Interfax-Russia.ru - Сенатор Совета федерации Константин Цыбко, летом лишенный неприкосновенности, стал обвиняемым по уголовному делу о получении многомиллионных взяток.
Расследование уголовного дела в отношении сенатора Совета Федерации от Челябинской области Константина Цыбко, обвиняемого во взяточничестве, привело к предъявлению ему обвинения. Сенатор, еще накануне ездивший в отпуск за рубеж и в связи с этим опровергающий обвинения в бегстве, теперь под подпиской о невыезде. Чем завершится расследование уголовного дела, эксперты предсказывать не берутся, но видят в том, что произошло, отголоски давней войны бывшего губернатора Челябинской области Михаила Юревича с силовиками.
Слухи о том, что положение Константина Цыбко не так уж и прочно, поползли в начале года, вскоре после ухода челябинского губернатора Михаила Юревича. В феврале "Известия" писали со ссылкой на источники, что уже в марте Константин Цыбко может покинуть свое место в Совете Федерации.
"Цыбко в СФ находился как представитель от Законодательного собрания. Но он был человеком экс-губернатора региона Михаила Юревича. У него были с ним тесные личные взаимоотношения. Этим и обусловлена смена представителя региона в СФ. Кроме того, в регионе Константин имел конфликты со многими представителями как исполнительной власти, так и силовых структур", - заявил газете собеседник в администрации Челябинской области.
Сам Цыбко опроверг свой уход. "Я работаю и буду продолжать работать по заданному плану и поручениям, которые были сформированы в Челябинской области", - заверил сенатор "Известия".
Спустя чуть менее, чем через полгода, он будет убеждать членов Совета Федерации не лишать его неприкосновенности.
Дело в том, что в апреле в закрытом городе Озерск суд вынес обвинительный приговор бывшему сити-менеджеру Евгению Тарасову, который обвинялся в растрате бюджетных средств. Он был признан виновным в хищении более 22,4 млн рублей со счетов муниципального предприятия коммунального хозяйства, то есть "в организации растраты вверенного чужого имущества, совершенной лицом с использованием своего служебного положения, в особо крупном размере".
Дело рассматривалось в особом порядке, подсудимый заключил соглашение со следствием и был приговорен к 4,5 колонии общего режима и штрафу в 900 тыс. рублей.
Казалось бы, при чем здесь Константин Цыбко? В начале июня Генпрокуратура дала ответ на этот вопрос. Председатель комитета по регламенту верхней палаты Вадим Тюльпанов сообщил "Интерфаксу", что сенаторам поступило представление генпрокурора Юрия Чайки о лишении неприкосновенности сенатора Цыбко в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела.
Следственный комитет тут же ходатайствовал о лишении неприкосновенности и возбуждении уголовного дела в отношении сенатора. Следователи также озвучили, что, по их мнению, сенатор в период с ноября 2011 по февраль 2012 года получил от "местного жителя" не менее 18 млн рублей за содействие в его назначении на должность главы администрации Озерска. Речь шла о Евгении Тарасове.
Кроме того, по данным следствия, в 2012 году Константин Цыбко получил от некоего предпринимателя взятку в сумме не менее 10 млн рублей за оказание общего покровительства при реализации бизнес-проектов в регионе. Позже следователи озвучили, что имели в виду бизнесмена Олега Лакницкого.
"В ходе допроса Олег Лакницкий дал показания по обстоятельствам совершенного преступления, в том числе изобличающие Цыбко", - сообщил официальный представитель СКР Владимир Маркин "Интерфаксу".
Сенаторы, получив обращение Генпрокуратуры о снятии с Цыбко неприкосновенности, не стали торопиться. Спикер верхней палаты Валентина Матвиенко заявила, что в Совете Федерации изучают обращение.
Спустя чуть менее чем две недели комитет по регламенту и комитет по конституционному законодательству Совета Федерации рекомендовали палате лишить неприкосновенности сенатора, поскольку сочли доводы Генпрокуратуры убедительными.
18 июня состоялось заседание Совета Федерации. Заместитель генпрокурора РФ Виктор Гринь заявил, что у ведомства достаточно оснований для возбуждения уголовного дела в отношении Цыбко, но подчеркнул, что возбуждение дела не означает виновность. "Это (лишение неприкосновенности) дает возможность для производства следствия, которое подчинено главной цели - установлению истины", - сказал он.
