Урал / Точка зрения 3 апреля 2012 г. 17:38

Лед как причина

Interfax-Russia.ru – Авиакатастрофа под Тюменью 2 апреля, по предварительным данным экспертов, могла произойти из-за обледенения самолета.

Спустя сутки после авиакатастрофы под Тюменью о трагедии известно немногое: 2 апреля самолет АТR-72 авиакомпании UTair с 39 пассажирами и 4 членами экипажа на борту вылетел из Тюмени в Сургут, однако достичь места назначения так и не смог.

По данным Приобского межрегионального территориального управления воздушного транспорта, экипаж не вышел на связь еще на взлете, а вскоре диспетчерам сообщили, что в 40 километрах от аэропорта "Рощино" в поле горят обломки самолета.

В тот же день на место трагедии прибыли представители транспортной прокуратуры и эксперты Международной авиационной комиссии (МАК), которые установят причины авиакатастрофы, унесшей 31 жизнь. Заключение специалистов появится не раньше мая, когда будет проанализирована вся собранная информация.

Крен и падение

Вместе с тем, свое расследование продолжили следователи. Они остановились на трех версиях происшедшего: по их данным, к падению самолета могла привести ошибка пилотирования, ошибка работы наземных служб или техническая неисправность – последнюю версию следователи назвали основной.

"По предварительным данным, самолет при наборе высоты уклонился влево от курса на 150 градусов и, выполняя с развитием левого крена вынужденную посадку, задел левым двигателем поверхность земли, после чего развалился на части", – сообщил "Интерфаксу" официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.

Он отметил, что сотрудники СК РФ изъяли из аэропорта видеозаписи стоянки и взлета самолета, записи переговоров пилотов с диспетчерами и необходимую документацию. Все это понадобится для судебной экспертизы, которая поможет установить причины крушения авиалайнера.

Между тем, МАК опубликовала первые данные с бортовых самописцев самолета, которые доставили для изучения в Москву. Согласно полученной информации, двигатели АТR-72 работали вплоть до его столкновения с землей. Кроме того, перед катастрофой самолет сначала дважды накренился, а затем упал на землю.

"После взлета самолет набрал высоту примерно 210 метров, после чего возник сначала правый крен более 35 градусов, а затем – левый крен, достигший более 50 градусов в момент столкновения с землей", – говорится в сообщении, размещенном на сайте МАК.

В свою очередь, представитель пресс-службы Уральского следственного управления на транспорте СК РФ сообщил агентству "Интерфакс-Урал", что ночью в области была температура около нуля, и шел сильный снег. Однако перед вылетом самолет АТR-72 не обработали антиобледенительной жидкостью, поскольку экипаж не счел это нужным. Позже информацию о том, что лайнер не обработали специальным раствором, подтвердил и зампредседателя Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Алексей Морозов.

Дело в том, что подготовкой самолетов к вылету занимается непосредственно инженерно-техническая служба авиакомпании, аэропорт только предоставляет для этого технику. И, как сообщил "Интерфаксу" источник в оперативном штабе по ликвидации последствий авиакатастрофы, 2 апреля, за исключением разбившегося АТR-72, перед вылетом все самолеты обработали специальными реагентами.

"Накануне злополучного вылета всю ночь шел мокрый снег, который прекратился только к утру. В этих условиях самолеты должны обрабатываться антиобледенительными реагентами. Эта услуга в аэропортах всегда платная. Почему это не было сделано, предстоит выяснить следствию", – пояснил собеседник агентства.

Решение не обрабатывать машину реагентом некоторые списывали на достаточно юный по авиационным меркам возраст экипажа – согласно данным МЧС по Тюменской области, командиру корабля Сергею Анцину 3 апреля должно было исполниться 28 лет, второму пилоту Никите Чехлову было 23 года. Однако глава авиакомпании UTair Андрей Мартиросов заявил, что экипаж был достаточно профессиональным.

"Экипаж до последней пытался сделать все возможное, чтобы сохранить жизни. Ребята мужественно выполняли свои обязанности до последней минуты", – сказал глава авиакомпании, отметив, что командир корабля налетал более 2 тыс. 500 часов, а у второго пилота было около 1 тыс. 700 часов налета. Позже судмедэксперты сообщили, что оба пилота были трезвыми.

"Скажите, а вот, к примеру, если лететь на сосульке, то какое значение имеют регалии, возраст и опыт?", – поинтересовался на авиационном форуме пользователь под ником U2511.

С ним согласился и другой участник форума, предположив, что к трагедии могло привести совпадение обстоятельств.

"Обсуждать возраст – глупо. Скорее всего, сказалось совпадение факторов: чуть обледенения; не взлетная, но уже опробованная конфигурация; сдвиг ветра", – заметил Lee.

После трагедии ряд СМИ, ссылаясь на показания очевидцев, сообщили, что незадолго до падения из двигателей самолета шел дым. Эту информацию опровергли в Уральском следственном управлении на транспорте, пояснив, что, согласно их данным, очевидец видел крушение самолета, но не говорил о задымлении двигателей.

Одновременно с началом расследования авиакомпания UTair решила прекратить полеты на самолетах ATR-72-200 (самолет этой серии разбился под Тюменью).

"У нас таких в компании два. Полеты самолетов 500-й серии продолжаются", – заявил глава UTair Андрей Мартиросов.

Впрочем, о полном отказе России от использования таких лайнеров речи не идет – как рассказал замглавы Минтранса Валерий Окулов, министерство не приняло решение о снятии самолетов 200-й серии с эксплуатации.

