Урал / Точка зрения 15 ноября 2012 г. 16:37

Надежда на случай

Interfax-Russia.ru – Поиски самолета Ан-2, пропавшего более пяти месяцев назад вместе с пилотом и 12 пассажирами на Урале, официально прекращены.

Правительство Свердловской области поставило точку в поисках пропавшего в городе Серове самолета Ан-2. Распоряжение о прекращении поисково-спасательной операции подписал председатель областного правительства Денис Паслер. Между тем, появляются все новые возможные свидетели последнего полета Ан-2.

Поиски самолета с земли велись с момента исчезновения Ан-2. С воздуха его искали до конца июля, затем облет территорий приостановили до октября, но и осенью нелетная погода периодически мешала спасателям. В итоге, как говорится в распоряжении свердловского правительства, поисково-спасательные операции решили свернуть из-за плотного снежного покрова и ухудшения погоды, которые снижают безопасность и эффективность поисков.

Несмотря на то, что власти активно искать самолет больше не будут, сочувствующие рассматривают вариант продолжения поисков самостоятельно. В частности, предложения организовать самостоятельные группы звучали на форуме серовской газеты "Глобус".

"Предполагаем, что поиск будет продолжаться, но уже, скорее всего, самодеятельным путем, группами, инициаторами создания которых, возможно, станут родные и близкие пропавших людей, а также дешифрованием съемок местности, сделанных со спутников и воздушных судов", – написала на форуме редактор газеты Татьяна Шарафиева.

Правда, непонятно, что могут сделать добровольцы без спецтехники, если профессионалы за все это время не смогли отыскать самолет. В общей сложности в ежедневных поисках участвовало до 1,4 тыс. человек и 331 единиц техники, в том числе до 13 самолетов и вертолетов. По данным на начало августа на поиск самолета израсходовано более 30 млн рублей, окончательная же цифра может быть существенно больше.

Остается надеяться только на случай или новые данные, а они, как ни странно, поступают, даже спустя пять месяцев. Так, Татьяна Шарафиева сообщила, что одна женщина и ее семья видели самолет в день его исчезновения, летящий низко над деревьями, почти касаясь верхушек. К поисковикам она не обращалась якобы потому, что полагала, будто и без нее хватает свидетелей.

"Человек готов все рассказать под протокол, уже договорились, что она придет к следователю", – сообщила Interfax-Russia.ru редактор газеты.

Впрочем, и до этой женщины неоднократно появлялась информация, что кто-то видел летящий Ан-2, но результата это не принесло. Проверялись даже самые сомнительные сообщения, в том числе и экстрасенсов.

"За время поисков я столько выслушал экстрасенсов, что если на карту нанести все точки, показанные экстрасенсами, получается цветок в диаметре 500 километров – в Свердловской области и близлежащих областях", – заявлял начальник ГУ МЧС РФ по Свердловской области Андрей Заленский.

Одним из самых сенсационных сообщений стало утверждение тагильского радиолюбителя Валентина Дегтерева, будто бы он поймал радиосигнал с терпящего бедствие самолета, люди просили о помощи и опасались голодных медведей. Фоноскопическая экспертиза записи, предоставленной радиолюбителем, установила, что там не слышно ни фраз, ни даже слов.

Недавно поступила еще одна обнадеживающая информация от мальчика-оленевода из числа представителей народа манси в Ханты-Мансийском автономном округе. В районе поиска в ХМАО живут несколько общин манси. Сын одного из них рассказал, что летом пас скот и видел, как в районе озера Турват заходил на посадку самолет. Хоть ребенок в моделях самолетов не разбирается, но описание замеченного им самолета совпадает с тем, как выглядел пропавший Ан-2.

Агентству "Интерфакс-Урал" сообщили в пресс-службе ГУ МЧС РФ по Свердловской области, что манси сами проверят эту версию и выдвигаются в труднопроходимый район к озеру Турват.

"Они выдвигаются в район Турвата и в течение 10 дней дадут ответ, есть там что-то или нет. И в зависимости от полученной информации уже будет приниматься решение о дальнейших действиях", – заявляли в пресс-службе регионального МЧС. То есть ответ можно ждать после 19 ноября.

Версий, что могло случиться с самолетом, по-прежнему множество. Известно лишь, что на момент вылета самолет был полностью исправен, топливо соответствовало ГОСТу и не могло оказать негативного влияния на работу двигателя. Рассматривалась вероятность насильственного захвата воздушного судна, крушения из-за плохих погодных условий и даже атаки военных, но все это не нашло подтверждения.

С пропавшим Ан-2 связано несколько уголовных дел. Так, фигурантом уголовного дела стал один из пассажиров самолета, инспектор ГИБДД из Серова Максим Маевский, который еще до того полета попал в ДТП и его пассажирка получила компрессионный перелом позвоночника.

Также на возбуждении уголовного дела по факту угона настаивал руководитель компании "Авиа-Зов" Олег Золин, в аренде которого находился Ан-2. Следственные органы не приняли никакого решения, тогда Золин подал жалобу в Серовский районный суд, который ее удовлетворил и постановил следствию принять решение либо о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в его возбуждении. В итоге следственные органы решили дело не возбуждать.

И наконец, в связи с пропажей самолета было возбуждено уголовное дело по п.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть более двух лиц).

В октябре расследование дела было приостановлено, поскольку, как сообщала пресс-служба Уральского следственного управления на транспорте СКР, "проведены все необходимые следственные действия", допрошены 163 свидетеля, осмотрены предметы и документы, проведено 17 криминалистических экспертиз, в том числе молекулярно-генетических, химических, получены детализации телефонных соединений.

Следствие будет возобновлено лишь "при получении дополнительной значимой информации и новых сведений". А раз поиски прекращены, то и взять ее неоткуда. Однако те, кто так или иначе был связан с поисковой операцией, надежды все равно не теряют.

"Возможность нахождения самолета как была, так и остается. Воздушным судам поставлена задача, чтобы они вели наблюдения, перед муниципальным образованием как стояла задача, так и стоит проводить опрос. Хоть активная фаза приостановлена, люди знают, что самолет пропал. Любая информация будет отрабатываться", - заявил Interfax-Russia.ru секретарь поискового штаба Юрий Герасименко.

Обозреватель Александра Качалова