Уральский государственный горный университет (УГГУ), первый вуз Урала, отмечает в этом году 110 лет. О том, как традиции сочетаются с современным подходом в образовании, о способах заинтересовать школьников геологией, а также о самых популярных направлениях обучения у будущих студентов в интервью "Интерфаксу" рассказал ректор Алексей Душин.
- Алексей Владимирович, приближается приемная кампания. Каковы планы университета на 2024-2025 учебный год?
- На предстоящий учебный год у нас на 120 бюджетных мест больше, чем было в минувшем. В целом выделено более 1,3 тыс. бюджетных мест. Кроме того, мы в 2024 году открыли набор на новую программу по робототехнике и мехатронике, а также еще по двум десяткам образовательных программ разного уровня обучения. В колледже при университете запустили несколько новых обучающих программ по горному делу. Ввели новые программы в аспирантуре. Все они связаны с инженерными отраслями и готовят кадры, в которых заинтересована отечественная промышленность.
- А как обстоят дела со студентами-целевиками?
- Ожидается увеличение их числа до 90 на очной форме обучения. Это не много и не мало. Основная категория ребят – бюджетники. Если говорить о нашем вузе, то партнеры из реального сектора экономики не очень активно используют целевое обучение как способ подготовки кадров для себя, в отличие, скажем, от предприятий оборонной промышленности. С ними у нас тоже есть договоры, и мы уже получили от них предварительные квоты на целевое обучение. И это при том, что за студентов-старшекурсников и выпускников нашего университета идет реальная борьба между работодателями. Среди вузов у нас один из самых высоких показателей трудоустройства выпускников по специальности.
- Есть понимание, какие дисциплины в будущем учебном году окажутся наиболее востребованными у абитуриентов?
- Да. Это направления, связанные с IT, программы по автоматизации, информатике, уже упомянутые выше программы по робототехнике и мехатронике. Интерес вызывают машиностроение и нефтегазовая геология. Если говорить о востребованности со стороны предприятий, то надо добавить прикладную геологию, горное дело, маркшейдерию.
- За последние несколько лет как-то менялись динамика и составляющие запросов на кадры от предприятий?
- Разумеется. Но мы всегда стараемся работать в унисон и даже на опережение. Например, ранее получали запрос от производственников на усиление компетенций, связанных с IT-направлением, с коммуникативными навыками функционирования в разных коллективах. Мы откликнулись. В результате теперь студенты, поступившие на очное отделение, имеют возможность получить бесплатно вторую квалификацию по одной из 38 различных программ.
Реализуется также совместно с университетом "Иннополис" проект "Цифровая кафедра". В рамках него наши студенты могут тоже бесплатно освоить IT-квалификацию по восьми программам на выбор от Motion Design до Big Data. То есть мы сохраняем нашу специализацию в области инженерного образования, но при этом позволяем приобретать дополнительные навыки, связанные с запросами от промышленности в области менеджмента, экономики, машиностроения и искусственного интеллекта. Кстати, в этом году команды УГГУ участвуют в "Битве роботов" и в проектно-образовательном интенсиве "Архипелаг" на Сахалине по беспилотным летательным системам.
- Ранее была новость об открытии инженерного класса в Североуральске, организованного при участии УГГУ. В соседнем Краснотурьинске работает базовая кафедра. Существуют ли планы по расширению сетки подобных классов и учреждений в регионе?
- Мы действуем в данном направлении. Участвуем в проектах, связанных с домами технического творчества, IT-кубами, кванториумами. Ищем ребят, наиболее заинтересованных в изучении машиностроения, робототехники, ИИ, драгоценных камней, геологии и горного дела. Встречаемся с ними, проводим профильные соревнования, мастер-классы в наших лабораторных комплексах, экскурсии в Геологическом музее. Кстати, в УГГУ ведется подготовка областной сборной для Всероссийской открытой олимпиады юных геологов. Каждый февраль на Свердловскую областную открытую олимпиаду юных геологов к нам приезжают команды со всей страны. В этом году, 21 мая, в честь 110-летия нашего вуза совместно с руководством одной из профильных компаний и правительством области мы передали 110 минералогических коллекций в 110 свердловских школ для улучшения их материальной составляющей в рамках развития классов географии.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих коллекциях.
- В коллекциях представлены различные уральские рудные и нерудные минералы, собранные нашими студентами и сотрудниками с главных канонических месторождений Урала. Ранее мы уже дарили тематическим кружкам и классам при школах коллекции фосфоресцирующих минералов, тематические коллекции, посвященные различным рудам черных и цветных металлов. Они предназначены для наглядного изучения.
Подготовили и разместили на нашем сайте специальные короткие видеоролики, посвященным минералам из подаренных коллекций, а также выставили оцифрованные 3D-модели образцов из уникальной коллекции Уральского геологического музея при нашем университете. Кроме того, вуз намерен осуществлять сопровождение подаренных минералогических коллекций в онлайн-режиме. Что имеется в виду? Наши сотрудники будут дистанционно заниматься с ребятами, объясняя относящиеся к геологии вопросы на примере минералов из коллекций и оцифрованных экспонатов.