В свою очередь, лидер ЛДПР Владимир Жириновский считает очередную авиакатастрофу системным сбоем, к которому привело нынешнее состояние российского авиапрома. Он напомнил, что с момента падения Як-42 с хоккейной командой ярославского "Локомотива" прошло менее года, а за несколько месяцев до этого под Петрозаводском упал Ту-134.

"Да, никто не застрахован от подобных трагедий. Но когда они происходят одна за другой – это уже не просто рядовое ЧП, это не коварное стечение обстоятельств. Это системный сбой, страшная закономерность, вызванная текущим состояние дел", – приводит слова парламентария пресс-служба партии. По мнению политика, решить проблему за один день невозможно, но нужно что-то делать, чтобы не допустить новых трагедий.

Миллионы за жизнь

По данным МЧС, на борту разбившегося самолета, следовавшего из Тюмени в Сургут, было 43 человека, в том числе 4 члена экипажа. В авиакатастрофе выжило лишь 12 пассажиров лайнера, которых вертолетами доставляли в больницы. Вскоре президент России Дмитрий Медведев заявил, что при необходимости пострадавших можно переправить на лечение в Москву. Позже было решено доставить в столичную клинику одного тяжелораненого пассажира рейса N120.

"В Москву был доставлен один из пострадавших при крушении пассажирского самолета под Тюменью. Авиамедицинская эвакуация была произведена бортом МЧС России. Пострадавший доставлен в ЦИТО имени Н.Н.Приорова Минздравсоцразвития России. Его состояние оценивается как крайне тяжелое", – сообщил "Интерфаксу" представитель пресс-службы Минздравсоцразвития РФ.

Как рассказал собеседник агентства, к 3 апреля врачи прооперировали всех пострадавших, состояние шести человек медики оценивают как крайне тяжелое, еще шестеро человек находятся в тяжелом состоянии.

Сотрудники станций переливания крови в Тюмени отмечают большое число желающих помочь выжившим в страшной авиакатастрофе. По словам медиков, за сутки им удалось собрать около 170 литров крови, хотя в обычные дни люди сдают только около 30 литров.

"В понедельник на станцию переливания крови пришло более 400 человек, естественно, была очередь. Сейчас люди тоже идут очень активно, к 10 часам утра было зарегистрировано более 70 человек. Хочу поблагодарить всех жителей Тюмени, которые не остались равнодушными к беде людей, пострадавших в авиакатастрофе", – сказала агентству "Интерфакс-Урал" заместитель главврача по медчасти областной станции переливания крови Наталья Тюлькова.

Между тем, родственники, которые прибыли в Тюмень на опознание погибших, идентифицировали 18 из 31 человек. В дальнейшем будет произведена судебно-медицинская экспертиза, которая поможет установить личности всех жертв авиакатастрофы.

"Трудно сказать, когда завершится вся процедура опознания, потому что это будет зависеть от того, как будут приезжать родственники погибших", – сообщили "Интерфаксу" в Уральском региональном центре МЧС РФ.

Уже известно, что авиакомпания UTair и региональное правительство окажут родственникам погибших и пострадавшим материальную помощь. Так авиакомпания, в соответствии с заключенными договорами страхования, выплатит родственникам погибших по 2 млн рублей. Кроме того, UTair возьмет на себя расходы по организации и проведению похорон. 3 апреля на сайте авиакомпании было опубликовано сообщение, согласно которому сумма предварительных оперативных выплат составит по 100 тыс. рублей на человека.

Также семьи погибших и пострадавшие получат компенсацию от властей Тюменской области.

"Семьи погибших получат по 1,5 млн рублей, пострадавшие – по 1 млн рублей", – сообщил представитель пресс-службы главы региона агентству "Интерфакс-Урал".

Дополнительную компенсацию в 1,5 млн рублей из резервного фонда правительства Ханты-Мансийского автономного округа получат семьи погибших местных жителей. Пострадавшие же могут рассчитывать на компенсацию в 1 млн рублей, медицинскую, социальную и психологическую помощь.

Кроме того, власти Тверской области выделят из собственного резервного фонда средства для помощи семье своего земляка – погибшего второго пилота Никиты Чехлова.

"Областное правительство приняло решение оказать всестороннюю помощь и поддержку семье тверского летчика Никиты Чехлова. Пилот будет похоронен на своей родине, в городе Кимры Тверской области", – говорится в сообщении пресс-службы регионального правительства.

Вечером 2 апреля власти Тюменской области сообщили об объявлении трехдневного трауара (с 4 по 6 апреля) по погибшим в авиакатастрофе. Тем временем, местные жители предложили установить на месте трагедии памятник погибшим.

"Через месяц это сельхозугодье (место падения самолета - ИФ) распашут владельцы, и память о трагедии останется только в платежках! Так почему Тюмени не увековечить событие? Были не герои, а простые люди. Но это не умаляет тот общественный резонанс, который всколыхнул всю область", – написал на одном из региональных интернет-форумов один из его посетителей.

Идею создания памятника форумчане поддержали.

"Мысль о создании памятника - может, это действительно начало процесса осмысления произошедшего, которое приведет к серьезным выводам?", – написал Путник.

Позже пресс-служба Тобольско-Тюменской епархии сообщила, что на месте гибели людей будет установлен поклонный крест. Но почтить память погибших жители Тюмени смогут и раньше - вечером 7 апреля, когда на площади Памяти в Тюмени пройдет траурная акция "Мы скорбим".

"Будет список погибших и, если получится, фотографии этих людей", – сказал агентству "Интерфакс-Урал" руководитель молодежного объединения "Мы за здоровое поколение" Сергей Тепленин.

Обозреватель Татьяна Кочеткова