Interfax-Russia.ru – Вертолет Ми-8, разбившийся на Ямале, летел с минимальным остатком топлива, но причиной крушения стало не это.
Международный авиационный комитет (МАК) обнародовал новые данные о крушении вертолета Ми-8 в Ямало-Ненецком автономном округе. В этой авиакатастрофе погибли 19 человек, а выжили лишь трое. Установлено, что вертолет не смог дозаправиться, топливо оказалось на исходе. В авиакомпании "Скол", которой принадлежало воздушное судно, говорят, что авиакеросина хватило бы, а вертолет упал из-за попадания в густой туман, где было плохо видно землю. Эксперты же полагают, что заканчивающееся топливо стало предпосылкой катастрофы, а причиной явилась потеря экипажем пространственного ориентирования.
Вертолет Ми-8, летевший с Сузунского месторождения в Красноярском крае до поселка Уренгой в ЯНАО потерпел крушение 21 октября недалеко от конечной точки маршрута. На борту находились 22 человека, выжить удалось только троим. По факту крушения расследуется уголовное дело по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Следствие рассматривает три версии произошедшего: нарушение правил эксплуатации и безопасности полета, отказ техники, неблагоприятные метеоусловия. Ни одна из них не является приоритетной.
Однако МАК озвучил новые данные, согласно которым у воздушного судна заканчивалось топливо. Вертолет вылетел с Сузунского месторождения в 13:28 UTC, полет проходил на приборной скорости 220-250 км/ч. Почти через час экипаж вышел на связь и доложил о расчетном времени посадки в поселке Уренгой в 15:10. Однако в 14:49 сработала сигнализация "минимальный остаток топлива".
Еще спустя четыре минуты вертолет снизил скорость и высоту. В течение последующих 14 минут полет проходил с многократными интенсивными изменениями по высоте, скорости и курсу. В 15:08 вертолет столкнулся с землей, двигатели работали до самого конца. В сообщении МАКа также говорится, что по пути вертолет планировал совершить посадку для дозаправки, но сделать этого не удалось из-за метеоусловий. Более полную информацию можно было бы узнать из расшифровки "черного ящика", записывающего переговоры экипажа, но, как сообщает МАК, "память" самописца закончилась, окончание записи произошло до момента крушения.
Пока из опубликованной информации можно сделать вывод, что именно нехватка топлива привела к катастрофе. Однако в авиакомпании "Скол" уверяют, что это не так. Заместитель генерального директора авиакомпании Марина Журавлева заявила Interfax-Russia.ru, что крушение произошло из-за плохих погодных условий.
"С момента, когда сработал сигнал, топлива бы хватило на 17 минут полета, а до посадочной площадки в поселке Уренгой оставалось лишь 12 минут. То есть пять минут в запасе на посадку было. Нет ничего критичного, когда такой уровень топлива", - уверяет Марина Журавлева.
По ее словам, "вертолет вылетал с хорошим запасом" авиакеросина, а запланированная дозаправка нужна была, чтобы сэкономить время, если заказчику авиаперевозки вдруг потребуется улететь быстрее, и тогда понадобится лишь осмотреть воздушное судно и провести его техническую проверку.
Заместитель гендиректора авиакомпании подчеркнула, что на месте крушения был сильный туман, площадка, куда вертолет пытался сесть, с воздуха выглядела ровной, а на деле оказалась с ложбиной.
"Командир воздушного судна действовал согласно правилам: наступила плохая видимость и, чтобы избежать инцидента, он попытался просто посадить вертолет. Но в силу того, что видимость была нулевая, он не увидел ложбину", - описала ситуацию Марина Журавлева. По ее словам, произошла потеря пространственного ориентирования, но пилот был опытным и грамотным.
"То, что работали двигатели, тоже говорит о наличии топлива", - добавила представитель авиакомпании.
Она подчеркнула, что в это время года на Севере переменчивая погода и, когда вертолет вылетал с Сузунского месторождения, информации о сложных метеоусловиях не поступало.
"Метеопрогноз не оправдался в очередной раз. К сожалению, диспетчерские службы аэропортов не несут ответственность за корректировку передачи прогноза воздушным судам", - заключила Марина Журавлева.
Однако эксперты говорят, что ситуация, когда загорается табло о минимальном уровне топлива, не является обычной. Исполнительный директор общества независимых расследователей авиационных происшествий Валерий Постников сообщил Interfax-Russia.ru, что срабатывание такой сигнализации вызывает у экипажа желание подыскать подходящую площадку для приземления.
"Так что, естественно, в кабине создалась достаточно нервозная обстановка, они предпринимали действия для посадки. Экипаж шел на "красных лампах", пытался подобрать посадочную площадку, тут уже не до оценки метеоусловий, нужно снижаться и садиться", - отметил Валерий Постников.
Эксперт в области вертолетной техники Евгений Матвеев также заявил Interfax-Russia.ru, что нехватка топлива стала поводом для развития аварийной ситуации, а из-за потери экипажем пространственного ориентирования она переросла в настоящую катастрофу.
"Загорелось табло, пилот начал искать место для посадки. Вертолет менял высоту, скорость, то есть экипаж потерял пространственное положение. На мой взгляд, вертолет упал из-за потери пространственного положения, а поводом стало загорание табло", – сообщил эксперт.
По его словам, подавляющее число катастроф вертолетов случается из-за дезориентации в пространстве, по техническим причинам крушения происходят намного реже. Так, падение вертолета АS-350 той же авиакомпании "Скол" в Ханты-Мансийском автономном округе в ноябре прошлого года произошло именно из-за потери командиром воздушного судна пространственной ориентировки в условиях ограниченной видимости и "белизны" подстилающей поверхности. Потеря пилотом контроля за высотой полета в сложных метеоусловиях названа в качестве причины крушения вертолета Robinson R-66 на острове Белый в ЯНАО в апреле этого года.
Как отметил Евгений Матвеев, межсезонье в северных широтах отличается сложными условиями и требует высокой подготовки летного и технического состава.
"Надо хорошо летать по приборам, чтобы не потеряться", - подчеркнул эксперт.
Однако если на погоду повлиять невозможно, то сделать вертолеты более безопасными в силах авиакомпаний.
"Масштабы трагедии зависят от оснащения воздушного судна: кресла, пристяжные ремни, оборудование в кабине. В самолете хорошие удобные кресла, а у вертолета? Так называемые "сидушки". Вахтовики не заслужили летать в таких условиях! Но, к сожалению, большинство российских вертолетов недостаточно комфортны и недостаточно безопасно оборудованы. В данном случае и двигатели работали, и авиакеросина хватило, а человек от удара о землю оказался незащищен. Из 22 человек погибло 19, и это ведь не самолет, а вертолет, который может вертикально сесть! Если бы были соответствующие кресла и ремни безопасности, то, наверняка, выживаемость оказалась бы выше", - добавил Евгений Матвеев.
Обозреватель Александра Качалова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook