Урал / Эксклюзив 18 декабря 2013 г. 15:20

Губернатор ЯНАО Д.Кобылкин: "Нам бы очень хотелось, чтобы бизнес активнее включался в строительство соцобъектов"

Губернатор ЯНАО Д.Кобылкин: "Нам бы очень хотелось, чтобы бизнес активнее включался в строительство соцобъектов"

Ямало-Ненецкий автономный округ в уходящем году сохранил статус ключевого арктического региона. В ближайшие годы в округе будет реализован ряд масштабных проектов, позволяющих этот статус закрепить. Предполагается, что начнется строительство железнодорожной магистрали до порта Сабетта, а сам порт откроет Северный морской путь, по которому возможна круглогодичная навигация. О том, каковы перспективы развития Севморпути, почему округ не будет строить мост через Обь на собственные средства, за счет чего можно развивать авиацию, а также о перспективах выращивания картофеля на Крайнем Севере рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Урал" губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин.

- Дмитрий Николаевич, депутаты Заксобрания ЯНАО приняли бюджет на 2014 год с дефицитом 9,5 млрд рублей или 8,9% от расходов. Критичен ли такой дефицит для округа? Только ли за счет кредитов планируется его покрывать? Не рассматривает ли округ вариант выпуска облигаций?

- При осуществлении заимствований мы выбираем те инструменты, которые, на наш взгляд, наиболее эффективны, экономически целесообразны. В этом году, например, мы не производим внешних заимствований, только внутренние. При этом главным критерием для нас является экономическая безопасность объема долга для экономики региона. Текущий объем долга не критичен для регионального бюджета. Долговая нагрузка на региональный бюджет находится на экономически безопасном уровне.

С этого года мы начали применять такой инструмент господдержки как государственная гарантия. В сложившихся условиях это позволяет округу оперативно привлекать организациями, участвующими в реализации приоритетных инвестиционных проектов, заемные средства. Всего объем выданных гарантий на данный момент составляет 5,4 млрд рублей. Привлеченные средства под гарантии автономного округа направлены на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в сфере энергетики, жилищного строительства, развития транспортной инфраструктуры.

- Вы прогнозировали, что после 2016 года, когда завершится создание крупных инфраструктурных проектов, доходная часть бюджета округа значительно увеличится. Насколько существенным может стать рост доходной части?

- Конкретные цифры будут зависеть от множества факторов, на которые мы не влияем. Я имею в виду цены на газ и другие углеводороды, общий спрос на них на мировом рынке. Но при этом у нас есть полное понимание того, что с вводом в эксплуатацию ряда промышленных объектов, таких как завод по производству сжиженного природного газа "Ямал СПГ", доходы бюджета вырастут значительно. Только этот проект по объему производства в 15 млн тонн составит третью часть всего российского сжиженного природного газа. В перспективе рассматриваются и другие месторождения: помимо Тамбейской группы месторождений есть еще Русановское, Ленинградское. По объемам запасов они в перспективе способны обеспечить производство до 70 млн тонн СПГ в год. Для бюджета все это - налоговые поступления.

Помимо этого, после 2016 года мы ожидаем начала эксплуатации многопрофильного арктического порта Сабетта, других крупных инфраструктурных проектов по обустройству полуострова Ямал.

- На какие цели предполагается израсходовать средства?

- В основном это наши социальные обязательства, которые мы и в дальнейшем планируем выполнять в полном объеме, несмотря ни на что. С каждым годом, с вводом нового детского сада, школы мы увеличиваем расходы бюджета. И в дальнейшем мы ожидаем увеличения этих расходов.

Мы продолжаем обеспечивать рост благосостояния семей работников бюджетной сферы, на которых распространяется действие майских указов президента России. Отмечу, что средняя зарплата по экономике региона, на которую мы ориентируемся при индексации зарплат бюджетников, на Ямале формируется за счет предприятий топливно-энергетического комплекса. Это совсем другая планка. Но при этом мы стремимся к достижению этих показателей в реальном выражении. И пока справляемся. 

- В этом году состоялась первая коммерческая экспедиция в Китай по Северному морскому пути. Каковы ее итоги? Планируется ли в будущем проводить подобные экспедиции?

