Минувший, 2014 год, сложился достаточно успешно для "Уральских авиалиний", авиакомпания преодолела долгожданную планку в 5 млн перевезенных пассажиров, и даже напряженный конец года не помешал авиаперевозчику завершить год с прибылью. В компании признают, что текущий год будет сложным и для "Уральских авиалиний". В интервью агентству "Интерфакс-Урал" генеральный директор "Уральских авиалиний" Сергей Скуратов рассказал, как его авиакомпания планирует работать в условиях "дорогих" кредитов и больших расходов, среди которых и валютные лизинговые платежи.
- Сергей Николаевич, могли бы Вы охарактеризовать прошедший год, каким он выдался для вашей авиакомпании?
- Мы отработали минувший год неплохо. Освоили дополнительно пять самолетов. На конец года у нас было 34 самолета. По пассажирам у нас прирост - плюс 17% - это один из лучших показателей в целом по гражданской авиации. Год закончили с прибылью. Сейчас трудно сказать какая, идут окончательные подсчеты. Конец года выдался крайне тяжелым, связано это, прежде всего, с девальвацией рубля. Возникли проблемы с кредитованием, поскольку в зимний период компания всегда перекредитовывалась, а летом - возвращала ресурсы.
- Какие задачи у "Уральских авиалиний" на текущий год?
- Вошли в 2015 год. Текущий год будет крайне непростой: по нашим оценкам падение числа перевезенных пассажиров в целом по гражданской авиации составит не менее 10%. Прежде всего, это падение на международных рейсах: количество чартерных пассажиров и количество пассажиров на регулярных рейсах снизилось. Причины тоже общеизвестны - доллар и евро очень дорогие. Поэтому население, скорее всего, будет путешествовать по нашей стране: южные направления Крым, Сочи, Анапа и весь Краснодарский край. Ожидаем большой поток на Дальний Восток, особенно во второй половине лета, когда пойдет нерест рыбы. Желающих посмотреть на это будет очень много. Это подтвердилось и в 2014 году.
В целом в 2015 году планируем удержать достигнутую в 2014 году планку по пассажирообороту и перевезем более 5 млн пассажиров.
- На фоне осложнения экономической ситуации в целом, роста курса валют какие планы по расширению авиапарка? Ранее Вы говорили об увеличении до 39 самолетов.
- В этом году мы возвращаем два самолета, которые отработали в авиакомпании определенное количество лет. Один самолет сейчас получаем, уже идет приемка воздушного судна в Европе, это A319. Еще два в стадии проработки. Таким образом, на конец 2015 года флот авиакомпании составит 34 или 36 воздушных судов.
- Как оцениваете сегодня кредитную нагрузку на предприятие?
- У нас небольшая задолженность в сравнении с другими авиакомпаниями - около 4 млрд рублей. Но, все равно трудно. Кредиты со ставкой 25% не позволяют развивать авиацию. Это приводит к стагнации в отрасли.
Приятно было слышать, что Центробанк принял решение понизить ключевую ставку на 2 п.п. Наверное, будут и дальнейшие шаги в этом направлении. Мы сейчас минимизировали новые кредиты. Стараемся обходиться без них. Будем ждать лучших времен, уверены - все будет хорошо.
- Есть ли у авиакомпании валютные кредиты "на руках"?
- Нет, у нас только рублевые кредиты. У авиакомпании очень добрые взаимоотношения со Сбербанком. Владимир Алексеевич Черкашин (председатель Уральского банка Сбербанка - ИФ) всегда внимательно относится к нашей авиации, в меру сил и возможности помогает. Также налажена работа с другими крупными банками, например, ВТБ.
- Не планирует ли авиакомпания привлекать средства другим путем, например, за счет размещения допэмиссии или выпуска облигаций?
- Нет, не планируем. Да и сейчас, пожалуй, не то время. Думаю, что только на большом подъеме экономики можно этим заниматься.
- Авиакомпания берет воздушные суда в лизинг у российской или зарубежной компании? Расчеты идут в рублях или иностранной валюте?
- "Уральские авиалинии" берут воздушные суда только у самых крупных в мире иностранных лизинговых компаний, оплата, конечно, в долларах. В связи с этим увеличилась нагрузка на компанию, потому что часть долларов покупается на рубли в России, а больше половины долларов у нас поступает от продажи билетов в страны СНГ и дальнее зарубежье. Поэтому где-то 50% выручки авиакомпании либо в рублях номинированных в доллары, либо в долларах. Такой симбиоз построенного бизнеса позволяет достаточно свободно существовать и при этом курсе рубля. Лизинговые платежи у нас составляют $12 млн в месяц.
- Есть ли возможность договориться с лизингодателем о снижении стоимости аренды?
- Нет, тут бессмысленно вести переговоры. Мы подписали все договоры, и не можем уходить в сторону снижения цены. Просто могут быть корректировки в системе оплаты: зимой - поменьше, летом - побольше. Вот в этом моменте у нас есть договоренности с некоторыми лизинговыми компаниями. Они видят в нас надежных партнеров, поэтому идут на встречу.
- Что касается авиатоплива, насколько в 2014 году увеличились расходы на него по сравнению с 2013 годом, что стало причиной? Какой рост по данной статье расходов заложен на 2015 год?
