Год назад в Тюменском государственном университете (ТюмГУ) в результате преобразования Института математики и компьютерных наук была создана Школа компьютерных наук (ШКН). Студенты школы в процессе обучения становятся разработчиками и соавторами множества цифровых проектов. Об особенностях современного математического образования, о проектах Школы и будущих стартапах в интервью "Интерфаксу" рассказал директор ШКН и проректор ТюмГУ, доктор физико-математических наук Евгений Вдовин.
- Евгений Петрович, Школа компьютерных наук и Тюменский госуниверситет участвуют в реализации разных цифровых проектов для всей России. Какие из них вы бы особо выделили?
- Наши заказчики из совершенно разных сфер, среди них есть как представители органов власти, так и бизнеса. В последнее время растет число медицинских проектов. Пожалуй, самый масштабный из них - цифровая платформа "Телереанимация".
Система предназначена для онлайн-наблюдения за пациентами в критическом состоянии. Она позволит врачам в режиме реального времени получать данные о состоянии пациента, оперативно реагировать на угрожающие жизни ситуации, оценивать эффективность лечения и корректировать его при необходимости.
Заинтересованность в платформе выразил ряд медицинских учреждений Свердловской, Курганской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Этот проект реализуется тремя тюменскими университетами при поддержке индустриальных партнеров: компаний "Ин Нова", "Орион", "ВСС", а также АНО "Агентство инноваций". Ожидается, что цифровая платформа снизит риск летального исхода и осложнений в реанимационных отделениях на 30%.
- Придумали ли что-то для собственно студентов ТюмГУ?
- Конечно! Наши команды разработали и внедрили интеллектуальную систему "Отзывус", помогающую собирать обратную связь от студентов. Мы запустили виртуального помощника студента "Вопрошалыч", который помогает учащимся быстро найти ответы на самые распространенные вопросы об обучении в университете. Только за первый месяц работы бот ответил на более 500 запросов.
Нашей методике мы обучаем на новой магистерской программе "Архитектор математического мышления". Студенты и преподаватели включаются во все большее количество крупных исследовательских и технологических проектов ТюмГУ. Работа ведется в рамках стратегического проекта "Мультипарадигмальное образование" в соответствии с программой развития вуза "Приоритет 2030".
- Где берете свежие идеи и как шлифуете?
- Мы создали площадку под названием "Большая математическая мастерская". Там можем отрабатывать различные принципиально новые организационные модельные решения перед их внедрением в основные процессы ШКН. В "Большой математической мастерской" от участников - студентов и старшеклассников - требуется общение с заказчиками для понимания их потребностей, а также фокусировка на их проблемы. Здесь у каждой задачи есть реальный заказчик, который сам не может решить свою проблему в силу недостатка времени или гипотез.
Мы нацелены на создание и развитие цифрового продукта. Реализация каждого проекта должна в дальнейшем привести к созданию стартапа или получению грантовой поддержки, качественному выполнению работ для заказчика. Анализируя происходящее, видим, что работа над кейсами усиливает компетенции наших студентов.
- Каков подход к математическому образованию в ШКН?
- Стратегический образ Школы компьютерных наук - это компания, которая создает другие компании. То есть в идеале все выпускники ШКН умеют анализировать, понимать запросы и отвечать на них. Поэтому студенты должны уже в процессе обучения разрабатывают математические модели для конкретных цифровых сервисов, а не для абстрактных, гипотетических потребителей.
Мы запустили и дорабатываем механизм построения коммуникации в ситуации реальных вызовов от бизнеса. Решаем задачи, для которых нужно за ограниченное время пройти этап понимания, определения и практики, совершая шаг из привычной позиции эксперта в позицию исследователя и разработчика.
Наша основная задача - сделать математическое образование полезным и интересным. В итоге должны возникнуть новые нормы обучения, коммуникации и работы. Это подразумевает множество постепенных изменений в моделях образования, исследований и разработок, а также во всей организационной модели Школы. Так что трансформация математического образования - это лишь одна из задач на пути к достижению стратегического образа Школы компьютерных наук
- Евгений Петрович, а как математики относятся к ошибкам? Могут ли ошибаться студенты?
- Считаю, что, если человек не ошибается, то он ничему не учится. В образовательном процессе есть два пространства, которые сейчас объединены, а на самом деле должны быть полностью разведены: пространство обучения и пространство контроля за тем, чему научился. В пространстве обучения ошибки необходимы, за ошибки не нужно ругать - их нужно поощрять. При этом в пространстве контроля, конечно, ошибки уже неуместны. В конечном итоге только ошибки позволяют создавать что-то новое, потому что любое новое по отношению к тому, что было до него, является ошибкой.
- Участвуете ли Школа и ТюмГУ в модернизации математического образования нашей области и других регионов?
- В ТюмГУ сформировалась команда, которая разрабатывает технологии развивающего обучения, базирующегося на так называемом деятельностном подходе в образовании, и внедряет эти технологии в обучение математике и IT в образовательных программах ШКН. Данные технологии также внедряются в программы Тюменской области путем обучения и сопровождения учителей и преподавателей школ и других образовательных учреждений.
Сейчас при финансовой и организационной поддержке департамента науки и образования Тюменской области развивается проект по внедрению нашей методики в 17 общеобразовательных школах области. Число школьных учителей и преподавателей, использующих эту методику, постоянно растет.
Мы входим в состав организаторов консорциума по актуализации математического образования, реализуем программы обучения педагогов, рассказываем о наших достижениях и наработках на крупных форумах и научных конференциях, начали публиковать статьи. Наши обучающие встречи проходят не только на площадках Тюменской области, но и других регионов.