Interfax-Russia.ru – Глава Свердловского отделения Пенсионного фонда РФ Сергей Дубинкин сядет за взяточничество и превышение должностных полномочий на 10 лет.
Едва ли успешный чиновник, состоявшийся руководитель и "Почетный работник Пенсионного фонда Российской Федерации" Сергей Дубинкин думал, что закончит карьеру в самом расцвете лет, да еще в тюрьме. Но 27 декабря Свердловский областной суд признал его виновным во взяточничестве и превышении должностных полномочий, приговорив к 10 годам заключения в колонии строго режима и штрафу в 1 млн рублей. Кроме того, суд лишил Сергея Дубинкина звания "Почетный работник Пенсионного фонда Российской Федерации" и обязал передать государству сумму, равную сумме, полученной им взятки в 23 млн рублей. Обвинялся Дубинкин по ч.3 ст.286 (превышение должностных полномочий), ч.2 ст.201 через ч.5 ст.33 (пособничество в злоупотреблении полномочиями, повлекшем тяжкие последствия) и по ч.4 ст.290 (получение взятки должностным лицом в крупном размере) УК РФ.
История о том, как без малого миллиард рублей из Свердловского отделения Пенсионного фонда РФ (ПФР) оказался на счетах коммерческого банка "ВЕФК-Урал", и куда они потом подевались, началась давно и оказалась на редкость запутанной.
Все началось с того, что деньги, предназначенные для выплат пенсий более чем миллиону пожилых свердловчан, областной ПФР почему-то размещал на счетах коммерческого банка.
Располагая круглой суммой на пенсионных счетах, любой банк чувствовал бы себя уверенно. При этом закон запрещает Пенсионному фонду рисковать деньгами пенсионеров. В Свердловской области, в нарушение закона, это все же происходило. И когда в феврале 2009 года ЦБ РФ отозвал лицензию у банка "ВЕФК-Урал", который не мог расплатиться с кредиторами, выяснилось, что очередной "транш" от областного отделения ПФР растворился в воздухе. В начале марта следственная часть ГУ МВД по Уральскому федеральному округу (УрФО) возбудила уголовное дело по факту махинаций с деньгами свердловского Пенсионного фонда.
Довольно долго дело оставалось бесфигурантным. Первый арест по "делу о пенсионном миллиарде" состоялся в середине лета 2009 года, когда за решеткой оказалась бывший председатель правления ЗАО "Банк "ВЕФК-Урал" Ольга Чечушкова. В ноябре при попытке вылететь в Москву в аэропорту "Кольцово" задержали до тех пор проходившего свидетелем по делу Сергея Дубинкина.
По решению суда на время следствия Дубинкина заключили под стражу. И уже в 2011 году начали всплывать другие подробности деятельности главы свердловского Пенсионного фонда. Бывший сенатор областного Заксобрания, бизнесмен и рейдер Павел Федулеев, который также находился за решеткой, начал сотрудничество со следствием и дал интересные показания, в том числе, рассказав о совместных криминальных делах с Сергеем Дубинкиным. Федулев заявил, что в 1997 – 1998 годах он передал Сергею Дубинкину взятку в $50 тыс. Эта взятка была платой за погашение задолженности одного из заводов Пенсионному фонду РФ. От ответственности за это деяние взяткодателя в соответствие с законом освободили.
"Согласно примечанию к статье 291 УК РФ (дача взятки) Павел Федулев, как лицо, добровольно сообщившее в органы о даче взятки, освобожден от уголовной ответственности по этому факту", - сообщили тогда агентству "Интерфакс-Урал" в пресс-службе ГУ МВД РФ по УрФО.
Между тем, 27 декабря 2011 года Свердловский облсуд исключил из обвинения Сергею Дубинкину получение взятки от Федулеева и взяток через кредитную карточку кипрского банка. Дело в том, что в ноябре, когда процесс уже подходил к концу, обвинение передало суду материалы об операциях по банковской карте Дубинкина. Последнее слово подсудимого не состоялось, и процесс вернулся на стадию судебного следствия.