- С авиатопливом сложилась несколько странная ситуация. Мы же заправляемся не только в России, но много и за рубежом. Сейчас стоимость заправки в европейском аэропорту выводится по формуле, в которой главный элемент цена нефти на бирже. Естественно, благодаря этой формуле понизилась цена топлива за рубежом. В России этого, к сожалению, до конца января не было. Топливо даже немного выросло, несмотря на то, что нефть обвалилась до $50, но в конце января крупные ТЗК начали снижать цены. Надеюсь, что стоит ждать такого же понижения цены от "Роснефти" в Кольцово. Это все-таки поможет нам пережить этот трудный период.
- В общем объеме затрат, расходы на топливо сколько составляют?
- На долю топлива приходится около 30%.
- А как все выше сказанное отразится на стоимости билетов? Каковы планы авиакомпании в этом направлении?
- Стоимость билетов на некоторых направлениях номинирована в долларах, просто люди платят в рублях, и поэтому, конечно, тарифы в рублях выросли. Это естественно. Как я уже подчеркнул, мы платим большую сумму за лизинг самолетов именно в валюте, и другого пути здесь нет. Кроме того, аэропорты поднимают цены на обслуживание. На 2015 год стоит готовиться к росту цен на билеты в 10-15%. На мой взгляд, это разумный рост, учитывая, что рубль обесценился в два раза, то такой подъем цен с нашей стороны будет этичным.
- Ряд авиакомпаний уже заявили о приостановке регулярных рейсов в связи с низкой загрузкой и реализацией программ снижения издержек. Не планируете ли вы пересматривать маршрутную сеть?
- Корректировка маршрутной сети началась еще в прошлом году: меньше стало чартеров в Египет, в Анталию, уменьшилось количество пассажиров в Чехию, немного меньше в Германию стали летать. Главная потеря это, конечно, частотность рейсов и чартеры. В нашем авиапарке только самолеты Airbus семейства А320. Это узкофезюляжные самолеты с пассажирской вместимостью от 134 до 220 кресел, их можно легко из одного вектора полетов перенести в другой вектор. Когда сократилась чартерная программа и полеты по регулярным рейсам в дальнее зарубежье, мы поставили эти самолеты внутри страны. И 2015 год будем делать тоже самое. Сегодня мы сформировали все заявки на полеты, включая дальнее зарубежье, но всегда готовы в случае изменения на рынке переставить самолеты на внутрироссийский рынок.
Прирост полетов по России в 2014 году к 2013 году составил 50%. Сейчас формируется летнее расписание, есть много заявок от чартерозаказчиков на зарубежные рейсы, но спрогнозировать состоятся ли они проблематично. По нашим оценкам основной прирост в 2015 году, как и в 2014, будет за счет внутренних направлений. Конечно, будут и чартеры, и Египет, и Анталию, и Германию, и Чехию, но с меньшей частотностью. Развитие получит китайское направление. "Уральские авиалинии" уже выполняют рейсы в Китай из четырех городов страны. Основной объем, конечно, это из Екатеринбурга и на Пекин, и на Харбин. Мы ожидаем большие перевозки с Китаем в связи с "Иннопромом", поскольку на ней будет отдельный большой павильон КНР. Думаю, что будет много пассажиров.
- В минувшем году Украина выставила штрафы российским авиакомпаниям за использование своего воздушного пространства, в том числе, "Уральским авиалиниям"? Как обстоит ситуация сегодня?
- Совершенно странная претензия российским авиакомпаниям за полеты в Крым, что мы летаем над территорией Украины. Мы летаем через Ростов и не залетаем на Украину вообще. Особенно после той катастрофы малазийского Boeing. Все рейсы идут в облет. Мы считаем, что мы летаем в Россию, Крым - это Россия, и не понимаем, какие к нам претензии.
- То есть выплачивать этот штраф не планируете?
- Мы не собираемся его выплачивать. Сейчас этим вопросом занимается Росавиация, это не наш уровень.
- Какие на Ваш взгляд меры могут быть приняты на федеральном, а может быть областном уровне для поддержки российской авиации в целом и вашей авиакомпании в частности?
- Федеральные власти пытаются предпринять какие-то шаги по активным просьбам Министерства транспорта РФ и Ассоциации авиакомпаний России. В частности, предполагается понизить НДС для внутрероссийских авиаперевозок с 18% до 10%. То есть налоговая льгота для нас составит 8%. Ведутся разговоры, но пока не вижу результата по решению вопроса по частичному финансированию ставки кредитования. Как это будет сделано, пока трудно сказать.
Сохранились традиционные льготы для пассажиров на полеты с Дальнего Востока в центр страны. Наверное, сохранятся льготы по полетам в Крым, по крайней мере, это поможет сделать билеты более разумными по цене.
Федеральные власти внимательно к нам относятся и пытаются нам помочь. Все понимают, что без авиации в нашей большой стране не обойтись. Поддерживать авиацию как-то надо, лучше, если это будет поддержка для всех авиакомпаний, а не выборочно.
Региональные власти тоже внимательно отслеживают деятельность авиакомпании. Губернатор Свердловской области активно нам помогал в окончании строительства и запуска технического центра обслуживания западных самолетов. Я ему очень благодарен. Правительство Свердловской области частично льготирует налогообложение авиакомпании по главным проектам.