Interfax-Russia.ru – Жители одного из районов Курганской области требуют от Госдумы РФ прекратить полеты учебных военных самолетов над их домами.
Сафакулевский район Курганской области расположен на границе с Челябинской областью. Сам по себе это факт не хорош и не плох, вот только из-за этой близости воздушное пространство района стало чем-то вроде полигона для обучения курсантов Челябинского высшего военного авиационного Краснознаменного училища штурманов (ЧВВАКУШ).
Дело в том, что вблизи деревни Некрасовка расположен полигон, который прилетают бомбить самолеты авиаполка училища.
"Полигон здесь расположен давно, служил для обучения авиаторов еще в советские времена, - пояснил Interfax-Russia.ru заместитель главы администрации Сафакулевского района Николай Абрамов. – Потом полеты прекратились. Но примерно полгода назад начались вновь. Мы понимаем, что штурманов надо обучать, но рев современных самолетов очень мешает жителям окрестных деревень".
По словам замглавы администрации района, перед учебным бомбометанием самолеты заходят на цель и летят очень низко. Отсюда и рев двигателей. "А бомбят они и днем, и ночью. Иногда учебными болванками, но периодически на полигоне что-то взрывается. Административный центр района Сафакулево находится довольно далеко от полигона, в 20 километрах, но и у нас в домах стекла дрожат", - отметил собеседник Interfax-Russia.ru.
Как сообщает пресс-служба администрации Сафакулевского района, жители близлежащих к полигону деревень стали серьезно опасаться последствий бомбардировок. Их беспокоит, как скажутся шум и взрывы на окружающей среде – рядом с Некрасовкой расположен не только полигон, но и несколько озер, и лес. Пока же активность военной авиации породила среди местных жителей слухи о расширении полигона.
"Весной этого года жители Сафакулевского района в полной мере ощутили силу и мощь отечественной авиации, - говорится в сообщении пресс-службы районной администрации. - Дневные и особенно ночные полеты лишили покоя большинство жителей сел и деревень, пожилые сафакулевцы стали опасаться негативного влияния бомбометаний на экологическую безопасность, начались жалобы на разрушения домов вследствие взрывов. По району поползли слухи о предстоящем расширении полигона и расселении жителей близлежащих деревень".
Обращения жителей к главе района Ниязу Юсупову с жалобами на военных стали регулярными. Кроме того, местные жители постоянно просят прояснить ситуацию с их грядущим расселением.
"Администрация района обратилась с официальным запросом к командованию ЧВВАКУШ, однако там ответили, что данных о предстоящем расселении нет", - сообщает пресс-служба райадминистрации. А вот жалобы на бреющие полеты боевых самолетов над деревнями военные сочли надуманными.
"Начальник военной части, находящейся на полигоне, сообщил, что учебные полеты осуществляются в соответствии инструкцией и заданными параметрами, и жалобы жителей на низкую высоту полета необоснованны", - говорится в сообщении пресс-службы муниципального образования.
Не найдя понимания у военных, администрация района обратилась к гражданским властям – губернатору Курганской области Олегу Богомолову и депутату Госдумы от Курганской области Любови Цветовой с просьбой урегулировать ситуацию. Жители района хотели бы, чтобы более самолеты военной авиации над территорией района не летали. Депутат уже сообщила сафакулевцам, что направила соответствующий запрос в министерство обороны РФ.
"Пока ответ на мой запрос не пришел. Но я обязательно добьюсь ответа, будем разбираться в ситуации дальше", - пояснила Interfax-Russia.ru Любовь Цветова.
Вероятно, разбираться придется долго. Это, в частности, подтверждает опыт налаживания диалога между гражданскими властями Челябинска, Челябинской области и Минобороны РФ.
Еще осенью прошлого года жители административного центра Южного Урала начали жаловаться на полеты боевых самолетов над городом. Жалобы начались после того, как военная часть, укомплектованная фронтовыми бомбардировщиками Су-24, передислоцировалась из Бурятии на аэродором Шагол в одноименном поселке на окраине Челябинска. Военные утверждают, что прекратить полеты над городом невозможно.
"Аэродром Шагол был основан в 1936 году, и был изначально далеко от города, схема захода на посадку не затрагивала город. Но Челябинск развивался, строился и наступал на аэродром. Теперь при взлете и посадке самолеты затрагивают часть города, полосу в 20 км, мы не можем отвернуть от этой полосы ни вправо, ни влево", - пояснял журналистам командир воинской части Николай Гостев.
Неоднократные обращения в Минобороны РФ и прокуратуру областных и городских властей, регионального уполномоченного по правам человека результата не принесли. Между тем в июле этого года управление Роспотребнадзора по Челябинской области официально подтвердило: рев моторов военной авиации превышает допустимый уровень шума.
"Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области выполнены замеры и получены протоколы, на основании которых эквивалентный и максимальный уровни звука, издаваемого самолетными двигателями, не соответствуют требованиям санитарных норм", - сообщила пресс-служба губернатора Челябинской области. Документы с официальными данными, подтверждающими оправданность жалоб горожан, были вновь направлены во все ведомства, имеющие отношение к вопросу полетов.
Однако пока все остается по-прежнему: самолеты летают, в том числе и ночью, а горожане вынуждены терпеть рев турбин.
"Ничего не изменилось. Самолеты как летали, так и летают. Просто раньше они пролетали и над центром города, а теперь в основном над Тракторозаводским районом, это северо-восток города. Министерство обороны сообщало в ответ на запросы администрации, что маршрут и высота полетов изменены. Но жителям северо-востока Челябинска от этого легче не стало. Жалобы горожан на шум продолжают поступать в администрацию города", - заявили Interfax-Russia.ru в пресс-службе администрации Челябинска.
Однако у челябинцев хотя бы есть надежда на то, что ситуация изменится, когда самолеты, выпущенные в 90-х года прошлого века, заменят современными. Тогда, обещают авиаторы, и шума будет гораздо меньше. Как заявлял журналистам командир воинской части Николай Гостев, уже к 2015 году 13% парка самолетов заменят на новые модели, а к 2020 году обновление полностью завершится. На смену Су-24 придут самолеты поколения 4+ и 5.
Возможно, какой-то компромисс с военными авиаторами удастся найти и жителям Сафакульевского района Курганской области. Но пока они вынуждены терпеть дневные и ночные бомбардировки отечественной авиации по своей территории.
Обозреватель Елена Глушкова