Ямало-Ненецкий автономный округ, где добывается более 85% российского газа, реализует ряд крупнейших инфраструктурных проектов. За счет чего преобразятся арктические аэропорты, как развивается водный транспорт и каковы перспективы реализации проекта Северного широтного хода рассказал в интервью "Интерфаксу" губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).
— Дмитрий Андреевич, подписаны ли на ПМЭФе важные для региона соглашения?
— Да, на площадках форума прошло подписание ряда соглашений о сотрудничестве с нашими традиционными деловыми партнерами — с "НОВАТЭКом", "СИБУРом" и ВТБ. С каждой крупной компанией, работающей в регионе, у нас сложились хорошие, правильные отношения. Если говорить о предприятиях топливно-энергетического комплекса, то они не только ведут промышленную деятельность в округе, но и ответственно, с заботой относятся к территории присутствия. Совместно реализуем социально-значимые проекты: это и строительство соцобъектов, жилья, развитие спортивной инфраструктуры, поддержка коренных малочисленных народов, талантливых школьников и педагогов, культурные и экологические мероприятия.
С компаниями банковского сектора работаем над расширением линейки инструментов поддержки и развития малого и среднего бизнеса в регионе, внедрением современных решений в банковской сфере Ямала, над тем, чтобы жителям округа были доступны разные кредитные предложения.
— Прошлый год ЯНАО завершил с бюджетным профицитом, несмотря на прогнозируемый дефицит. Какие прогнозы на текущий год, учитывая нынешнюю ситуацию?
— Прогноз оптимистичный. За неполные шесть месяцев в бюджет Ямала поступило более 60% доходов от годового плана. По этому показателю мы на 5% превысили показатели аналогичного периода прошлого года.
Основными налогоплательщиками остаются предприятия ТЭКа — это "Газпром", "НОВАТЭК", "Газпром нефть", "Роснефть" и их дочерние организации. На их долю приходится более 70% доходов, поступающих в бюджет.
При сохранении текущей экономической ситуации исполнение окружного и консолидированного бюджетов по итогам года должно сложиться на уровне утвержденных годовых значений. Все социальные обязательства перед жителями сохранятся в полном объеме. В целом доля социально-значимых расходов в бюджете округа превышает 80%. В последующие годы тенденция сохранится.
— В конце прошлого года на Ямале произошло большое событие: открылся новый терминал аэропорта Нового Уренгоя, построенный "Аэропортами регионов" по концессионному соглашению. Вы говорили, что реконструкция аэропорта Салехарда может быть осуществлена по такому же сценарию. Как продвигаются поиски потенциального инвестора? Есть ли у бизнеса интерес к этому объекту, а также к другим аэропортам региона— Надыма и Ноябрьска?
— Вчера был официально объявлен конкурс по реконструкции аэропорта Салехарда, тоже по концессии. Мы этот механизм успешно отработали, были первыми в стране. Концессия позволяет грамотно реализовывать такие инфраструктурные публичные проекты, поэтому ее применим и для салехардского аэропорта. Планируемый объем инвестиций сопоставим с вложениями в аэропорт Нового Уренгоя. Интерес со стороны бизнеса есть, и мы рассчитываем увидеть на конкурсе интересные предложения от участников.
Что касается нашего регионального аэропорта города Надыма, то там в этом году начали реконструкцию. Торопились, ведь в апреле было 85 лет со дня рождения Виктора Черномырдина (надымскому аэропорту в конце марта было присвоено имя Черномырдина — ИФ). Поэтому, поняв, что эта дата приближается, оперативно сработали, и уже сегодня комфорт для пассажиров значительно повысился. А в дальнейшем, благодаря реконструкции привокзальной площади и еще некоторым запланированным изменениям, аэропорт преобразится.
Если говорить о Ноябрьске, то аэропорт в этом городе частный. Мы продолжаем вести переговоры с собственником о дальнейшем развитии авиаузла.