- Ранее была информация о том, что специалисты УГГУ обнаружили в Красновишерском районе Пермского края коренной источник алмазов. Вы говорили, что полученные материалы изучает отечественное научное сообщество. Есть какие-то новости?
- Изучение продолжается. Видите, в чем дело: в Красновишерском районе добывали рассыпные алмазы. А наши ученые, занимающиеся геологическим изучением Урала, с помощью новейшего высокотехнологичного оборудования научно-исследовательского лабораторного центра УГГУ нашли коренные источники для подтверждения промышленной алмазоносности. Профессиональное сообщество и эксперты со всей страны сегодня перепроверяют наши результаты, выясняют, о чем идет речь: о случайных находках или о продуктивном горизонте, так называемой транспортерной ленте, доставляющей алмазы к поверхности? Можно говорить о том, что ученые Горного университета создали новую геологическую модель месторождений алмазов на Урале.
- Алексей Владимирович, хотелось бы еще затронуть тему сотрудничества с иностранными партнерами. Есть в последнее время какие-то интересные проекты?
- Недавно подписали соглашение с Шаньдунским профессиональным институтом Шэнли (Китай). Он находится в крупнейшем нефтегазовом регионе КНР и является главной образовательной и научно-технологической базой нефтегазового комплекса КНР. Вообще, у нас традиционно сильные связи с ведущими университетами и исследовательскими центрами по природопользованию на континенте. При этом мы достаточно консервативны в работе с иностранными студентами. Для нас в приоритете решение задач российских работодателей. Но в этом году ожидаем большого, по сравнению с прошлым годом, притока иностранных студентов. Предстоит осуществить многоплановую сетевую очную программу. Частично обучение будет вестись на местах, частично – дистанционно.
- Нет идеи открыть за рубежом центр русского языка, чтобы студенты приезжали уже подготовленными?
- При одном из золотодобывающих предприятий в Киргизии у нас действует базовая кафедра. Там ведется всестороннее обучение онлайн. Кроме того, заключены соответствующие соглашения с рядом университетов как Киргизии, так и Казахстана, и Узбекистана. Развиваем отношения с Таджикистаном. В апреле договорились с коллегами из этой страны реализовать проект по привлечению их школьников к изучению геологии. А в июне делегация УГГУ отправится в Монголию.
- В 2022 году, когда речь зашла о строительстве кампуса УГГУ, вы говорили о создании технопарка. На каком этапе этот проект?
- Надо понимать, что так или иначе вопрос кампуса связан с научно-технологической инфраструктурой, с доходностью НИОКРов, с темой создания технопарка для получения федерального финансирования. Мы заинтересованы в этом, и поэтому у нас сейчас проводятся стратегические сессии и совещания с ведущими промышленными предприятиями не только горнодобывающего, но и машиностроительного, и IT-профиля с целью валидации программы развития университета. Сегодня в университете реализуются три стратегических проекта. Один посвящен новым технологиям поиска и добычи минерального сырья. Второй связан с решением экологических проблем горнодобывающего и нефтегазового комплекса. А третий – с разработкой технологии цифровизации для промышленности. Если сравнить их, то в плане бюджета наибольшие средства дает первый. Но самым динамично развивающимся является третий, особенно в секторе машиностроения.
- То есть в основе технопарка будут лежать упомянутые проекты?
- В целом, да. Но ведь программа развития университета ежегодно уточняется. От чего-то мы отказываемся, а что-то ставим во главу угла. Университет заинтересован в обновлении своих основных фондов. И тут, в первую очередь, мы говорим про общежития и учебные пространства.
- Нельзя не упомянуть, что в 2024 году УГГУ исполняется 110 лет. Какие мероприятия запланированы?
- Мы начали в мае с проекта "110 минералогических коллекций 110 школам Свердловской области", потому что любим наш край и дарить подарки. В июне у нас состоится форум выпускников, в октябре - День первокурсника и Горнопромышленный форум. Там будут присутствовать представители российских регионов, предприятий Китая, Киргизии, Казахстана, Узбекистана, Белоруссии, Грузии… Эксперты горной отрасли обсудят разные аспекты. А в декабре завершающим мероприятием станет Ректорский прием, на котором будут подведены итоги уходящего года и еще одного периода славной истории Горного университета.
- В чем же секрет долголетия?
- А вот в чем: мы увлеченно работаем в очень интересных областях знаний, и наш труд востребован промышленностью. Одна из главных задач, которую мы реализуем в УГГУ - создание экономической модели, позволяющей обеспечить опережающий рост по сравнению с рынком. 10-15% доходов мы ежегодно направляем на развитие вуза, на цифровизацию, оснащение лабораторий. Иными словами, оптимизировали расходы, пересмотрев финансовую политику, и в результате в три раза увеличили объем научных исследований и в два раза ̶ фонд оплаты труда. Также участвуем в федеральной программе "Приоритет 2030", это позволяет нам присутствовать в актуальной повестке и решать задачи, поставленные президентом и федеральным правительством.