Екатеринбург во второй раз претендует на право проведения международной выставки "ЭКСПО", в этот раз в 2025 году. За выставку также борются Париж, Осака и Баку. Окончательное решение, где пройдет ЭКСПО, будет принято по итогам голосования делегатов государств-членов международного бюро выставок в ноябре 2018 года. О том, почему Екатеринбург надеется на победу, даже несмотря на сложную внешнеполитическую ситуацию, в которой оказалась Россия, о необходимости строительства второй ветки метро в городе и проекте канатной дороги в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал заместитель губернатора Свердловской области Александр Высокинский.
- Александр Геннадьевич, в настоящее время самая "горячая" тема - это заявка Екатеринбурга на право проведения ЭКСПО-2025. Судя по тому, как активно продвигается наша заявка, складывается впечатление, что есть уверенность в победе в этот раз. Действительно ли это так? Что изменилось с прошлой заявки?
- Я совершенно точно не стал бы говорить, что раньше заявка продвигалась плохо. Она продвигалась хорошо, но тогда Екатеринбург представлял Россию, а в этот раз, наоборот, Россия представляет Екатеринбург. Для того чтобы претендовать на ЭКСПО, мы выиграли внутрироссийский конкурс среди городов-миллионников, для нас это определенного вида доверие, в том числе президента РФ, но и большая ответственность. Мы идем на победу.
- Какие основные ошибки, на ваш взгляд, были совершены во время продвижения предыдущей заявки, и что вы исправили?
- Это не ошибки. Когда ребенок первый раз участвует в соревнованиях и не выигрывает их, разве можно сказать, что он совершил ошибку? Нет, он учился. И тот, кто проигрывает, иногда, приобретает гораздо больше, чем тот, кто выиграет. Мы за эти пять лет проделали огромный путь: организовывали мировые события, не останавливаясь, готовили инфраструктуру. То, что сделано к играм Чемпионата мира по футболу 2018 года, будет использовать и для ЭКСПО.
Не буду комментировать, что мы изменили и исправили по сравнению с первой заявкой, ведь конкуренты внимательно за нами наблюдают.
- Тем не менее, расскажите, пожалуйста, в каких направлениях будете вести работу по продвижению заявки.
- Есть три направления. Первое - регламентные мероприятия международного бюро выставок. Мы должны провести несколько презентаций. Две из них прошли, одну из которых все видели, это была презентация самой идеи, заявленной темы: "Преобразуя мир: инновации и лучшая жизнь - для будущих поколений". В июле будем презентовать технологию ЭКСПО-парка, архитектурные решения. А в ноябре пройдет итоговая презентация, которая станет квинтэссенцией всех наших усилий.
Второе направление - лоббирование заявки в мировом сообществе. Голосуют более 150 стран, и у Китая с 1,5-миллиардным населением один голос, и у африканской страны, где проживает несколько тысяч человек, тоже один голос. С каждым из государств нужно выстраивать отношения, чтобы они поддержали нас.
- Взаимодействие, наверняка, проще наладить с маленькими странами. Будете ли вы делать упор на работу с ними?
- Я достаточно много езжу и по Европе, и по Азии, и по Африке и по Латинской Америке. Я вас уверяю, что у России большое количество друзей. Многие из моего поколения, тем, кому около сорока, помнят, сколько сделал СССР для тех или иных стран. Представители некоторых государств в частных беседах признавались, что не могут проголосовать за Россию, потому что не обладают необходимой для этого независимостью, но им бы очень хотелось. И это тоже придает сил.
Нельзя сказать, что мы будем работать со странами Африки. И с ними тоже, и с Океанией, и с Китаем - со всеми.
- Но стоит вспомнить историю с недопуском наших спортсменов на Олимпиаду в Пхенчхане. Наверняка, в решении, кому достанется право проведения ЭКСПО, тоже будет много политики.
- Пока об этом мало говорят, но рейтинг нашего спорта и спортсменов возрос. Авторы решения об их недопуске на Олимпиаду добились обратного эффекта. Те же наши друзья из Китая, из Индии, из других восточных стран отмечают, что раньше даже не задумывались о масштабе давления на Россию. Когда мы выигрывали право на проведения сочинской Олимпиады, внешнеполитическая обстановка была не лучше.
- Вернемся к направлениям работы. Вы назвали два из них, какое третье?