— Как чувствует себя основной ямальский авиаперевозчик — АТК "Ямал" в нынешних условиях? Хватает ли существующего авиапарка для выполнения задач? Планируется ли приобретение, когда начнутся их поставки, МС-21? Планируется ли выводить из авиапарка зарубежные самолеты?
— Авиакомпания устойчива, выполняет все социально-значимые перевозки. Были оперативно перестроены логистические цепочки, летная годность самолетного парка обеспечивается на должном уровне, в строгом соответствии с действующим законодательством.
Из-за закрытия южных аэропортов создаем другие предложения для пассажиров. Так, появились новые направления из наших городов — в Минводы, Казань и Горно-Алтайск. Они востребованы, заполняемость кресел очень высокая.
Что касается флота, то, в зависимости от ситуации, будем что-то наращивать, что-то выводить из эксплуатации, замещая другими самолетами. Мы внимательно смотрим на проект МС-21, нам он интересен, потому что в перспективе как раз-таки заменит среднемагистральные Airbus. Как известно, первый большой заказ на МС-21 сделан другими авиаперевозчиками, и они, я так понимаю, выбрали основную часть производственных возможностей. Но мы готовы чуть позже включиться в этот процесс. Нам это, в целом, интересно.
Для северян авиация — особая тема, потому что в нашем регионе большие расстояния, плюс у людей, как правило, много связей семейных, деловых с разными уголками страны. Северяне должны летать! Пока авиакомпания закрывает все потребности.
— На Ямале развит не только воздушный, но и водный транспорт. Какая работа проводится округом для развития этого направления?
— Начало речной навигации на Ямале — всегда долгожданное событие для северян. Водные артерии были и остаются самым востребованным, бюджетным путем для жителей отдаленных территорий. Округ ежегодно субсидирует пассажирские перевозки по девяти межмуниципальным и одному межрегиональному маршруту. Отталкиваемся от пожеланий ямальцев и, при необходимости, вводим дополнительные рейсы. В этом сезоне по просьбе жителей поселков на период отпусков утвердили 15 дополнительных рейсов по маршруту Салехард-Аксарка-Салемал-Панаевск-Яр-Сале.
Регулярно обновляем парк судов — за четыре года закупили восемь новых. Также обновляем инфраструктуру: приобрели три пешеходных понтона, которые используются в качестве причалов, ждем поставку еще трех в Шурышкарский район.
— В конце прошлого года стало известно, что реализация проекта по строительству Северного широтного хода приостановлена в пользу развития восточного направления. Однако работа не останавливалась и, например, этой весной "Газпром" начал реконструкцию своего участка этой магистрали (ж/д линия "Надым-Пристань — Пангоды"). На ваш взгляд, каковы перспективы строительства остальной части СШХ? Не готов ли регион самостоятельно начать строить автомобильную часть моста через Обь?
— Мы знаем позицию главы государства, он ее обозначил на последнем профильном арктическом совещании в прошлом году: этот проект нужен для стратегического развития Арктики. Объективно надо найти момент, чтобы его реализовать, когда у страны будут такие возможности.
Проект сложносоставной, дорогой и с каждым годом дорожает. Но, что важно отметить, один из его участков, между Пангодами и Надымом, в 120 км, относящийся к зоне ответственности "Газпрома", сегодня фактически уже начали реконструировать. "Газпром" выделил финансирование, подрядчик вышел на объект. То есть с определенной точки зрения проект фактически уже реализуется. Говорить, что он на стопе, что ничего не делается, не верно. По другим участкам решение впереди.
— Ямало-Ненецкий автономный округ активно восстанавливает социальные объекты в Волновахе. С какими сложностями пришлось вам столкнуться во время этой работы? Есть ли трудности с доставкой стройматериалов, наличием желающих работать в этом регионе? Сколько еще объектов планирует восстановить ЯНАО?
— Волновахский район находится в непосредственной близости от линии боевого соприкосновения, там постоянные "прилеты", люди гибнут, получают ранения. Поэтому работа по восстановлению очень непростая, при этом— высокорезультативная. Мы за очень короткий срок, и года не прошло, как начали выполнять эту задачу, сделали очень многое. Буквально недавно лично убедился в этом, посетив данную территорию. Восстановлены десятки образовательных учреждений, медицинский городок и другие объекты. Все это значительно меняет тяжелый послевоенный облик Волновахи.
