Екатеринбург. 1 декабря. ИНТЕРФАКС-УРАЛ - Жители Свердловской области все чаще интересуются инвестиционными инструментами, при этом выбирают дистанционные каналы обслуживания, сообщили "Интерфаксу" представители ряда банков.
"Уже несколько лет растет интерес клиентов к дистанционному оформлению сберегательных продуктов, и пандемия ускорила эту тенденцию. Все более широкий круг клиентов оформляет сберегательные продукты всех видов исключительно в цифровом формате - это комфортнее и быстрее, чем приходить с наличными в отделение. Сейчас доля вкладов, которые открываются онлайн, в ВТБ составляет 60%. А весной, на фоне максимальных ограничений режима самоизоляции, она и вовсе достигала 75%", - сказал управляющий ВТБ в Свердловской области Алексей Долгов.
По словам руководителя направления вкладов Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР) Ольги Аксеновой, коронавирус сместил предпочтения людей в сторону дистанционных каналов обслуживания.
"Если в первом квартале доля дистанционно оформленных договоров составляла порядка 54%, то уже во втором и третьем кварталах - 60%", - сообщила она.
При этом банкиры отмечают, что предпочтения уральцев при выборе способов вложения меняются.
"Клиенты перераспределяют средства между различными продуктами, управляя доходностью своих сбережений. При этом средства остаются в периметре ВТБ. Так, за 9 месяцев 2020 года объем привлеченных средств частных клиентов ВТБ в Свердловской области увеличился на 15% и превысил 100 млрд рублей", - сообщил Долгов.
По его словам, среди сберегательных продуктов клиенты все чаще выбирают накопительные счета, которые предусматривают полную свободу распоряжения средствами и на текущий момент имеют доходность, сопоставимую с вкладами.
Кроме того, отметил он, продолжается рост интереса к инвестиционным инструментам.
"По этому направлению мы видим максимальную динамику. В 2020 году объем вложений свердловчан в инвестиционные инструменты в ВТБ увеличился более чем в 1,5 раза и превысил 37 млрд рублей (на 1 октября). Это уже более трети привлеченных средств розничных клиентов банка в регионе", - сообщил управляющий ВТБ в Свердловской области.
Управляющий Екатеринбургским филиалом РГС Банка Сергей Карташов отметил, что по большей части сегодня наблюдается скорее переток средств населения из вкладов в сберегательные продукты до востребования, где ставки выше, например, в те же накопительные счета.
"Также клиенты начинают смотреть в сторону комплексных инвестиционных продуктов с целью не только сохранить, но и приумножить свои сбережения. Часть населения пересматривают размер своих сбережений из-за ввода изменений в систему налогообложения, часть пытаются защитить свои сбережения от обесценивания, в том числе тратя накопления, совершая крупные покупки (недвижимость, машины и пр.) и инвестируя в валюту", - сказал Карташов.
По словам Аксеновой, в связи со снижением доходности банковских депозитов клиенты все чаще выбирают альтернативные варианты сбережения, например, различные инвестиционные инструменты. А учитывая непростую эпидемиологическую ситуацию, многие люди также рассматривают страховые продукты с инвестиционной составляющей.
На фоне роста курса доллара популярностью пользуются и валютные вклады.
Как ранее сообщала "Интерфаксу" Аксенова, в октябре валютных вкладов в УБРиР было открыто на 40% больше по сравнению с сентябрем.
При этом, отмечала она, если человек хотел заработать на разнице курсов, то "делать это надо было в июне-июле, когда доллар торговался по 68,3 рубля".
По словам Карташова, сегодня граждане, которые доверяют иностранной валюте больше, чем рублю, обычно открывают валютный вклад или покупают валюту, то есть используют валюту как инструмент инвестирования, предполагая, что рубль в перспективе будет слабеть.
"И с учетом истории нашей страны такой подход вполне понятен и в некотором смысле оправдан. Достаточно пойти глубже в историю и вспомнить 3-летнюю ретроспективу 2017 года, где доллар США в начале 2014 года стоил 36 рублей, а доходность по валютным вкладам была существенно выше, чем в последние годы", - сказал он.
Оценивая в целом выбор валютного вклада, Карташов отметил, что главное и основное преимущество депозита в валюте, которым руководствуется большинство россиян - сохранение своих сбережений в случае девальвации рубля. И низкие ставки по валютным вкладам в данном случае выступают лишь дополнительным доходом.
"Основной риск при этом сегодня - длительное сохранение околонулевых ставок по вкладам в иностранной валюте. Ставки по валютным вкладам зависят от политики зарубежных финансовых регуляторов, а на сегодня ставка Федеральной резервной системы США находится в диапазоне 0-0,25%, а ставки от Европейского центрального банка - и вовсе отрицательные, на уровне -0,5%", - сказал управляющий Екатеринбургским филиалом РГС Банка.
Вместе с тем, это далеко не все варианты сбережений в валюте, отметил он.
"Так, часть россиян, предпочитающих иностранную валюту, идут дальше и вместо банковских вкладов с минимальным процентом размещают иностранную валюту в более доходные инструменты, представленные на рынке, получая не только выгоду на разнице курсов, но и повышенную доходность инвестиций. Приведем среднегодовую доходность некоторых валютных инструментов за последние годы: гособлигации США - 8,2%, акции публичных компаний по всему миру - от 10%, биржевые фонды - от 11%. Однако эта область деятельности требует дополнительных знаний, так как предполагает определенные инвестиционные риски. К примеру, некоторые инструменты не гарантируют доходности (например, биржевые индексные фонды - ETF). А инструменты коллективного инвестирования преимущественно рассчитаны на долгосрочные инвестиции от 3-х лет", - сказал Карташов.
По его мнению, сегодня для среднестатистического вкладчика, желающего защитить свои сбережения от девальвации, вполне достаточно сформировать мультивалютную корзину на банковском счете с разбивкой на рубли и доллары.
"Доллар наиболее популярен в нашей стране и в ближайшее время скорее всего укрепит свои позиции", считает он.
Кроме того, по мнению Карташова, интересными с точки зрения доходности для частных инвесторов могут стать евро, швейцарский франк, юань и йена.