Interfax-Russia.ru – Челябинский вице-губернатор Николай Сандаков арестован на два месяца по обвинению в получении особо крупной взятки от бывшего сити-менеджера Озерска.
Командировка вице-губернатора Челябинской области Николая Сандакова в Москву не состоялась. 26 марта вечером прямо в аэропорту Челябинска его задержали сотрудники ФСБ и привезли в Екатеринбург, где допросили, а затем суд избрал ему меру пресечения в виде двухмесячного ареста. Сандакову, как и сенатору Совета Федерации от Челябинской области Константину Цыбко, инкриминируют получение взятки от бывшего сити-менеджера Озерска Евгения Тарасова, осужденного в 2013 году за растрату, и в сентябре прошлого года выпущенного по УДО.
Задержание, допрос и даже избрание меры пресечения Николаю Сандакову сопровождалось молчанием силовых структур. Изначально информация о задержании Сандакова появилась в СМИ со ссылкой на источники, затем факты косвенно подтвердили в пресс-службе губернатора Челябинской области. В частности, как заявлял агентству "Интерфакс-Урал" пресс-секретарь губернатора Олег Гришанков, "официальный комментарий о следственных или иных действиях, предпринимаемых в отношении Сандакова, безусловно, должны давать правоохранительные или надзорные органы".
"Губернатор Борис Дубровский был в курсе всех мероприятий, которые предшествовали сегодняшнему событию, и проинформирован о ситуации", - говорил Гришанков 26 марта вечером.
Наутро ситуация немного прояснилась лишь благодаря адвокату Николая Сандакова Сергею Лаврентьеву. Стало известно, что вице-губернатор провел ночь в изоляторе временного содержания, а утро – в четвертом следственном управлении главного следственного управления СКР (дислоцируется в Екатеринбурге). Единственный доступный журналистам номер телефона данного управления весь день молчал. Официальных комментариев никто из силовых структур не давал.
В Ленинском районном суде Екатеринбурга, где 27 марта Сандакову определяли меру пресечения, следователь также оказался от комментариев. Немногословным стал и адвокат, теперь уже связанный подпиской о неразглашении. Сергей Лаврентьев рассказал лишь, что его подзащитный общался со следователями уже на протяжении месяца, и произошедшее не стало для него неожиданностью.
Подробности дела, а также точную информацию, по какой статье Сандакову предъявлено обвинение, остались неизвестными и на время судебного заседания, которое, по ходатайству следствия, сделали закрытым для прессы. Защита же, наоборот, предлагала журналистов из зала суда не удалять.
Николая Сандакова провели в зал судебного заседания судебные приставы в сопровождении двух сотрудников ФСБ в масках. Челябинский вице-губернатор в белоснежной рубашке и деловом костюме выглядел весьма бодро, будто пришел с какого-нибудь совещания, а не с допроса. Спустя полтора часа, сколько длилось судебное заседание, и судья выносил решение, Сандаков был уже не столь бодр.
Суд озвучил, что отклоняет ходатайства защиты о продлении срока задержания на 72 часа для предоставления справок о состоянии здоровья вице-губернатора, а также ходатайство о домашнем аресте и залоге, и выносит вице-губернатору меру пресечения в виде заключения под стражу на два месяца – до 25 мая включительно. Все это время Сандаков будет находиться в СИЗО N7 Челябинска.
Приставы не стали тут же уводить чиновника и дали ему немного пообщаться с журналистами. Вице-губернатор сообщил, что обвинение ему предъявлено по ч.6 ст.290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере), своей вины он не признает.
"Пока, к сожалению, судья нас не услышал, следствие идет на поводу со стороны ложного обвинения со стороны Тарасова. Он, оказывается, подал заявление, что я угрожаю его жизни, поэтому просит арестовать меня. Я уверен, что следствие разберется, должен заметить, что оно проводится высокопрофессиональными сотрудниками следственного комитета, а также оперативниками ФСБ. У них есть своя позиция, у нас своя. Пользуясь случаем, скажите моей жене, что я люблю ее. Детям привет", - сказал Сандаков.
Отвечать на вопрос, кому выгоден его арест, он отказался, заметив, что "это всего лишь версии, которые могут повлиять на отношение следствия" к нему.
Уже вечером 27 марта, после того, как суд вынес решение об аресте Сандакова, появилась более подробная информация об его уголовном деле. Официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин сообщил "Интерфаксу", что Сандаков обвиняется в получении взятки в размере 1,5 млн рублей. "Следствием установлено, что в 2011 году Сандаков предложил главе администрации Озерского городского округа Челябинской области Евгению Тарасову за вознаграждение создать и поддерживать в средствах массовой информации его положительный образ, что в последующем должно было обеспечить Тарасову продвижение по службе и способствовать избранию на должность главы города Магнитогорска", - отметил официальный представитель ведомства.