Есть еще ряд новых объектов, которые будем восстанавливать, в том числе спортивный комплекс, дворец молодежи. Но, самое главное — это жилье. Пострадало очень много жилых домов. Сейчас у нас в работе восстановление порядка 120 тыс. кв.м жилья для 1,5 тыс. семей. Это большой объем в любом месте, а там — особенно.
Помимо строительства и восстановления, важна дальнейшая эксплуатация объектов, нормальная мирная жизнь. Здесь мы тоже видим нашу миссию— продолжать быть рядом. Я всегда говорю: Волновахский район — наш 14-ый муниципалитет. Мы к нему относимся именно так. Каждое учреждение Волновахи закреплено за нашим учреждением, чтобы был обмен кадрами и практикой: мы к ним, они к нам. Так что будем помогать интеграции района.
— А как обстоят дела с ликвидацией ветхого и аварийного жилья в ЯНАО? Вы ставили задачу до 2025 года расселить 1 млн кв.м жилья, половина уже расселена. Не корректировались ли эти планы в связи с ситуацией в стране? Сколько тысяч кв.м жилья планируется ввести в этом году?
— Комфортная жизнь на Севере — это, прежде всего, уютные и теплые дома. Всех намеченных планов придерживаемся. Темпы жилищного строительства наращиваем ежегодно. Сейчас возводим 220 многоквартирных домов площадью более 700 тыс. кв.м. Строим не просто здания, а микрорайоны со всей необходимой инфраструктурой.
Всего для того, чтобы расселить 1 млн кв.м жилья, мы должны построить более 1,2 млн кв.м, потому что всегда идет небольшой прирост. На Ямале после первой волны освоения Севера осталось много деревянных многоквартирных домов. В результате в крупных городах, где сосредоточено 90% нашего населения, их не будет.
— На Ямале действует несколько десятков мер поддержки для семей участников СВО. Назначен представитель по делам СВО. Достаточно ли этих мер? Все ли вопросы удается решать?
— Мы всегда на связи с ямальскими бойцами и их родственниками. Много вопросов и предложений поступают в аккаунты соцсетей. Поэтому основная часть мер, которые мы вводим, принята по просьбам жителей.
Сегодня на Ямале действуют уже около 50 мер поддержки. Они охватывают различные сферы: соцзащиту, здравоохранение, культуру, спорт, образование, детский отдых. В ближайшее время появятся новые направления помощи: будем возмещать стоимость билетов детям наших бойцов, которые отправляются на каникулы. Открыли региональный филиал фонда "Защитники Отечества". Видим, что организация востребована. За первые две недели к специалистам уже обратились 55 человек.
— Не так давно вы поручили региональному департаменту образования внедрить в учебные планы школ дополнительные курсы по истории и культуре стран Востока. Будут ли они входить в обязательную программу? Планируется ли разрабатывать отдельный учебник? Когда начнется обучение по этим курсам?
— Комплексная программа по изучению культуры, истории и языков стран Востока будет реализована в округе со следующего учебного года. Школы получат возможность обучать педагогов преподаванию внеурочных курсов по этому направлению.
Базой для подготовки ямальских педагогов станут такие научные центры как Восточный факультет СПбГУ, МГИМО, Институт стран Азии и Африки МГУ. Планируются онлайн-курсы для наших ребят от педагогов этих научных центров. Будут приглашены ведущие востоковеды России с лекциями и мастер-классами для всех желающих.
Курсы по истории и культуре Востока — это не обязанность, а новая возможность для наших ребят. Важный элемент программы: выезды школьников в страны Азии для изучения культуры и языков. Уже этим летом 22 ямальских школьника побывают в Китае, где будут практиковаться в разговорном китайском. Первая группа прямо сейчас изучает китайский язык в Чанчуньском университете.