Урал / Точка зрения 31 июля 2013 г. 14:12

Макаронная альтернатива

Interfax-Russia.ru – Челябинские поклонники летающего макаронного монстра объединились в религиозную группу.

Челябинская епархия Русской пастафарианской церкви, исповедующей веру в летающего макаронного монстра-создателя, поставила власти Челябинска в известность о своем существовании и теперь официально считает себя религиозной группой. Подобные группы также существуют в Москве и Твери. В мэрии Челябинска не против знакомства с последователями этой пародийной религии. Сами же пастафарианцы, которых в городе около 100 человек, намерены собираться вместе для совершения макаронных обрядов и поедания пасты.

Пастафарианство или церковь летающего макаронного монстра основал в 2005 году американский физик Бобби Хендерсон в знак протеста против решения департамента образования штата Канзас о введении в школьный курс концепции "Разумного замысла" как альтернативы эволюционному учению.

Протест в виде попытки сведения решения департамента к абсурду понравился многим, так и возникло пастафарианство. Русская пастафарианская церковь появилась в 2011 году. Пастафарианство утверждает, что вселенную создал летающий макаронный монстр, представляющий собой клубок спагетти с тефтелями. Молитвы адептов монстра оканчиваются словом "раминь", что является комбинацией слов "аминь" и "рамэн" (японский суп с лапшой).

Главная догма пастафарианства - отрицание любых догм. У религии есть свой евангелие, состоящий из восьми "краеугольных макаронин" ничего не запрещающих, но рекомендующих "лучше бы этого не делать". Например, не вести себя как "самовлюбленный осел и святоша", не бороться со злобными идеями на пустой желудок, не поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступили с тобой, "если речь заходит об огромном количестве латекса или вазелина".

О самом макаронном монстре известно не много, поскольку он невидимый. Предположительно, монстр проводит много времени на орбите около черной дыры. Нет ответа, из какого вида макаронных изделий он состоит: в западной культуре считается, что из пшеничных, в восточной, что из рисовых или гречишных. "Мы не знаем правду, а, быть может, и не должны ее знать", - сказано в "уроках веры" пастафарианства.

В настоящее время, как сообщили Interfax-Russia.ru в пресс-службе Русской пастафарианской церкви, в России около 9 тыс. пастафарианцев, созданы три религиозные группы, идет работа по созданию еще 50. Затем в планах последователей летающего макаронного монстра зарегистрировать церковь как религиозную организацию со всеми вытекающими отсюда правами, например, получать безвозмездно культовые здания. "Думаем попросить в собственность все итальянские рестораны с качественной пастой", - говорится на сайте церкви.

Пока же существующие группы не обладают никакими правами и обязанностями. Для их создания было достаточно лишь направить уведомление в муниципальный орган власти. "Мы могли бы объединиться сами по себе, проводить макаронные обряды и никого не уведомлять. Но так как у нас есть планы создать религиозную организацию, занять нишу в правовом поле, мы уведомили администрацию города о том, что мы есть", - сообщила агентству "Интерфакс-Урал" глава Челябинской епархии Русской пастафарианской церкви Анна Французова.

В управлении по взаимодействию с общественными объединениями администрации Челябинска подтвердили, что уведомление о создании религиозной группы получили. "Такое уведомление поступало. Знакомиться (с пастафарианцами – ИФ), наверное, будем, но мы в основном работаем с организациями, которые имеют статус юридического лица", - заявили Interfax-Russia.ru в управлении.

Тем временем, челябинские пастафарианцы пока еще не выработали четкого плана дальнейших действий. Анна Французова отметила, что они, как минимум, будут собираться и есть макароны, а, может быть, устроят массовый праздник. Чем точно не намерены заниматься поклонники летающего макаронного монстра, так это политикой. Само пастафарианство челябинские адепты воспринимают как не только стеб, но и альтернативу существующим официальным религиям.

"Сегодня невозможно не быть религиозным, но меня не устраивают официальные религии. Я не единственный человек, которому нужна альтернатива, а ей является пастафарианство. Это что-то близкое к кривому зеркалу, которое отражает канонические религиозные культы. Я не отрицают возможность, что все создал макаронный монстр. Почему бы и нет?", - заявила Анна Французова Interfax-Russia.ru.

Приверженцы официальной религии, в свою очередь, не воспринимают культ летающего макаронного монстра серьезно. "Я думаю, что это чудачество примерно как церковь джедая. К этому нужно относиться, с одной стороны, как к играм взрослых людей, с другой стороны, к сожалению, современный мир настолько соблазняет сам себя, что любая совершенно нелепая фантазия может приобрести характер юридически зарегистрированного общества", - заявил Interfax-Russia.ru секретарь Челябинской и Златоустовской епархии Русской православной церкви отец Игорь Шестаков.

Он отметил, что появление таких религиозных общин симптоматично для последних 120 лет: "XX век тоже породил много религиозных и оккультных мистификаций, нелепых, смешных и страшных. С богословской точки зрения это типичная деградация религиозного чувства, когда человек не в состоянии ощутить связь с богом, ищет суррогат. Суррогат очень быстро находится".

Секретарь епархии добавил, что пастафарианство можно порицать, над ним можно смеяться, но нельзя его рассматривать всерьез.

Представитель центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета Константин Михайлов также подчеркивает, что пастафарианство все-таки шуточное и атеистическое движение, но есть вероятность, что с течением времени оно будет использоваться в философских обсуждениях. "Религией это, конечно, не станет, как бы сторонники макаронного монстра ни играли в богослужения", - сообщил Interfax-Russia.ru Константин Михайлов.

Удачность же и долговременность шутки про летающего макаронного монстра, по его мнению, связаны с тем, что ее мишень, то есть официальные религии, не исчезли и не исчезнут в ближайшее время.

"В России пастафарианство дополнительно популяризируется благодаря событиям последних двух лет, когда возникли в СМИ и обществе обсуждения церковной жизни, протесты, связанные с Pussy Riot. Многие люди, может быть, впервые задумались о жизни церкви и им не очень понравилось то, что увидели. Сатира оказалась очень востребованной. Чем больше церковь дает повода для скепсиса и иронии, тем более популярно будет пастафарианство", - уверен представитель центра изучения религий.

Обозреватель Александра Качалова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"