Сандаков стал не первым, кому из высокопоставленных лиц, связанных с Челябинской областью, предъявляют обвинение в получении взятки от Тарасова. Так, в конце прошлого года меру пресечения в виде подписки о невыезде вынесли сенатору Совета Федерации от Челябинской области Константину Цыбко.
Тарасов в 2013 году был приговорен к 4 годам колонии общего режима за растрату денежных средств администрации Озерского городского округа. 11 сентября 2014 года, как сообщила Interfax-Russia.ru консультант Копейского городского суда Ольга Кадочникова, он был освобожден условно-досрочно. Сейчас Тарасову инкриминируется дача взятки (ст.291 УК РФ).
По мнению следствия, сенатор Константин Цыбко в период с ноября 2011 по февраль 2012 года получил от Тарасова не менее 18 млн рублей за содействие в его назначении на должность главы администрации Озерска. Эксперты тогда увидели в этом уголовном деле отголоски войны правоохранительных органов с бывшим губернатором Челябинской области Михаилом Юревичем. А сейчас видят те же отголоски в уголовном деле Сандакова.
Николай Сандаков был назначен заместителем губернатора в феврале 2013 года, за год до ухода Юревича, так что считался человеком из его команды.
"Совершенно точно можно сказать одно: эпоха "людей Юревича" и соответствующей коррупционной стилистики в челябинской политике закончилась. При том, что завершение самого обобщенного "дела Юревича" еще впереди. Еще одно точно: эти люди больше не вернутся в российскую политику ни в каком качестве. Остальное - предмет заботы следствия", - полагает челябинский политолог Александр Подопригора. В своем блоге он написал, что "в последние два месяца по Сандакову шла доследственная проверка на предмет его деятельности при проведении ряда предвыборных кампаний - речь шла о крупных "неучтенных" денежных суммах".
По мнению бывшего заместителя полномочного представителя президента в Уральском федеральном округе Андрея Колядина, уголовное дело в отношении Сандакова, действительно, связано с предвыборными деньгами, но это не значит, что он виноват. "Мои разговоры с великими силовиками и государевыми людьми Урала сводятся к тому, что Колю "закрыли" по показаниям мелкого пройдохи - мэра Озерска - купившего свою должность, попавшегося на мошеннических схемах, давшего показания на всех, на кого его показания попросили дать, и, за это, отсидевшего лишь часть срока. А в качестве взятки фигурируют "деньги на выборную кампанию" в 2011 году", - написал Колядин на своей страничке в "Фейсбуке".
По его словам, Сандакову инкриминируется то, что в практике работы замов губернаторов по внутренней политике "последние 20 лет являлось обычным и обыденным процессом - сбор денег на выборы".
"В случае с Колей предлагается признать взяткой взнос мэра Озерска в выборную кампанию. Подчеркну - не лично на расходы Сандакова. Не мзду за решение вопроса. Не откат за получение бюджетных средств. А то, что передано на выборы...", - пишет экс-заместитель уральского полпреда.
Он добавляет, что с юридической точки зрения это непорядок, а с другой – практика работы во всех регионах страны.
"Честно говоря, не чувствовал в нем тяги к незаконному обогащению... Видимо на внутреннюю политику Челябинской области надо сажать Ф.Э.Джержинского. Только он выживет в этом аду...(…) На Южном Урале извечное противостояние силовиков и губера. Мне, в бытность замполпреда, приходилось вмешиваться, чтобы убрать конфликт из публичной плоскости", - резюмирует Колядин.
Между тем, эхо войны Юревича и правоохранителей лишь одна из версий, хоть и основная, того, почему на Сандакова завели уголовное дело.
"Это достаточно запутанный клубок. Мы можем говорить и о рутинной работе, которую ведут правоохранительные органы, и о том, что роль Сандакова была достаточно значима и в актуальной политической повестке, и о том, что в регионе ведется борьба за власть. Распутывать этот клубок можно с самых разных сторон, смотреть под разным углом зрения. Я бы сказал, что да, безусловно, основная версия в том, что идет масштабная разработка силовиками губернатора Юревича, они пытаются подойти к нему с разных сторон", - высказал свое мнение Interfax-Russia.ru политолог Александр Мельников.
Он добавил, что Сандаков был куратором политического блока, совместно с губернатором Борисом Дубровским выстраивал политическую конфигурацию. "Думаю, что с нынешним появлением нового губернатора различные группы влияния ожидали других результатов, а, убирая Сандакова из игры, могут рассчитывать на смену политических раскладов", - предполагает Александр Мельников.
Обозреватель Александра Качалова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"