Урал / Точка зрения 1 апреля 2013 г. 18:33

Белый дым выборов

Interfax-Russia.ru – Духи, которых коренные малочисленные народы на съезде в Салехарде просили о благословении, не помогли провести выборы нового президента их ассоциации без драмы.

Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на съезде в Салехарде впервые за 16 лет избрала нового президента. Прежний глава ассоциации Сергей Харючи, занимавший этот пост четыре срока подряд, на этот раз не стал выдвигать свою кандидатуру, заявив, что "на одном олене долго не ездят". Нешуточная борьба развернулась между двумя кандидатами, представлявшими, по сути, две стратегии дальнейшего развития ассоциации: дипломатический и воинственный. Большинство проголосовало за второй, а в итоге победил первый.

"Индейцы" в России

Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока объединяет 41 народ или около 258 тыс. человек. Малочисленными народами в России считаются те, чьих представителей менее 50 тыс. Но некоторых еще меньше. Так, по данным всероссийской переписи населения в 2010 году, в нашей стране осталось лишь 12 представителей народа алюторцы, живущих на Камчатке, и четыре представителя народа кереки на Чукотке.

Проблемы большинства коренных народов одинаковы: нашествие промышленных компаний и, как следствие, сокращение площадей родовых угодий аборигенов. Бывший президент ассоциации Сергей Харючи признал в своем докладе на открытии съезда, что с самого начала освоения территорий первопроходцы воспринимали коренных как людей, находящихся на более низкой ступени развития. "Это характерно не только для истории России, но и для многих других осваиваемых территорий и континентов. Неграмотность аборигенов способствовала их обману", - отметил Сергей Харючи.

По его словам, сейчас ситуация, в которой оказались аборигены, далека от идеальной. В последние годы из российского законодательства изъяты нормы, гарантирующие коренным народам особые права в сфере природопользования. Так, теперь коренные общины лишены возможности вылавливать на своих землях рыбу, поскольку для этого они должны выиграть конкурсы, а в них побеждают коммерческие предприятия. То же касается и охоты.

"Есть села, где все взрослые мужчины судимы за браконьерство", - привел пример член Общественной палаты РФ, председатель рабочей группы ООН по правам человека и транснациональным корпорациям Павел Суляндзига.

Помимо этого, далеко не везде промышленные компании, загрязняющие земли коренных народов, выплачивают им компенсацию. В России несколько лет назад разработали методику исчисления размера убытков, причиненных родовым общинам, но она носит рекомендательный характер. Несложно догадаться, что многие компании такие рекомендации игнорируют.

Эксперт комитета Госдумы РФ по делам национальностей Ольга Мурашко рассказала Interfax-Russia.ru, что министерство регионального развития РФ утвердило данную методику еще в 2009 году, в 2010 году собиралось направить ее на регистрацию в Минюст, но этого так и не случилось.

В результате в одном регионе компания возмещает убытки, в другом – нет, поскольку все зависит от позиции региональных властей. "Газпром на Ямале - один Газпром. Газпром на Камчатке, к сожалению, другой", - сетует Павел Суляндзига.

В свою очередь первый президент ассоциации Владимир Санги сообщил Interfax-Russia.ru, что, по сути, права коренных народов соблюдают лишь на Ямале и в Якутии. "Власти региональные на своих территориях не дают развиваться коренным народам. Губернаторы Ямала и Якутии подходят к проблемам коренных народов севера с позиции международного права, и они очень далеко пошли", - подчеркнул первый президент.

Он добавил, что неплохо дела обстоят и в Ханты-Мансийском автономном округе. В других же регионах деньги, выделяемые федеральными властями на поддержку коренных народов, до них просто не доходят.

Добро должно быть с кулаками?

Ассоциацию коренных малочисленных народов в России изначально создали для того, чтобы отстаивать права аборигенов. От того, кто у руля данной общественной организации, во многом зависит успешность этой деятельности. Долгие 16 лет ассоциацию возглавлял спикер Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Сергей Харючи, но на этот раз он решил не выдвигать свою кандидатуру. "На одном олене долго не ездят", - емко прокомментировал он свое решение журналистам.

Так что VII съезд данной общественной организации, который открылся в Салехарде 28 марта, должен был стать переломным. 365 делегатам предстояло выбрать нового президента и определить, какой будет следующая политическая эпоха ассоциации.

Официальность мероприятия разбавляло проявление самобытности его участников: очень многие приехали в национальных костюмах, а сам съезд начался шаманским обрядом, во время которого представители народов просили духов огня, земли и воды благословить этот съезд. Благословение получили – съезд начался. В первый день коренные народы обсуждали свои проблемы, а во второй – выбирали президента.

Заранее претендентов не называли. Их количество и состав не знал даже Сергей Харючи. "Думаю, будет четыре-пять кандидатов", - сообщил он журналистам, уточнив, что хотел бы видеть своим преемником депутата Госдумы РФ от ЯНАО, члена "Единой России" Григория Ледкова.

В итоге кандидатов оказалось трое: Ледков, член Общественной палаты РФ, председатель рабочей группы ООН по правам человека и транснациональным корпорациям Павел Суляндзига и представительница Чукотского автономного округа Анна Отке.

