Урал / Точка зрения 11 мая 2017 г. 20:18

Конец "дела покемонов"

Interfax-Russia.ru – Екатеринбургский блогер Руслан Соколовский, ловивший покемонов в храме, получил условный срок. Этим приговором, похоже, довольны все стороны процесса.

Конец "дела покемонов"
© РИА Новости. Павел Лисицын

Суд в Екатеринбурге признал блогера Руслана Соколовского, ловившего покемонов в храме, виновным в экстремизме, но оставил на свободе. Гособвинение заявило, что решение суда вызывает уважение, сам блогер не скрывал своей радости, а его защита назвала такой приговор победой. Однако адвокаты все равно намерены его обжаловать. Эксперты же склонны считать приговор компромиссным.

Суд 11 мая поставил точку в девятимесячном деле теперь ставшего известным на всю Россию 22-летнего блогера Руслана Соколовского. Он на своем канале на Youtube размещал видеоролики, девять из которых суд позже признал экстремистскими. На одном из роликов, с которого и началось "дело Соколовского", блогер ловил покемонов из некогда популярной мобильной игры с элементами дополненной реальности Pokemon Go в екатеринбургском Храме-на-Крови.

"Для меня это полный бред! Кого может оскорбить, что ты походил по храму со смартфоном? (…) Я решил половить в церкви покемонов, почему бы и нет? Это безопасно и законом не запрещено", - обращался Руслан Соколовский к своим подписчикам. Затем под церковную музыку он поймал покемона, после чего в ролике прозвучали песнопения на церковный мотив с матом.

Видео вызвало общественный резонанс и в начале сентября следствие предъявило блогеру обвинение в возбуждении ненависти либо вражды и в нарушении права на свободу совести и вероисповеданий. Суд заключил молодого человека под стражу на два месяца. Данное решение вызвало еще больший резонанс. В обществе развернулась дискуссия, можно ли считать действия Соколовского оскорблением чувств верующих.

Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда тогда высказал мнение, что священникам нужно поговорить с блогером и попытаться объяснить, что такое храм и для чего он нужен.

"Возможно, этот несостоявшийся борец за права, которые никто не ущемляет, поймет, что принес человеку и человечеству Иисус Христос, которого г-н Соколовский ничтоже сумняшеся назвал "самым редким покемоном"", - написал Владимир Легойда на своей странице в Facebook.

Он подчеркнул, что молодой человек арестован не за ловлю покемонов в церкви, а за сделанный им ролик, где он весьма специфическим образом весь этот процесс демонстрирует и комментирует.

Епархиальный совет Екатеринбургской епархии в свою очередь посчитал поступок Соколовского особо циничным, поскольку он был совершен в Храме-на-Крови, построенном на месте расстрела царской семьи. Как заявляла пресс-служба Екатеринбургской епархии, совет также выразил надежду, что "Соколовский осознает свою нравственную неправоту, раскается в совершенном кощунстве".

Через несколько дней Свердловский облсуд, рассмотрев апелляцию защиты блогера на заключение под стражу, отправил его под домашний арест. А спустя чуть больше месяца районный суд вновь арестовал Соколовского, поскольку он нарушил условия домашнего ареста: к нему приходила в гости девушка.

В феврале, через три с половиной месяца, суд во второй раз отпустил "ловца покемонов" под домашний арест. 13 марта суд приступил к рассмотрению "дела Соколовского".

За два месяца, что длился процесс, в качестве свидетелей выступили общественные деятели, верующие и мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман. Он высказывал мнение, что Соколовскому присущ юношеский нигилизм, но все им озвученное звучало и раньше.

"Лев Толстой позволял себе совсем не такие вещи, как Соколовский. Он просто оспаривал догмат, очень серьезно шел против церкви, но в этом случае светская власть и Николай II, в частности, - никто не вмешивался в ситуацию, церковь решала сама свои проблемы", - подчеркивал Ройзман, добавляя, что "невозможно оскорбить Бога".

"Я не понимаю, как можно оскорбить чувства верующих. Где Бог и где Соколовский?", - задавал риторический вопрос мэр города. По его мнению, оптимальным разрешением конфликта было бы серьезное общественное порицание Соколовского и еще ряд мер, таких как прослушать курс лекций по основам человеческой этики, получить высшее образование, отработать что-нибудь на благоустройство города или в приютах.

Однако когда гособвинение озвучило, что просит суд избрать Соколовскому наказание в виде трех с половиной лет лишения свободы, стало ясно, что общественным порицанием отделаться не удастся. Сам Соколовский признался, что шокирован сроком, который попросил прокурор.

В своем последнем слове блогер подчеркнул, что его преступление "абсолютно не насильственное", он не считает себя экстремистом, вину не признает.

"Надеюсь на хоть сколько-нибудь лояльное решение", - добавил Руслан Соколовский. Его адвокат Алексей Бушмаков заявил журналистам, что условный приговор можно будет считать оправдательным.

"В российских судах условное осуждение это и есть оправдательный приговор, другое случается крайне редко", - подчеркивал юрист.

11 мая в Верх-Исетском районном суде Екатеринбурга было не протолкнуться. На приговор блогеру пришло несколько десятков журналистов, правозащитники и сторонники молодого человека. Буквально с первых минут чтения приговора стало понятно, что он будет обвинительным.

