Interfax-Russia.ru – 19 человек погибли при крушении вертолета Ми-8 на Ямале. Вероятно, что аварию спровоцировала плохая погода.
Вертолет Ми-8 авиакомпании "Скол", перевозивший вахтовых работников с Сузунского месторождения Красноярского края в поселок Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа, потерпел крушение вблизи пункта назначения. Из находившихся на борту 22 человек выжили лишь трое, остальные 19 погибли на месте происшествия. Следствие рассматривает три основные версии аварии: нарушение правил эксплуатации и безопасности полета, отказ техники, неблагоприятная погода. Росавиация склоняется к третьей версии и намерена проанализировать действия экипажа по принятию решения на вылет при плохих метеоусловиях.
Крушение и поиски
Катастрофа с Ми-8 произошла вечером 21 октября. Воздушное судно, на борту которого были три члена экипажа и 19 пассажиров, в установленное время не прилетело в конечную точку маршрута. Вскоре стало достоверно известно, что случилась беда, но ее масштаб оставался неясен. На связь смог выйти один пассажир. Как сообщили Interfax-Russia.ru в пресс-службе ГУ МЧС по ЯНАО, он держал связь со спасателями по мобильному телефону. На поиски вылетел другой вертолет авиакомпании "Скол", но найти Ми-8, потерпевший крушение, удалось не сразу. Поискам мешал низкий туман. "В ночное время в сложных погодных условиях в районе поиска с не развитой дорожной инфраструктурой спасатели обследовали около 40 км маршрута аварийного вертолета, по которому он должен был проследовать в Уренгой", - говорилось в сообщении МЧС РФ.
Спустя несколько часов после появления сообщения о катастрофе вертолет все-таки удалось обнаружить с воздуха и приземлиться возле него. Он лежал на боку, признаки жизни подавали лишь три человека из 22, находившихся внутри. Первым эвакуировали в больницу поселка Уренгой пассажира, который оставался в сознании и поддерживал связь со спасателями. Затем вертолет "Скола" вернулся за двумя оставшимися пострадавшими. Их доставили в больницу поселка Новозаполярный, а на следующий день перевезли в медучреждение города Новый Уренгой.
Наземная группировка спасателей, медиков и следователей смогла добраться до места крушения лишь после того, как были эвакуированы пострадавшие. На сегодняшний день жизни пострадавших ничего не угрожает. Состояние двоих из них оценивается как тяжелое. По данным источника агентства "Интерфакс-Урал", пострадавшие получили многочисленные переломы бедер, ребер, травмы головы. А вот состояние мужчины, доставленного в больницу поселка Уренгой, вообще не вызывает опасений. Мужчина будто бы "родился в рубашке". Как сообщила пресс-служба губернатора ЯНАО, он не получил травм. "Травм у него не было никаких, только стрессовое состояние и переохлаждение. На текущий момент пострадавший в удовлетворительном состоянии находится участковой больнице поселка Уренгой под наблюдением, но в специализированной помощи он не нуждается", - рассказал директор департамента здравоохранения ЯНАО Сергей Новиков, слова которого приводятся в сообщении.
Приспущенные флаги
19 человек, находившихся на борту Ми-8, в том числе все три члена экипажа, погибли. По сообщению пресс-службы ГУ МЧС по ЯНАО, среди погибших жители 13 регионов РФ и Казахстана, в частности, два жителя Казахстана, четыре жителя Курганской области, по два человека из Красноярского, Пермского и Краснодарского краев, по одному - из ЯНАО, Тюменской, Омской, Новосибирской, Оренбургской, Волгоградской и Астраханской областей, а также по одному жителю Марий Эл и Башкирии. Информация о месте жительства одного из погибших уточняется. Министерство иностранных дел Казахстана подтвердило информацию о гибели двух граждан этой страны. Руководитель пресс-службы МИД Ануар Жайнаков сообщил агентству "Интерфакс-Казахстан", что оба погибших являлись работниками российской компании ООО "Спецстрой". Дипломаты окажут вся необходимую помощь в транспортировке тел погибших на родину.