- Изначально, когда мы только задумывали такую экспедицию вместе с коллегами - губернаторами Югры и Тюмени - нашей целью было изучить этот маршрут. Российский союз промышленников и предпринимателей идею поддержал, нашлись коммерсанты, пожелавшие принять в экспедиции участие. Нам со своей стороны трудно оценивать эффект коммерческой составляющей этого предприятия. Но в целом, по отзывам бизнесменов, результатами они довольны. Нам всем, и бизнесу в том числе, важно было пройти Северным морским путем в Азиатско-Тихоокеанский регион. Посмотреть, насколько это реально и сложно в осуществлении, оценить соседние рынки в целом. С этой точки зрения я считаю экспедицию очень удачной.

По сути, мы для себя подтвердили колоссальные возможности, которые открываются для Ямала и соседних регионов России со строительством многофункционального арктического порта Сабетта и выходом на Северный морской путь. Мы уверены в том, что навигация по Севморпути может быть круглогодичной. Сегодня мы четко понимаем, что с вводом в эксплуатацию порта, завершением строительства Северного широтного хода, который обеспечит логистический морской узел железнодорожным сообщением, Северный морской путь станет для России настоящими воротами в Азию. Сейчас наша задача - обеспечить реализацию этих планов.

- Ямало-Ненецкий автономный округ в 2012-2020 годах планирует направить 10,533 млрд рублей на развитие аэропортов на территории округа. Вы упоминали, что развитие аэропортов может осуществляться с помощью механизма государственно-частного партнерства. Заинтересованы ли инвесторы в том, чтобы вкладывать средства в реконструкцию аэропортов? На ваш взгляд, удастся ли за счет развития аэропортов привлечь в регион новых авиаперевозчиков?

- Ямал, как вы знаете, имеет очень большую территорию. С учетом сложных природно-климатических условий развитие транспортного сообщения, конечно, играет для нас ключевую роль. Так, до многих населенных пунктов добраться можно только воздушным транспортом. Отсутствие дорог, большое количество рек и озер зачастую делают проезд транспорта возможным лишь в зимний период. Авиация очень важна. При этом мы стремимся развивать также авиацию в малых населенных пунктах. К примеру, сейчас строим взлетно-посадочную полосу в селе Красноселькуп.

Нам бы, конечно, хотелось, чтобы бизнес активнее включался в этот процесс развития внутреннего авиасообщения. Но, с учетом особенностей региона, многие маршруты у нас социальные, а значит, дотационные за счет бюджета. У нас сохранены льготные тарифы для населения на 40 межмуниципальных и 11 межрегиональных субсидируемых маршрутов авиационного и водного транспорта. В этих условиях развитие авиации не видится очень привлекательной сферой для бизнеса.

Что касается механизма частно-государственного партнерства, то мы пока только начинаем его применять. Первые шаги делаем в сфере строительства социальных объектов, таких как детские сады.

- Недавно был объявлен конкурс на выбор компании, которая построит пять детсадов и одно образовательное учреждение в рамках частно-государственного партнерства. Планируется ли использовать этот механизм для строительства других социальных объектов?

- Скажу так: нам бы этого очень хотелось, чтобы бизнес активнее включался в строительство социальных объектов на территории Ямала, хотя бы в форме государственно-частного партнерства. Но пока мы только в начале пути. Начали развивать такую форму сотрудничества с бизнесом со строительства детских садов. В целом такой подход себя полностью оправдывает, особенно в условиях дефицита бюджета. Хочется решить как можно больше проблем за короткое время. Планируем и дальше развивать это направление. В первую очередь будем стараться развивать частно-государственное партнерство там, где это особенно необходимо, как в случае с детсадами.

- Как известно, "Корпорация развития" намерена построить Северный широтный ход (железнодорожная магистраль Обская - Коротчаево), ключевым объектом которого должен стать мост через Обь. Но реализация проекта все еще не началась. Неясно, удастся ли получить под проект федеральное финансирование. Готов ли округ построить данный мост за собственные средства?

- Строительство моста через реку Обь - проект сложный и потому дорогостоящий. Что касается федерального финансирования, то здесь у нас есть полное понимание. Реализация проекта "Северный широтный ход" включена в Транспортную стратегию России на период до 2020 года, подготовленную министерством транспорта РФ.

Северный широтный ход важен для всей России. Если построим эту дорогу и подведем ее к морскому порту Сабетта, то он превратится из монопорта в многофункциональный узел Северного морского пути. В этом коридоре может использоваться ежедневный проход для экспорта газа Ямала, зерна Сибири, металла Урала, угля Кузбасса, нефтепродуктов Татарстана и Башкортостана. На полуостров Ямал ведь выходит еще и Северная железная дорога, идущая с запада России, через республику Коми. Очень многие регионы, не имеющие выхода к Арктике, получат устойчивый северный путь доставки.

