Урал / Точка зрения 28 ноября 2014 г. 12:50

На свой страх и риск

Interfax-Russia.ru – Межсезонье на Ямале, когда Обь покрывается льдом, непрочным для безопасного проезда, стало сезоном массовых нарушений со стороны водителей.

Ледовая переправа через реку Обь между городами Салехард и Лабытнанги в Ямало-Ненецком автономном округе открылась 27 ноября, положив конец нарушениям. До официального открытия ямальцы на джипах и легковых автомобилях, вездеходах и снегоходах переправлялись по неокрепшему льду, рискуя застрять, а то и потопить машину, груз, пассажиров, себя. В это межсезонье обошлось без жертв, но так бывает не всегда.

Проблема дорог, и так серьезная для Ямала, обостряется каждой осенью и весной, когда Обь начинает покрываться льдом, или, напротив, вскрываться. В эти дни из Салехарда до города Лабытнанги, расположенного на другом берегу Оби, где есть железная дорога, можно лишь долететь вертолетом, а чуть позже – доехать на вездеходах на воздушной подушке. Летом между городами действует паромная переправа, зимой – ледовая. Пока же лед не встал или не растаял, какие-либо грузы, обычно приходящие по железной дороге, переправить в Салехард проблематично. Салехардцы решают этот вопрос по-своему: нагружают снегоходы и форсируют реку. Нарушители за редким исключением остаются безнаказанными, так как их почти никто не ловит. Исключением являются совместные рейды экстренных и правоохранительных служб. Один из таких рейдов прошел накануне открытия ледовой переправы.

Как сообщила пресс-служба ГУ МЧС по ЯНАО, нарушителей спасатели выявляли вместе с транспортной полицией и представителями отдела по делам ГО и ЧС горадминистрации Салехарда.

"Натоптанная колея ледяной дороги расположилась недалеко от официально строившейся ледовой переправы. Какая толщина льда на дороге не знает никто, в метель машины застревают. Запрещающие дорожные на обоих берегах Оби исчезают с завидным постоянством в прибрежных канавах. Но перспектива провалиться на тридцатиметровую глубину Оби водителей не пугает", - констатирует пресс-служба.

Руководитель пресс-службы ГУ МЧС по ЯНАО Иван Скиданов сообщил Interfax-Russia.ru, что если нарушители видят полицейских, то они на снегоходах и буранах выезжают на берег в другом месте.

"Невозможно перекрыть всю Обь", – говорит Иван Скиданов. Он подчеркивает, что в погоне за деньгами люди пренебрегают правилами безопасности и, бывает, что застревают. "Другие нарушители их выдергивают", - добавил руководитель пресс-службы регионального ГУ МЧС.

Происходят и трагедии. Так, в прошлом году на Ямале на официально закрытом из-за погодных условий зимнике грузовик "Урал", загруженный стройматериалами, съехал с дороги и ушел под лед. Два человека, находившихся в машине, погибли. Гендиректор ГУП "Ямалавтодор", которое обслуживало зимник, Андрей Шоля подал заявление об увольнении. Власти округа рассматривали возможность создания "черного списка" большегрузов, для того, чтобы обезопасить зимние автодороги и заставить перевозчиков соблюдать правила проезда по ним.

Вообще, как сообщил Interfax-Russia.ru специалист управления по делам ГО и ЧС администрации Салехарда Александр Иевлев, случаев, когда транспорт проваливается под лед, довольно много. "В пошлом году в районе поселка Горнокнязевск машины ушли под лед, в этом году проваливались под лед колесами, но успевали вытащить", - говорит Александр Иевлев.

По его словам, период межсезонья, когда еще не сданы в эксплуатацию ледовые переправы, становится "золотым" для особой категории предпринимателей. "Официально осуществлять перевозку людей и грузов могут специальные юридические лица, все остальные – это частные лица, которые просто хотят подзаработать, думают, что у них "буран" легкий, даже если его загрузить. Выручка у частных лиц в этот сезон хорошая. Невозможно угадать, когда река начнет вставать. Предпринимателям приходит товар (продукты, стройматериалы, посылки), клиенты, сделавшие заказ, ждут, а река встала. Люди начинают искать, кто б перевез, всегда находятся те, кто готов", - отмечает Александр Иевлев.

Между тем, для предпринимателей невозможность перевозки грузом оборачивается финансовыми потерями. В октябре, в последние дни работы паромов на Оби, частники доставляют грузы с одного берега на другой по ночам, чтобы успеть завести необходимое до появления льда.

Успевают не всегда. В этом году, как сообщала пресс-служба губернатора ЯНАО, железнодорожный состав из 70 вагонов с продуктами, прибывал на станцию Лабытнанги лишь после 21 октября, после закрытия переправы. Между городами еще несколько дней курсировали более мощные паромы, перевозившие грузы, но потом и они встали. Продлевать работу бывает опасно. Так, в прошлом году пять паромов попали в ледовый затор на переправе, их высвобождали с помощью других паромов.

В позапрошлом году паромы ходили по уже намерзающему льду, и затем пришлось восстанавливать обшивку суден, а начало работы вездеходов на воздушных подушках сдвинулось из-за испорченной торосами трассы.

Ямальцы до официального открытия ледовой переправы перевозят не только грузы, но и себя. Вообще, судя по сообщениям на местном форуме, лед Оби становится чем-то вроде автострады с плохим покрытием.

Но не все такую переправу считают нормальной и безопасной. "Риск на гране безумия!", "Эх... если б вы слышали, как лед трещит при таких ситуациях...", - пишут пользователи форума. Однако большинство рискует. В итоге через Обь ездят десятки, а штрафы платят единицы.

Александр Иевлев говорит, что в этом году за лето и осень составлено 19 протоколов (в прошлом году – 12) в отношении нарушителей, из них лишь два за проезд по льду, остальные за управление маломерным средством без спасжилетов. Штрафы за переход и переезд по льду составляет от 500 рублей до 1 тыс. рублей, в зависимости от решения административной комиссии. Недавно размер штрафов был увеличен с 1 тыс. до 5 тыс. рублей, но пока их не назначали.

Да и ловить нарушителей – задача непростая. "Механизм борьбы с нарушениями не выработан. Это вроде бы и не дорога общего пользования, чтобы там полноценно работала ГИБДД, и не территория города, чтоб могли полноценно работать мы", - говорит специалист управления по делам ГО и ЧС администрации Салехарда.

По его словам, у специалистов управления нет полномочий, чтобы задерживать нарушителей, поэтому к ответственности их возможно привлечь во время совместных с правоохранительными органами рейдов, но каждый день проводить такие рейды невозможно.

В корне проблему можно было бы решить строительством моста через реку Обь, который стал бы частью Северного широтного хода (железнодорожной линии Обская-Коротчаево). Такой проект есть, уже в течение нескольких лет анонсируется, что строительство вот-вот начнется, но воз и ныне там. А пока спасателям в межсезонье остается выходить в рейды по поимке нарушителей и надеяться, что не произойдет беды.

Обозреватель Александра Качалова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"