23 октября ожидается прибытие в Новый Уренгой родственников погибших. Как говорится в сообщении пресс-службы губернатора ЯНАО, вопрос о встрече и размещении людей решен. Также определены места их питания, формируются группы волонтеров, прибывшие получат необходимую медико-психологическую помощь. Так, в Новый Уренгой направлены шесть психологов МЧС для оказания психологической помощи родственникам погибших. Им также помогут и материально. По поручению губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина семьи погибших получат по 1 млн рублей, размер материальной помощи пострадавшим уточняется.
22 октября на Ямале был объявлен Днем траура. В знак скорби во всех городах и поселках округа были приспущены флаги на госучреждениях и органах власти, отменены развлекательные мероприятия. "Это известие (о крушении – ИФ) потрясло меня до глубины души. Это большое горе для всех нас. Скорблю о погибших. (…) Я буду лично держать на контроле ход расследования причин этой аварии", - говорится в соболезновании Дмитрия Кобылкина.
Выразил соболезнования семьям погибших в катастрофе Ми-8, а также пожелал скорейшего выздоровления пострадавшим президент России Владимир Путин. "Президент передал соболезнования родным и близким пассажиров и членов экипажа вертолета, разбившегося в ЯНАО", - сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
Разбор полетов
Уральское следственное управление на транспорте СКР возбудило по факту крушения уголовное дело по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Следствие рассматривает в качестве версий крушения нарушение правил эксплуатации и безопасности полета, отказ техники, неблагоприятные метеоусловия. "Ни одна из них не является на данный момент приоритетной", - подчеркивают в СКР.
К расследованию причин произошедшего подключились Росавиация и Межгосударственный авиационный комитет. Источник, знакомый с ходом расследования, заявил "Интерфаксу", что предстоит установить адекватность оценки командиром воздушного судна метеобстановки перед выполнением полета. "По маршруту следования вертолета наблюдались сложные метеоусловия, погода была на некоторых участках, по сути, нелетная. Однако решение о полете принимает командир. Предстоит установить, насколько это решение было обоснованным, и могло ли оно даже в теории привести к катастрофе", - сказал источник.
Он подчеркнул, что пока речи о прямой вине командира в случившемся не идет. "Сложные метеоусловия могли быть лишь сопутствующим фактором. Скорее всего, имела место некая техническая неисправность, которая усугубилась в сложных метеоусловиях ", - заявил собеседник агентства.
Кроме того, Росавиация сформировала спецкомиссию, которая проведет внеплановую проверку ООО "Авиакомпания "Скол". В частности, комиссия проверит организацию летной работы на авиапредприятии. Эксперт Росавиации Виталий Бордунов отметил в прямом эфире радиостанции "Говорит Москва", что есть техническая и юридическая стороны авиационного происшествия. "Вертолет выпуска 1984 года, был ли он готов к такого рода полету? Меня сильно смущает то, что в следующем году его срок эксплуатации закончился бы. У меня есть большие подозрения, что авиакомпания решила экономить на безопасности полетов. Вот здесь, мне кажется, собака и зарыта", - считает Бордунов.
Представитель авиакомпании "Скол" заявил Interfax-Russia.ru, что экипаж вертолета был опытный, летал и раньше в сложных раньше метеоусловиях, а само воздушное судно обслуживалось должным образом. "Сертификат его летной годности действовал до 30 января 2017 года", - подчеркнул он.
Исполнительный директор общества независимых расследователей авиационных происшествий Валерий Постников также сообщил Interfax-Russia.ru, что факт скорого окончания действия сертификата летной годности ни о чем не говорит. "Он ведь не истек. Да даже если бы это произошло, то тоже не могло бы привести к катастрофе", - констатировал Валерий Постников.
Вместе с тем, причины аварии помогут выяснить "черные ящики". Они найдены и, по данным источника "Интерфакса", уже на следующей неделе, вероятнее всего, будут расшифрованы.
Обозреватель Александра Качалова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook