но, по его словам, "когда оленю плохо, песцу очень хорошо". "Олени не способны добывать корм из под корки льда. Но такие годы являются самой лучшей поддержкой популяции песца", - говорит Александр Соколов.

Случаи нападения песцов на истощенных оленей уже были. Пресс-служба администрации Пуровского района ЯНАО сообщала, что ослабшие олени становятся для хищников легкой добычей, а оленеводы вынуждены охранять стада. Но за всеми уследить невозможно.

"Можно ожидать, что на какой-то процент увеличится число песцов, - считает Александр Соколов. - Может быть, лисам это (падеж оленей – ИФ) поможет пережить зиму, но серьезных научных исследований на эту тему на Ямале не ведется, поэтому точно сказать ничего нельзя".

А насколько сократится самое большое в России стадо одомашненных оленей, станет понятно не раньше, чем весной.

Обозреватель Александра Качалова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".