"Не умаляю достоинство тех кандидатов, которых вы подготовили, но надо быть реалистом. Аппарат (ассоциации - ИФ) должен выполнять работу, нужно платить за аренду помещений. (…) Есть человек, который профессионально работает на законотворческом уровне, грех этим не воспользоваться. Очень прошу прислушаться к голосу разума, я вам плохого не желал и не собирался желать", - призвал Харючи голосовать за Ледкова.

Сам Ледков, выступая перед делегатами, рассказал свою биографию и кратко представил программу, сделав упор на создании должностей вице-президентов ассоциации в четырех федеральных округах. Выступление кандидата прерывали крики из зала "регламент, регламент", напоминавшие, что время, отведенное на речь, ограничено.

Павел Суляндзига, произносивший речь вторым, рассказал, что не собирался заниматься политикой, но территорию его общины отдали в аренду на 30 лет южнокорейской фирме Hyundai. "В нашей общине было 700 человек. Мы начали бороться за нашу тайгу, отстояли ее", - рассказал Суляндзига.

Он отметил, что вопрос решился, когда он в багажнике автомобиля попал на летное поле и встретился с первым российским президентом Борисом Ельциным.

Кандидат признал, что впервые за 16 лет не послушался совета старшего друга Сергея Харючи, который выдвинул другого кандидата. Павел Суляндзига добавил, что его власть характеризует как человека, который любит воевать, но, "к сожалению, приходится это делать" для отстаивания своих прав.

Выступление Анны Отке с Чукотки оказалось самым кратким, поскольку, по ее словам, "чукчи – народ немногословный". Отке также заявила, что первым ее решением на посту президента станет проведение мероприятий следующего съезда без алкоголя. В итоге за Отке проголосовало 27 делегатов из 360.

Выбирали почти как папу

Согласно уставу ассоциации, кандидатам, чтобы победить, необходимо набрать две трети голосов делегатов съезда. Сделать это никому не удалось. Ледков получил 139 голосов, Суляндзига – 190. Развитие событий казалось непредсказуемым. "Не знаю, что будем делать, если ситуация повториться. Посмотрим", - устало заявил Interfax-Russia.ru Сергей Харючи перед вторым туром.

Как рассказали Interfax-Russia.ru делегаты съезда, и раньше бывало, что ни один из кандидатов не набирает две трети, и в этом случае тот, за кого проголосовало меньше, снимает свою кандидатуру.

Во втором туре, в котором участвовали только лидеры первого, итоги голосования оказались похожими. Голосовали уже 358 человек, действительных бюллетеней было 353. За Ледкова отдали голоса 153 человека, за Суляндзигу – 200.

"Ставлю на голосование: согласно закону считать выборы несостоявшимися. Кто за утверждение этого пункта? А надо утвердить. Мы соблюдем чистую формальность, проголосовав за этот пункт", - уговаривал Харючи заупрямившихся делегатов.

Затем он подчеркнул, что, сколько бы не голосовали, результат будет таким же, ассоциация может остаться без президента, и предложил удалить из зала всех журналистов и гостей. "Как из трубы пойдет белый дым, так вопрос решим", - с иронией отметил Сергей Харючи.

За закрытыми дверями, как стало известно Interfax-Russia.ru, делегаты предлагали и внести изменения в устав, и оставить Харючи президентом, а в итоге, чтобы не тратить время на изготовление бюллетеней, решили голосовать в открытую.

И тут грянул гром. Павел Суляндзига вышел на сцену и заявил, что после нескольких консультаций, не уточнив с кем именно, снимает свою кандидатуру. "Я не буду баллотироваться не потому, что я поддался давлению. (…) Со мной ассоциация в опасности. (…) Это будет неэффективная работа. (…) Ассоциация не для меня. (…) Это решение мне дается очень непросто, кто-то будет разочарован, но речь не обо мне", - заявил лидер двух туров голосования.

Его выступление сопровождалось молчанием, а затем делегаты не стали сдерживать эмоции. Человек 30 покинуло помещение, не захотев дальше участвовать в выборах. В разговоре с Interfax-Russia.ru они высказали мнение, что на Павла Суляндзигу все же оказывалось давление.

В зале же дискуссия продолжалась. Кто-то предлагал уйти вообще без президента, чем проголосовать за человека, проигравшего два раза подряд. Другие призывали проголосовать, чтобы не допустить раскола общественной организации, на которую и так со всех сторон идет давление.

Эти призывы не сработали. И тогда Павел Суляндзига выступил во второй раз. Он призвав голосовать за депутата Госдумы, поскольку "в нынешних условиях важно согласиться", чтобы Ледков стал президентом. Тот, в свою очередь, тоже обратился к делегатам, пообещав сделать Суляндзигу вице-президентом и усилить работу в регионах.

Голосование к тому моменту длилось уже почти девять часов, время шло к полуночи. В итоге из оставшегося на месте 301 делегата 230 подняли свои карточки за Григория Ледкова. И почти сразу же покинули зал. Пояс президента Сергей Харючи передал Григорию Ледкову при пустых креслах, в присутствии двух телекамер и нескольких журналистов.

Обозреватель Александра Качалова

Фото "Интерфакса"