- Екатеринбург и екатеринбуржцы. Эта заявка - экзамен на зрелость городского сообщества, у которого время от времени бывают детские проявления. Люди пишут в соцсетях: "зачем нам нужно ЭКСПО?". А наши конкуренты это используют против нас. Однажды я спросил у одного местного жителя, для чего он это написал. Парень ответил, что хотел привлечь внимание и получить лайки. Он менял лайки на будущее Екатеринбурга, но вряд ли это осознавал. Поэтому таким людям нужно объяснять, что их слово может сыграть против города и снизить шансы на победу.
- На ваш взгляд, поможет ли их увеличить тот факт, что следующим летом в Екатеринбурге пройдут игры Чемпионата мира по футболу?
- Конечно. К нам приедут десятки тысяч болельщиков. И мы сможем их принять: разместить, накормить, обеспечить безопасность. Это генеральная репетиция ЭКСПО.
- Но пройдет ли эта генеральная репетиция хорошо? Когда смотришь, как выполнено к ЧМ-18 благоустройство части проспекта Ленина, в этом возникают сомнения: узкие велодорожки, скамейки посреди тротуара и так далее.
- Вам нравится, как сделан центральный стадион, где будут проходить игры, как реконструирована улица Татищева?
- Да.
- Сколько метров проспекта Ленина не нравится?
- Метров 50, но они в самом центре.
- Неделя работы. Все будет исправлено весной, когда земля сядет. Сейчас это переделывать бесполезно.
- То есть это планируется переделать?
- Конечно, в рамках исполнения гарантийных обязательств по существующему контракту.
- Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров заявлял, что в случае победы Екатеринбурга только на создание инфраструктуры для ЭКСПО-2025 будет направлен 1 миллиард евро в виде инвестиций. На что пойдут эти деньги?
- Стоит учитывать, что при реализации подобного рода проектов каждый бюджетный рубль - это магнит, притягивающий другие средства. Вспомните дорогу в аэропорт "Кольцово", так называемый Россельбан. Область построила ее, но на каждый вложенный регионом рубль пришло пять рублей частных инвестиций (то, что построено вдоль дорог) и еще пять рублей - в потенциале, в разрешениях на строительство.
А 1 млрд рублей - это большая школа или нафаршированная оборудованием поликлиника, или четыре детсада по 300 мест каждый, или три детских ледовых физкультурно-оздоровительного комплекса и так далее.
Бюджет всей нашей области 200 млрд рублей, бюджет Екатеринбурга - 30 млрд рублей. Так что Екатеринбург в случае победы привлечет колоссальные инвестиции.
- На что, в первую очередь, пойдут деньги? В строительство ЭКСПО-парка, под который зарезервирован участок площадью в 555 га?
- Для того, чтобы построить этот гигантский парк, нужно сделать два въезда с московского тракта, въезд с железнодорожной станции Свердловск-Сортировочный, потому что туда начнут приходить стройматериалы, а возить их через весь город нецелесообразно. Когда строили Красную поляну, за год до сдачи объектов единственная дорога была расписана по застройщикам по часам. Так что завести огромное количество стройматериалов - это настоящая технологическая проблема. Плюсом к этому нужно подвести инженерные, электрические сети.
- Много раз отмечалось, что, если Екатеринбург выиграет ЭКСПО, то получит федеральные средства на строительство второй ветки метро. Но теперь пошли разговоры, что в случае победы, может быть, построят и не метро, а скоростной трамвай. Есть ли ясность в этом вопросе?
- Если выиграем, я считаю, что метро будет. Вопрос в том, до какого места его вести. Одна станция метрополитена в нынешних ценах стоит около 5 млрд рублей, а это, как мы говорили, пять школ или пять поликлиник и так далее. Но в центре города уже нет возможности делать выделенные полосы для скоростного трамвая, ведь для этого нужно строить эстакады. Где-то за городом возможно наземное метро. Может быть, в районе ЭКСПО-парка появится большая пересадочная станция, куда будут приходить автобусы с западного направления, оттуда же можно пустить трамваи на аккумуляторах, на которых в город смогут добираться жители коттеджных поселков. Если пересадочный узел сделать закрытым, то в тепле ждать трамвай будет комфортно.
- А без ЭКСПО есть ли перспективы у города получить вторую ветку метро?
- Перспективы есть. Нам в любом случае, по моему мнению, нужно провести метро от Каменных палаток до улицы Металлургов под землей, создать некий каркас, который вместе с существующей первой веткой метрополитена соединит север-юг и запад-восток города. В других направлениях можно делать скоростные наземные выделенные линии, например, провести трамвай в район Академический и довести эту линию до станции метро Ботаническая.