"Сегодня суд удовлетворил ходатайство стороны обвинения о приобщении к материалам уголовного дела еще 6 томов с ответом министерства юстиции республики Кипр на запрос органов следствия об оказании правовой помощи. Следователи подозревают, что это деньги, полученные в качестве взяток. Более полная информация появится после перевода материалов", - сообщала тогда пресс-служба Свердловского областного суда.
Однако в итоге суд предпочел ограничиться лишь рассмотрением вопроса о виновности Дубинкина и Чечушковой в деле о "пенсионном миллиарде".
Как говорилось выше, Сергею Дубинкину предъявили обвинение по ч.3 ст.286 (превышение должностных полномочий), ч.2 ст.201 через ч.5 ст.33 (пособничество в злоупотреблении полномочиями, повлекшем тяжкие последствия) и нескольким эпизодам ч.4 ст.290 (получение взятки должностным лицом в крупном размере) УК РФ.
Ольге Чечушковой предъявили обвинения по двум эпизодам по ч.1 ст.201 (злоупотребление полномочиями) и одному эпизоду по ч.3 ст.160 (присвоение или растрата, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере) УК РФ.
По данным следствия, Дубинкин нарушал закон не только тем, что он допускал хранение денег для выплат пенсий и социальных пособий жителям Свердловской области в коммерческом банке "ВЕФК-Урал", где они и пропали. К счастью для свердловских пенсионеров они все же своевременно получили все необходимые выплаты, хоть и из специального резерва федерального Пенсионного фонда. Сергея Дубинкина также подозревали в содействии преступной деятельности экс-председателя правления банка "ВЕФК-Урал" Чечушковой.
По версии следствия, женщина кредитовала юридические лица в своих интересах и вопреки интересам банка, а Дубинкин оказывал ей содействие, создавая "льготные" условия. При этом, по мнению следствия, с января 2007 по октябрь 2008 года за свои услуги Дубинкин получал от руководителей ОАО "Банк ВЕФК" взятки в размере $20-30 тыс. Ранее, по мнению следствия, Дубинкин применял аналогичную схему во взаимодействии с одиним из коммерческих банков Москвы, за что и получил взяток на сумму примерно в 10 млн рублей.
Так что у обвинения и без кипрских карточек и взяток от опального олигарха было вполне хватало материала для того, чтобы требовать для Дубинкина 13 лет лишения свободы, штрафа и лишения всех наград и почетных званий.
Хоть суд и снизил срок наказания Дубинкину до 10 лет заключения в колонии строго режима, его защита уже заявила, что недовольна приговором.
"Мы ждали всего чего угодно, но этот приговор - непомерный", - заявил агентства "Интерфакс-Урал" адвокат Дубинкина Евгений Витман. Он также сообщил журналистам, что защита намерена обжаловать приговор.
Преступления Ольги Чечушковой, признанной виновной по ч.ч.1, 2 ст.201 УК РФ (злоупотребление полномочиями), суд счел недостаточно серьезными, не стал назначать ей реальный срок заключения, ограничившись штрафом в 800 тысяч рублей. Впрочем, особого восторга по поводу приговора Чечушкова не проявила.
Она признала, что передавала деньги Дубинкину. "Взятки я передавала, но я не знала, что это конкретный процесс взяток. Я честный человек, я просидела 9 месяцев (до суда – ИФ), я слушала адвокатов, что надо молчать, потом поняла, что меня хотят во всем обвинить, в том числе в банкротстве банка", - заявила она журналистам после оглашения приговора.
При этом Ольга Чечушкова категорически протестует против обвинений ее в нанесении ущерба интересам банка. По ее мнению, выборочная работа с VIP-клиентами – это нормальная банковская практика. Для таких клиентов устанавливались индивидуальные курсы для мультивалютных вкладов, делались допсоглашения к договорам по вкладам и т.д. Вместе с тем она пока не решила, будет ли обжаловать приговор.
Обозреватель Елена Глушкова