Минувшим летом президент Владимир Путин подписал перечень поручений по этим вопросам. А уже в сентябре исполнение этих поручений рассматривалось в министерстве транспорта России. Так вот, все, что было поручено Ямалу, Ямал выполнил. Срок исполнения еще есть. Мы ждем исполнения поручений от наших партнеров.

Ключевым объектом проекта является мост через Обь. Его строительство включено в государственную программу финансирования с 2017 года. Конечно, нам бы очень хотелось начать строительство как можно раньше, пока идет активное освоение севера полуострова. Есть идея привлечь к строительству моста бизнес, крупные финансовые группы. Это может быть интересно для частных компаний, поскольку с экономической точки зрения может уже скоро окупиться именно за счет грузооборота. Для региона это реальная возможность начать строительство моста раньше 2017 года. Пока есть заинтересованность всех участников переговоров. Есть банки, которые хотят вкладывать деньги в этот проект, есть компании, которые готовы работать над ним.

Наверное, можно было бы попробовать построить мост силами нашего бюджета. Но как губернатор я не могу пойти на то, чтобы ради этого остановить решение целого ряда других важных для округа вопросов: строительство жилья, детских садов, спортзалов и других социальных объектов.

- Правительство ЯНАО планирует разработать концепцию новой программы региона по возрождению овощеводства. В округе планируется выращивать не только картофель, но и огурцы с помидорами, в том числе способом аэропоники, то есть в воздушной среде без использования почвы. Действительно ли выращивать овощи на Крайнем Севере выгоднее, чем завозить их из других регионов? Сможет ли округ в перспективе полностью обеспечить себя овощами?

- Да, возможно, развитие агропромышленного комплекса на Ямале, в сложных климатических условиях, у кого-то за пределами округа вызывает улыбки. Но для нас это крайне важное направление по целому ряду причин. Важно понимать, что за счет развития АПК мы не только обеспечиваем собственную продовольственную безопасность. Ведь завезти продукты в отдаленные населенные пункты на севере полуострова, особенно зимой, крайне непростая задача. Мы еще и тем самым обеспечиваем занятость людей на тех территориях, где нет таких полезных ископаемых как нефть и газ, но при этом для нас крайне важно сохранить эти населенные пункты. Одним из решений этой задачи остается развитие АПК. Причем чем больше мы начинаем заниматься этим направлением, тем больше открывается перспектив.

Мы поддерживаем АПК по 14 направлениям. В прошлом году впервые выделили субсидии на развитие новой отрасли - картофелеводства и овощеводства. Благодаря такой поддержке в этом году собрали свыше 1,5 тыс. тонн картофеля (в прошлом году - около 1 тыс. тонн). Но это только 1,5% от потребности в картофеле в округе. Задача - к 2017 году дойти до 98%, вырастить урожай в 39 тыс. тонн картофеля. Ресурсы для этого у нас есть. В 2014-м в тестовом режиме будем поддерживать фермеров, желающих заняться картофелеводством.

Всего же в этом году на развитие агропромышленного комплекса мы направили почти 5 млрд рублей. За последние пять лет объем валового производства сельхозпродукции вырос более чем наполовину и составил почти 2 млрд рублей. Конечно, всеми видами овощей мы себя вряд ли сможем обеспечить, но стремиться к этому нужно.

- В последнее время ЯНАО усилил борьбу с браконьерством и даже учредил медаль "За борьбу с браконьерством". Есть ли уже награжденные? Также округ начал создавать сеть мобильных кордонов для борьбы с браконьерами. Удастся ли с помощью этих мер перекрыть основные пути к браконьерской добыче ценных пород рыбы?

- Успехи в борьбе с браконьерами можно оценивать по-разному. Очевидно, что пока проблема не решена. Постоянно идет изъятие браконьерских сетей. Пик пришелся на прошлый год, в этом году продолжаем эту работу. Однако привлекать к ответственности самих браконьеров удается не так часто. На то немало причин. К примеру, мы постоянно проверяем фактории, где традиционно промышляют браконьеры. Но бывали случаи, когда надзорные органы не успевали выехать на проверку, а браконьеров уже кто-то предупредил. В результате изымаем и уничтожаем только снасти.

Сейчас мы закупили и начали использовать беспилотные летательные аппараты с приборами ночного видения. Рассчитываем, что это позволит нам не только оперативно выявлять случаи незаконного лова, но и собирать необходимую доказательную базу. Мы рассчитываем, что все эти меры в совокупности помогут нам справиться с проблемой.