Суд признал блогера виновным во всех инкриминируемых преступлениях: по девяти эпизодам по ч.1 ст.282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), по семи эпизодам по ч.1 ст.148 УК РФ (нарушение права на свободу совести и вероисповеданий) и по ст.138.1 УК РФ (незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации).

"Вина Соколовского установлена", - сказала судья. При этом она подчеркнула, что в судебных заседаниях звучали фразы, будто Соколовкого судят за ловлю покемонов, но это не так: блогер обвиняется в совершении умышленных преступлений.

Вместе с тем, судья отметила, что отягчающих обстоятельств не установлено, зато есть смягчающие, такие как отсутствие судимости, материальная помощь матери, поведение блогера во время суда, когда он извинился перед верующими.

На словах, что суд считает возможным назначить условное наказание, в зале раздался вздох облегчения, а на фразе, что "по совокупности наказаний назначить Соколовскому окончательное наказание в виде трех лет и шести месяцев условно", раздались радостные крики.

Адвокат Алексей Бушмаков заявил "Интерфаксу", что защита намерена обжаловать приговор вплоть до Страсбургского суда.

"Это безусловная победа в современных российских реалиях. Соколовский остался на свободе. В любом случае защита считает этот приговор незаконным и необоснованным и будет обжаловать его в Свердловском областном суде в апелляционном порядке", - отметил юрист.

Сам Соколовский признался журналистам, что не надеялся на оправдание, ведь у судьи, рассматривающей его дело, нет ни одного оправдательного приговора за всю ее работу.

"Всем большое спасибо, кто приходил на суды, поддерживал. Считаю, именно благодаря тому, что суды открытые, это повлекло не столь суровое наказание, каким могло бы быть. (...) Я очень доволен, что на свободе. У меня есть возможность не сидеть в темнице сырой и погибать от туберкулеза, а заниматься чем-то полезным и интересным",- сообщил блогер.

Он пообещал, что "будет спокоен и тих", ведь его за какое-либо нарушение могут посадить на реальный срок. А первым делом намерен увидеться со своей девушкой, пообщаться с мамой, решить жилищный вопрос.

"Все события меня разорили, я потеряли все свои деньги", - добавил Руслан Соколовский.

Решением суда осталась довольна и сторона обвинения.

"Сторона обвинения удовлетворена приговором", - заявила гособвинитель Екатерина Калинина журналистам. Как она подчеркнула, суд согласился с ее доводами, что должно быть назначено наказание в виде лишения свободы.

"Тот факт, что суд применил при назначении наказание ст.73 УК РФ (условное осуждение), - данное решение суда вызывает уважение", - добавила Екатерина Калинина.

Свердловский омбудсмен Татьяна Мерзлякова также посчитала судебное решение взвешенным.

"Мне кажется, суд взвесил все "за" и "против". Я очень боялась, что его отправят за решетку. Самое главное - что Руслан сегодня не будет в местах лишения свободы. У него есть возможность встать на ноги, есть возможность все, что ему предъявила силовая структура, изучить и понять", - сказала "Интерфаксу" Татьяна Мерзлякова.

В Совете по правам человека при президенте РФ тоже приветствуют тот факт, что блогер приговорен к условному.

"То, что срок условный, это хорошо. А насколько приговор обоснован, можно будет сказать тогда, когда Совет ознакомится с текстом приговора", - заявил глава СПЧ Михаил Федотов "Интерфаксу".

Поддержал приговор Руслану Соколовскому и глава Духовного собрания мусульман России и муфтий Москвы Альбир Крганов.

"Это адекватная реакция на подобные действия молодого человека", - высказал свое мнение муфтий порталу "Интерфакс-Религия".

А Федерации еврейских общин России назвала абсурдом некоторые обвинения в адрес блогера.

"То, что судья избрал наказание, не связанное с лишением свободы, это, на мой взгляд, факт позитивный, потому что тюрьма лучше еще никого не делала", - констатировал корреспонденту "Интерфакс-Религия" департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин. Он рассказал, что следил за судебным решением, и "были некоторые шокирующие вещи", в том числе прозвучавшее во время суда мнение о том, что Соколовский "высказывал сомнения в существовании Бога, чем нарушил статью такую-то".

"Это абсурдно и на самом деле довольно провокационно в том числе для религиозного сознания ", - заявил собеседник агентства.

Вместе с тем, в правозащитной организации Amnesty International посчитали уголовное преследование "ловца покемонов" чрезмерным.

"Приговор Соколовскому - это нападение на свободу самовыражения", - сообщил глава представительства Amnesty International в России Сергей Никитин, слова которого приводит пресс-служба организации.

Счел чрезмерным наказание и мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман.

"Издалека было понятно, что приговор будет обвинительным. Само это дело началось с доноса журналистов, подключилась система и началась откровенная травля и "улюлюканье". На самом деле можно было ограничиться общественным порицанием", - сказал мэр агентству "Интерфакс-Урал".

Также он назвал дело Соколовского опасным прецедентом.

"Если уже идти по тому пути, то надо тогда запрещать и сжигать книги Пушкина для начала (…) Создан очень опасный прецедент", - добавил Ройзман.

В Русской православной церкви от комментариев по поводу приговора воздержались. В пресс-службе Екатеринбургской епархии агентству "Интерфакс-Урал" тоже сообщили, что не готовы давать комментарии по этому поводу.

Обозреватель Александра Качалова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook