Екатеринбург. 17 марта. ИНТЕРФАКС-УРАЛ - Исследование ученых Уральского федерального университета (УрФУ, Екатеринбург) показало, что школьники чаще всего проявляют агрессию в реальной жизни, нежели в соцсетях и интернете.
"Уровень вовлеченности учащихся в кибербуллинг ниже вовлеченности в школьный буллинг", - говорится в сообщении.
Так, ученые провели анкетирование 1 тыс. 760 учеников с самых младших классов до выпускных, а также учащихся средних специальных учреждений Екатеринбурга и Свердловской области. Результаты опубликованы в журнале "Образование и наука".
Наиболее распространенные формы буллинга - словесные издевательства и причинение вреда жертве, а также ее вещам (70-80%). Более чем в 75% случаев зачинщиками травли двигало чувство острой неприязни и желание причинить вред и унизить жертву. Зачинщики кибербуллинга чаще всего создавали и использовали фейковый аккаунт, посылая жертвам оскорбления и угрозы.
Исследователи отмечают, что чаще всего сами жертвы не предпринимали никаких действий, чтобы выйти из дискомфортной ситуации.
"Столкнувшись с проявлениями школьного буллинга и кибербуллинга, жертвы в лучшем случае обращались за помощью к родителям и педагогам или к администраторам социальной сети, но в большинстве случаев не предпринимали ничего", - подчеркнули в УрФУ.
Как сообщила старший преподаватель учебно-научного центра "Информационная безопасность" УрФУ, соавтор статьи Наталья Авербух, при формировании опросника и оценке результатов ученые руководствовались "гуманистической методологией, которая в изучении человека и человеческих отношений опирается на субъективную оценку опрашиваемых".
"При этом мы осознаем, что далеко не каждый респондент придерживается правды даже при анонимном анкетировании. Не все готовы признать себя жертвой травли, тем более зачинщиком, инициирующим и координирующим ее, и даже рядовым участником и свидетелем буллинга и кибербуллинга", - отметила она.
В дальнейшем планируется провести изучение мотивации участия детей в травле и разработать методы защиты.
Исследования проведены при содействии Института развития образования Свердловской области и при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.