- Недавно вы предложили на год запретить вылов муксуна, а рыбакам выплачивать компенсации за это. Когда предполагается ввести в действие запрет? Хватит ли года на восстановление популяции этой ценной породы рыбы?

- Не вдаваясь в обсуждение причин, скажу, что в последние годы мы фиксируем снижение популяции муксуна. При этом для меня совершенно очевидно, что мы вылавливаем слишком много муксуна и этот объем постоянно растет. Решили дать ему отдохнуть. В связи с этим на следующий год запретили вылов этой ценной породы рыбы. Разрешение будет только у коренных малочисленных народов севера, традиционно занимающихся этим промыслом.

Достаточно ли будет года - посмотрим. Но не предпринять попытки повлиять на ситуацию мы не можем. Я уже как-то сказал на днях, что будет стыдно, если придется покупать и завозить муксуна из Канады или Китая.

- В ноябре два города Ямало-Ненецкого автономного округа (Салехард и Новый Уренгой) приняли эстафету олимпийского огня. Сколько спортсменов от округа выступит на Олимпиаде в Сочи? Планирует ли округ выплачивать вознаграждения призерам?

- Сейчас, насколько мне известно, формируются окончательные списки спортсменов, которые в результате и будут выступать в составе сборной. Мы представили от Ямала достаточно обширный список. Надеемся увидеть их на олимпийских трассах.

Что касается вознаграждений, то этот вопрос мы пока не рассматривали. Хотя, безусловно, победители и призеры должны быть достойно отмечены, будь то со стороны российского правительства или Ямала. Хотя лично я больше сторонник поддержки спорта и спортсменов на этапе подготовки. Когда спортсмен чувствует себя комфортно в повседневной жизни, во время тренировочного процесса, когда решены основные бытовые проблемы, вопросы экипировки и многое другое, то и мысли направлены на результат. Важно, чтобы спортсмен на соревнованиях, особенно такого уровня, не гнался за каким-то призом или премиальными, ведь выступать на Олимпийских играх, представлять свою страну, это уже большая честь для спортсмена. Но при всем при этом, конечно, заслуги и достижения победителей должны быть отмечены, в том числе и материально.

- Дмитрий Николаевич, на ваш взгляд, какие события уходящего года являются самыми важными для округа?

- Для меня очень важно, что Ямалу удалось сохранить за собой статус ключевого арктического региона. На территории автономного округа прошел ряд важных мероприятий, в том числе международный арктический форум под председательством президента России Владимира Путина и участием глав других государств циркумполярного мира. Нам удалось наладить диалог с нашими западными коллегами по целому ряду вопросов, главным из которых стала, конечно, экология и экологическая безопасность. Мы еще раз заявили миру о том, что в Арктике мы всерьез и надолго. Здесь мы продолжаем реализацию крупных проектов, связанных с освоением шельфов, выходом в Северный ледовитый океан, развитием Северного морского пути.

Из других достижений я бы, конечно, отметил стабильность, которую нам удалось сохранить в регионе. Считаю важным, что, не смотря ни на что, нам удалось сохранить в бюджете на следующий год все социальные обязательства перед ямальцами. Меры социальной поддержки, в том числе региональный материнский капитал, привлечение профессиональных кадров в село, помощь молодой семье, коренным малочисленным народам и другие - все остались без изменений.

Еще одним из достижений округа я бы назвал повышение благосостояния ямальцев. Большая работа нами проведена по доведению средней зарплаты работников бюджетной сферы до уровня средней по экономике. Для педагогических работников школ эта задача уже выполнена. Впереди еще немало работы: продолжим увеличивать доходы врачей, социальных работников, научных сотрудников, работников учреждений культуры.

Мы продолжаем политику сдерживания тарифов для населения на коммунальные услуги, которую мы начали три года назад. Сохранили весь перечень льготных тарифов на транспорте.

Отдельно я бы отметил первые результаты действия программы переселения пенсионеров и ветеранов на юг Тюменской области. Земляки, с которыми я встречался в Тюмени, очень довольны. 

Хороших результатов, я считаю, нам удалось добиться в рамках Года народосбережения. Нашей главной задачей было обратить внимание людей на собственное здоровье. Жители, общественные организации, политические партии активно включились в эту работу. В округе запущены демографические, социальные и семейные программы. Рождаемость на Ямале превышает смертность в три раза.