Виктор Гринь также заявил, что у Генпрокуратуры "есть неопровержимые улики и доказательства признаков преступной деятельности Цыбко".
И первый замглавы СКР Василий Пискарев на заседании попытался уговорить сенаторов лишить их коллегу неприкосновенности. "Пусть нам сенатор Цыбко поможет разобраться. Мы же просим его подойти к нам, дать показания, предъявить доказательства своей невиновности, заявить ходатайство. И мы вместе с ним примем законное решение - либо виновен, либо невиновен", - увещевал Пискарев сенаторов.
Их мнения разделились. Сенатор Максим Кавджарадзе явно сочувствовал Цыбко. "Кто понесет ответственность за то, что наш коллега Цыбко может оказаться невиновным, кто понесет ответственность за уничтожение личности? В Совете Федерации нет преступников, нет бандитов и воров, здесь сидят уважаемые люди, занимающиеся законодательством", - заявлял Кавджарадзе.
Глава комитета по регламенту Вадим Тюльпанов парировал, что у сенатора даже в случае снятия неприкосновенности будет возможность бороться "за свое честное имя".
Собственно, сам Цыбко на честное имя и уповал. "Квалификация "взятка" направлена на лишение меня политического будущего, стремление сформировать из меня образ преступника и взяточника", - заявил Константин Цыбко с трибуны Совета Федерации.
Сенатор утверждал, что доказательства в отношении него сфальсифицированы, его права нарушались: "Я пострадал за то, что добивался истины. Я стал жертвой борьбы губернатора с силовыми структурами. Вся эта ситуация нарушает систему правосудия в стране и мои права как гражданина, я не виновен, и все, что мне инкриминируется, - это полная ложь".
И в тот день сенаторы не смогли принять решение, отложив на неделю рассмотрение вопроса. 25 июня они подавляющим большинством голосов сняли с Константина Цыбко неприкосновенность, несмотря на то, что он настаивал на своей невиновности.
Когда все свершилось, сенатор попросил коллег осуществлять парламентский надзор за следствием по его делу, считая, что это предотвратит нарушения в вопросе защиты его интересов. Сенаторы обещали.
Пауза в уголовном деле длилась до начала зимы, пока некоторые СМИ не сообщили, что сенатор скрывается. Цыбко это опроверг, заявив, что был в отпуске.
"По окончании отпуска я незамедлительно приступлю к исполнению своих служебных обязанностей в качестве сенатора, представляющего интересы Челябинской области", - подчеркнул сенатор, добавив, что его отпуск, взятый за свой счет, продлится до 10 декабря.
Только вышел из отпуска – так ему сразу предъявили обвинение. 12 декабря официальный представитель СКР Владимир Маркин сообщил "Интерфаксу", что, по версии следствия, в 2012 году Цыбко получил от Евгения Тарасова 17,5 млн рублей за содействие в назначении его на должность главы администрации Озерского городского округа.
"Помимо этого, Цыбко получил от предпринимателя Олега Лакницкого взятку в сумме 10 млн рублей за лоббирование его бизнес-интересов на территории Челябинской области", - сказал Маркин. Сенатору предъявлено обвинение по ст. 290 УК РФ (получение взятки).
В этом уголовном деле, как считает политолог Евгений Минченко, виден след прошлой войны правоохранительных органов "с командой, которая раньше была у руля в Челябинской области".
"Главный вопрос – какой будет мера пресечения. Пока подписка о невыезде. Более того, мы видели, что Цыбко уезжал и возвращался. Он, по крайней мере, демонстрирует свою невиновность и то, что решение суда будет в его пользу. Есть один аргумент, который сложно обойти. Если речь идет о назначении сити-менеджера Озерска, то непонятно, каким образом Цибко мог повлиять на назначение сити-менеджера муниципального образования", - сообщил Interfax-Russia.ru Евгений Минченко.
Политолог Евгений Минченко также напоминает о длительном конфликте челябинских властей с правоохранителями. "Понятно, что это отголоски тех войн, политических в том числе, в Челябинской области при губернаторстве Михаила Юревича. Пристальное внимание правоохранителей к Цибко на том этапе было продиктовано именно этим. Но, мне кажется, прошло уже достаточно времени, это дело в большей степени живет своей жизнью", - высказал свое мнение Interfax-Russia.ru Александр Мельников.
Обозреватель Александра Качалова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"