Урал / Точка зрения 23 марта 2016 г. 19:22

Мэров не выбирают

Interfax-Russia.ru – Депутаты свердловского Заксобрания законодательно упразднили выборы мэров в большинстве городов региона. Многие восприняли решение неоднозначно.

Мэров не выбирают
© РИА Новости. Александр Кряжев

Депутаты Законодательного собрания Свердловской области на заседании 22 марта большинством голосов в третьем, окончательном чтении приняли закон, согласно которому практически во всех крупных муниципалитетах региона не останется прямых выборов мэра. Исключение сделано лишь для Екатеринбурга, Нижнего Тагила и закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). У этого закона есть как сторонники, так и противники.

Чтобы принять закон "Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области", необходимо было набрать 26 голосов. Закон прошел, но с трудом: "за" проголосовали 27 депутатов, "против" – семеро, один воздержался, шестеро отсутствовали на заседании.

Закон предусматривает, что выборов мэров отныне не будет, вместо этого главу администрации муниципалитета изберет местная дума из кандидатов, предложенных конкурсной комиссией. Под действие закона не подпадает Екатеринбург, Нижний Тагил (второй по величине город в Свердловской области) и четыре ЗАТО (Свободный, Уральский, Новоуральский, Лесной). При обсуждении закона предлагались поправки, согласно которым в Екатеринбурге была бы упразднена "двуглавая система" управления и вернулись бы всенародные выборы мэра, возглавляющего горадминистрацию. Но эти поправки не были приняты.

Для маленьких населенных пунктов – городских и сельских поселений - законом предусмотрено три варианта выборов. Так, глава может выбираться на муниципальных выборах и входить в состав местной думы, исполняя полномочия ее председателя. Либо глава избирается на муниципальных выборах и возглавляет местную администрацию. Кроме того, главу может выбрать местная дума из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. В этом случае избранный мэр также возглавит администрацию.

Как пояснила Interfax-Russia.ru депутат от "Единой России" Галина Артемьева, являющаяся одним из инициаторов данного закона, всего в Свердловской области 94 муниципальных образования, из них 21 городское и сельское поселение, пять муниципальных районов, а остальные - городские округа. В законе прописано, что его действие распространяется на 63 муниципалитета, однако почти в 40 из них порядок избрания главы депутатами из отобранных по конкурсу кандидатов был введен ранее. То есть, по словам Галины Артемьевой, с принятием закона система избрания поменялась для 21 муниципалитета, депутаты лишь завершили ранее начатые изменения.

Однако градус протестный настроений этот факт не снизил.

"Я считаю, что закон нельзя было принимать. Города переходят на так называемую "советскую систему" управления, на назначения через конкурсные комиссии. Люди теряют право выбора, не могут избирать и избираться. Главный вопрос: на каком основании законодатели их лишили права выбора? Федеральное законодательство оставляет пять вариантов избрания глав. Предлагалось отдать это на откуп городам, чтобы каждый сам принял решение, а затем мы бы утвердили тот или иной закон для конкретной территории", - высказал свое мнение Interfax-Russia.ru депутат Заксобрания Свердловской области Вячеслав Вегнер, выступавший против закона.

По данным местных СМИ, в городах Артемовский и Невьянск прошли акции против отмены выборов. Как сообщил Interfax-Russia.ru председатель правления свердловской областной общественной организации "Экология, прогресс и духовное совершенство" Михаил Калинин, являющийся также членом инициативной группы по организации акций протеста в Невьянске, он считает закон противоречащим Конституции РФ и намерен обратиться в Конституционный суд.

"Но дело это не быстрое. Надо найти деньги, привлечь юристов и подготовить обращение, - признал он.

Вместе с тем, авторы закона как раз ссылаются на его конституционность.

"В решении Конституционного суда сказано, что критерием введения единственно возможного варианта избрания является возможность сбалансировать интересы органов госвласти и местного самоуправления", - отметила Галина Артемьева. По ее словам, принято решение о введении наиболее эффективного с точки зрения субъекта РФ порядка избрания. Городским и сельским поселениям, в отличие от городов и районов, оставлены варианты, потому что это прописано в решение Конституционного суда.

Вместе с тем, как заявил Interfax-Russia.ru политолог Сергей Мошкин, закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предполагает разную организацию власти на местах, но свердловские депутаты выбрали наиболее жесткий вариант.

"Жители выводятся за скобки выборных процессов. Все апелляции к тому, что выбор будет, поскольку жители изберут депутатов, а депутаты – главу, несостоятельны, так как слишком длинная цепочка", - считает Сергей Мошкин. Он подчеркивает, что города сильно зависимы от региональной власти, в первую очередь, в финансовом отношении, и поэтому зависимы политически.

Как подчеркивает эксперт, нет доказательств того, что назначенный глава работает лучше выбранного.

"Эдуард Россель (бывший губернатор Свердловской области – ИФ) пробовал в некоторых городах ввести назначенного руководителя, но затем понял, что эта модель неэффективна", - заключил Сергей Мошкин.

В муниципалитетах нет единого мнения, радоваться им или огорчатся из-за отмены выборов. Как сообщил Interfax-Russia.ru председатель думы Невьянского городского округа Александр Берчук, лично он за принятую систему.

"На мой взгляд, избиратели будут более ответственно подходить к выборам представительного органа, потому что от этого решения будет очень многое зависеть. А насчет эффективности главы…Узнаем, когда поработаем с ним", - отметил Александр Берчук, подчеркнув, что мнения других депутатов он не знает, поскольку данный вопрос еще не рассматривался.

Между тем, в думе города Артемовского баталии насчет измененной системы идут вовсю.

"В думе разные настроения: есть те, кто против этой модели. Мы должны внести изменения в устав, но они не проходят, не хватает голосов", - обрисовала Interfax-Russia.ru ситуацию депутат Артемовской городской думы Ирина Кожевина.

Лично она является сторонником новой модели избрания главы.

"У нас был грустный опыт, когда мы через прямые выборы выбрали того, кто ничего не делал и кого пришлось отзывать. Это мэр Манякин, он дважды проходил через прямые выборы", - напомнила Ирина Кожевина.

В марте 2010 года депутаты гордумы Артемовска поддержали инициативу губернатора Свердловской области и отстранили от должности мэра города и главу администрации Юрия Манякина. Поводом для инициации отставки стали проблемы в сфере ЖКХ, из-за которых зимой замерзали люди.

"В период выборов сильно работает пропагандистская машина, многое зависит от того, какие деньги вкладываются в кампанию. Побеждает тот, кто лучше всего провел кампанию. Я поддерживаю другую модель выборов, где нет гарантии, но есть надежда, что придет специалист", - добавила депутат гордумы.

Примеры, когда назначаемые через конкурс главы оказывались неэффективны, тоже есть. Так, в том же 2010 году сити-менеджер свердловского города Заречный Владислав Быков ушел в отставку, поскольку из-за накопившихся долгов поставщик газа прекратил его подачу в городские котельные и отопительный сезон досрочно закончился.

Так что, "одноглавая" система избранного депутатами главы, действительно, ничего не гарантирует.

Обозреватель Александра Качалова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook