Екатеринбург. 29 октября. ИНТЕРФАКС-УРАЛ - В Екатеринбурге необходимо продолжить работу по исследованию территории на присутствие массовых захоронений жертв политических репрессий, считает директор Музея истории Екатеринбурга (МИЕ) Сергей Каменский.
"(Проведенное в 2020 году) исследование показало, что в непосредственной близости от мемориального комплекса (в районе 12-го км Московского тракта) есть еще могила. По ним (могилам - ИФ) или рядом с ними проходят дорожки, возможно, по ним проходят велодорожки, люди, возможно, собирают грибы прямо на могильных ямах. Такие результаты ставят вопрос, что исследование, которое было запланировано, должно быть реализовано", - сказал Каменский "Интерфаксу".
Как уточняет пресс-служба МИЕ, предварительно в результате научно-поисковых работ определены возможные территории массовых захоронений, одна из них, - в районе 12-го километра Московского тракта, - площадью порядка 500 на 150 метров.
По данным главы научно-поисковой группы, члена Российского военно-исторического общества, историка-археолога Сергея Погорелова, участок Ново-Московского тракта и коммуникации вдоль него в значительной мере уничтожили братские могилы. Кроме того, многие захоронения были частично повреждены при строительстве самого Мемориала.
В ходе работ специалисты обследовали также две индивидуальные могилы репрессированных. В первом случае могильная яма была неиспользованной, вторая же была заполнена человеческими останками. После обнаружения шурф был законсервирован поисковиками.
"Сами антропологические останки не изучались и не извлекались", - уточняют в музее.
Кроме того, поисковикам удалось определить очертания двух зон массовых захоронений.
"Леса почти везде перекопаны горно-разведочными шурфами (горные выработки при инженерно-геологических изысканиях - ИФ) и карьерами. (...) Со временем могильные ямы осыпались и становились похожи на провалы геологических выработок", - отмечает Погорелов.
По словам Каменского, вопрос о проведении обследования данной территории был поднят ранее - на это планировалось выделение средств из регионального бюджета.
"Выяснилось, что земля в разной собственности, потратить эти средства на тот момент было невозможно. Плюс пандемия притормозила все эти вопросы. Год фактически выпал", - пояснил директор МИЕ.
Он отметил, что помимо самого исследования территории планируется также проектирование нового мемориального комплекса и его строительство.
"Надо изучать сам полигон. Если вскрывать территорию, будет понятно, как производился порядок расстрела, производился ли он весь там, содержались ли там люди. Никаких документальных свидетельств этого нет", - подчеркнул Каменский.
В дальнейшем предусматриваются два варианта: оставить территорию "как есть" или проводить вскрытия, разбор останков, устанавливать ДНК, определять родственников и организовывать "человеческое" захоронение.
По словам Каменского, хорошим примером "работы с памятью" является петербургский поселок Левашово, где семьями или предприятиями установлено более 1,5 тыс. памятников.
"Главное, чтобы это превратилось в систему общественного поиска и согласия. (...) Пора искать точки общественного согласия. Что это прошлое было - это факт, это надо признать. Это наши семьи", - сказал Каменский.
В беседе с "Интерфаксом" он отметил, что для дальнейших работ по проектированию реконструкции Мемориала необходимо установить и задокументировать границы зон захоронений, контуры могил и других объектов, связанных с существованием расстрельного полигона.
Как уточняют в Музее истории Екатеринбурга, согласно имеющимся историческим свидетельствам, в 1930-1950-х годах на 12-м километре Московского тракта производились массовые расстрелы и захоронение репрессированных. По разным данным, на той территории были погребены от 20 до 40 тыс. человек. Площадка Мемориала была передана в ведение МИЕ в 2016 году.
В следующем году Музей истории Екатеринбурга планирует заняться исследованиями на Уралмаше, где было репрессировано порядка 800 человек.