В министерстве науки и высшего образования РФ закончился конкурсный отбор в программу "Приоритет-2030". Цель этой программы - к 2030 году сформировать в России более 100 прогрессивных современных университетов - центров научно-технологического и социально-экономического развития страны. Среди победителей базовой части программы - Тюменский государственный университет (ТюмГУ). Кроме того, по итогам защиты вуз вошел в первую группу по треку "Территориальное и (или) отраслевое лидерство". О том, какие новые образовательные программы появятся в университете, как учебное заведение будет развиваться в ближайшие годы, в интервью "Интерфаксу" рассказал ректор ТюмГУ Иван Романчук.
- Иван Сергеевич, Тюменский госуниверситет стал участником новой программы развития вузов России "Приоритет-2030". Вам, чтобы победить в ней, пришлось существенно переформатировать вузовские цели и задачи?
- Да, но изменения начались существенно раньше. Так, за годы работы в рамках Проекта "5-100" университет проявил себя как успешный региональный вуз с большим опытом в сфере образовательных и организационных инноваций, исследовательским фокусом на проблемах биобезопасности и сельского хозяйства.
У вуза сложился образ университета, способного к взаимовыгодному, эффективному партнерству с властью, индустриями, научным сообществом, с общественными организациями. Все это легло в основу новой программы "Приоритет-2030". В наших планах - двигаться дальше, укреплять свои позиции по выбранным направлениям и проектам.
- Один из проектов "Приоритета-2030" в вашем университете получил название "Мультипарадигмальное образование". Расскажите о нем подробнее.
- Мультипарадигмальное образование - новый термин, отражающий изменения условий в современной социальной и экономической жизни. Наш университет многое делает, чтобы этот переход стал безболезненным.
Этот проект мы планируем запустить уже в будущем учебном году. Фактически - это новая модель образования, которую мы называем "2+2+2". В первые два года обучения в университете студенты учатся все вместе с возможностью окончательного выбора своего профессионального трека в конце второго курса в профессиональных школах. Сегодня наша цель - создать национальную экспериментально-образовательную сеть центров по разработке, прототипированию и апробации оригинальных образовательных моделей, технологий и дизайнерских решений. Они должны соответствовать разным социокультурным парадигмам высшего образования и готовить профессионалов, способных продуктивно действовать в условиях изменяющегося рынка труда.
- А как в ТюмГУ будет выглядеть проект смены направления обучения после первых двух лет бакалавриата? В чем его преимущества?
- Будет запущено единое образовательное пространство университета. Все студенты со следующего года смогут выбирать специализации (профилизации) не менее двух раз - на втором курсе и после окончания бакалавриата.
Основой для выбора профессионального трека станет общеуниверситетская общеобразовательная программа. Свои направления обучения студенты смогут менять с учетом собственных потребностей, а также внешних запросов или интересов, исходящих из реального рынка труда.
Планируем реализовать новые образовательные программы по естественно-научным и инженерно-технологическим направлениям подготовки, запустить сквозной проектно-технологический образовательный трек с привлечением студентов к реальным проектам. Пластичность в выборе направления специализации позволит студенту сделать выбор наиболее осознанно.
- Эти изменения потребуют существенной организационной перестройки вуза. В университете появятся новые факультеты, институты, школы?
- Жизнь вуза не статична. Изменения под потребности студентов, научных сотрудников или работодателей, конечно, будут. К примеру, что касается образования, то появятся профессиональные школы: Школа социогуманитарных наук, Антропошкола, Школа права, Инженерная школа и другие. Под задачи исследований и сквозных треков также сформируются коллективы ученых, которые объединятся в новые лаборатории.
- Шесть лет назад в университете начала работать уникальная Политехническая школа. Как она будет развиваться в рамках "Приоритета"?
- Политехническая школа, где была внедрена новая модель инженерного образования на уровне магистратуры, появилась в 2015 году в партнерстве с компанией "Газпром нефть". Совместно с "Газпром нефтью" последние несколько лет мы занимаемся развитием технологических проектов. Высоко ценим наше сотрудничество, надеемся мультиплицировать опыт школы на другие подразделения университета.
Трансформация инженерного образования - один из столпов нашей программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030". Планируем, что Политехническую школу будем развивать и дальше, вкладывать в нее вместе с партнером ресурсы. Появятся новые проекты, в частности, обучение начнется там уже с уровня бакалавриата.
- Инфраструктурно университет обеспечен переходом на новую образовательную модель - цифровые платформы, аудиторный и лабораторный фонд?
- Наш вуз всегда уделял большое внимание развитию кампусного пространства. Это важно для реализации образовательных программ и исследований. Серьезным конкурентным преимуществом университета станет новый учебно-лабораторный корпус площадью более 33 тыс. кв. метров. Здание, планируемое к вводу в эксплуатацию в 2024 году, будет самым крупным в ТюмГУ, практически равным по площади половине всех учебно-лабораторных объектов. К слову, сейчас площадь всех действующих учебных корпусов составляет почти 75,5 тыс. кв. метров.
Столь динамичное развитие кампуса – это серьезный вклад в дальнейшее развитие университета в направлении глобальной конкурентоспособности и повышения привлекательности для абитуриентов и профессоров не только из Тюменского региона, но и других регионов. Вуз будет готов к изменениям с точки зрения инфраструктуры, потому будут возможны и структурные корректировки.
Продолжается внедрение облачного платформенного решения для организации и управления образовательным процессом. Ядро платформы уже позволяет ознакомиться и выбрать курсы, сконструировать образовательные программы, спроектировать учебные планы, индивидуальное расписание и многое другое. Платформа интегрирована с ERP-системами университета, что позволяет последовательно расширять единую цифровую образовательною среду.
- Каким станет ТюмГУ в горизонте планирования к 2030 году?
- В ближайшие годы при сохранении широкой палитры научно-исследовательских направлений, свойственных классическому университету, развитие университета будет сконцентрировано на пяти приоритетных стратегических проектах.
Это такие направления, как биобезопасный мир, экосистемы будущего, природовдохновленный инжиниринг, мультипарадигмальное образование, устойчивое развитие макрорегиона.
Думаю, что к 2030 году сформируется сбалансированная дисциплинарная композиция вуза, которая позволит на равных конкурировать с ведущими российскими и зарубежными университетами. Уверен, что наша работа будет способствовать росту инвестиционной и миграционной привлекательности Тюменской области.