Кстати, был классный проект, может быть, когда-нибудь его реализуем, по строительству от Ботанической до микрорайона Химмаш канатной дороги. Ее предполагаемая трасса проходит через красивые места - горы и озеро.
Канатная дорога намного дешевле метро. Во многих городах подобные объекты являются достопримечательностью. Но есть такой нюанс, что с экономической точки зрения нежелательна эксплуатация нескольких видов общественного транспорта. Поэтому этот проект пока остается проектом.
- На протяжении нескольких лет обсуждается еще одна идея, реализация которой из-за ее дороговизны кажется маловероятной - строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) "Екатеринбург - Челябинск". Плюс ко всему есть ощущение, что эта ВСМ больше нужна Челябинску, чем Екатеринбургу.
- Между прочим, эта идея была рождена в Екатеринбурге в 2000 году, я был одним из ее авторов. Предусматривалось строительство между Екатеринбургом и Челябинском аэропорта наподобие Франкфурт-на-Майне. Одна часть его должна была выходить на трассу М5, вторая часть через грузовые терминалы "Карго" - на Транссиб, чтобы там был сухой порт.
Время в пути от центра Екатеринбурга до аэропорта и от центра Челябинска до аэропорта по скоростной железной дороге составило бы 30 минут. Но в Екатеринбурге был реконструирован аэропорт и проект стал не актуален. Тем не менее, города начали прирастать коттеджными поселками и сближаться.
Мы находимся рядом и нам выгодно взаимодействовать, потому что, если соединить платежеспособный спрос одного миллионника с платежеспособным спросом другого, то синергетический эффект получится сильным. Это совсем другой подход, когда мы перестаем рассматривать друг друга как конкуренты, а начинаем рассматривать друг друга как партнеры.
Откуда нам везти металлоконструкции для строительства ЭКСПО-парка? В том числе и из Челябинской области, ведь один Нижнетагильский металлургический комбинат с таким объемом не справится, а вместе с "Магнитогорским металлургическим комбинатом" - вполне.
Если выиграем ЭКСПО, то в течение полугода к нам приедет 30 млн человек. То есть аэропорт должен быть рассчитан на 60 млн человек в год, а наш "Кольцово" может принять 10-15 млн пассажиров. Соответственно, нужно задействовать мощности челябинского аэропорта. Если будет ВСМ, то люди смогут прилетать туда и за час добираться до Екатеринбурга.
- Но есть ли инвестор для этого проекта? Удастся ли его осуществить до 2025 года?
- С технической точки зрения успеем, но, безусловно, нужны средства федерального бюджета. Вы знаете, что идет обсуждение строительство ВСМ "Москва - Пекин". Почему бы ее не начать строить с участка Екатеринбург - Челябинск? Москвичи предлагают вначале построить участок Москва - Владимир, но для них это вишенка на торте, а для нас - локомотив для резкого развития вперед.
Мы спорим на эту тему, пытаемся донести свои идеи, а ЭКСПО - катализатор этих процессов.
- То есть без вложения государственных средств инвестора проблематично заманить в этот проект?
- Инвестор может вложить средства в подвижной состав, но основные вложения, в "полотно", которое должно выдерживать летящий со скоростью 350 км/ч поезд, должны идти от государства. То есть по факту, это даже не насыпь, а мост. Вот между Москвой и Санкт-Петербургом "Сапсаны" ездят по насыпи, с нее летят камни и раз в полгода броневые листы, которые прикрывают двигатель, приходится выбрасывать.
- В этом году стало известно, что под Нижним Тагилом больше не будет проводиться выставка вооружений Russia Arms Expo (RAE), ее переносят в Подмосковье. Но недавно правительство РФ утвердило план международных выставок на 2018-2019 годы, и, согласно документу, в Нижний Тагил выставка вооружений возвращается. Она будет называться "Диверсификация" и пройдет в июне 2018 году. Началась ли подготовка к мероприятию? Станет ли она аналогом RAE?
- Признаться, когда перенесли место проведения RAE, мне стало обидно за Нижний Тагил. Нас искусственно отодвинули назад, но надо сжать зубы и снова раскрутить эту выставку, предварительно договорившись, чтоб второй раз ее не отбирали. В эту новую выставку необходимо верить.
Беседовала Александра Качалова