Урал / Эксклюзив 4 декабря 2024 г. 16:09

Гендиректор "Синара - ГМ" Сергей Шунин:

"Мы приступили к созданию завода по производству трамваев в Екатеринбурге"

Компания "Синара - Городские Машины", входящая в Группу Синара, начала на своей челябинской площадке производство колесного городского общественного транспорта собственной конструкторской разработки в прошлом году. И уже сейчас готовится к выходу на рынок городского рельсового транспорта, где планирует занять свою нишу. Портфель заказов компании также включает электробусы, а в перспективе предприятие хочет наладить выпуск водоробусов. Какие факторы тормозят массовое развитие общественного транспорта в РФ, почему это направление станет перспективным для компании и когда по регионам поедут первые трамваи марки "Синара", рассказал в интервью "Интерфаксу" генеральный директор "Синара - ГМ" Сергей Шунин.

© пресс-служба холдинга СТМ

- "Синара - Городские Машины" с прошлого года производит троллейбусы в Челябинске и в рамках концессии между компанией "Синара-ГТР Челябинск" и правительством Челябинской области выполняет крупный заказ на поставку этому городу 168 машин. Сколько уже низкопольных троллейбусов получил Челябинск, когда планируются очередные поставки и их полное завершение?

- График поставки машин синхронизирован с графиком ввода в эксплуатацию троллейбусной инфраструктуры. На текущий момент мы передали большую часть транспорта, оставшаяся партия будет передана в ближайшее время. Мы не видим существенных проблем, которые помешали бы нам оперативно изготовить и поставить технику в согласованный с заказчиком срок.

- Это должно произойти до конца года?

- В контракте прописаны определенные условия, есть взаимосвязь между передачей транспорта и готовностью инфраструктуры - реконструкцией троллейбусных депо, капитальным ремонтом, модернизацией и строительством подстанций. Поэтому данный проект надо рассматривать комплексно.

Я здесь могу отвечать именно как производитель. У нас со своей стороны проблем точно не будет: завод готов, мощности сформированы, производственные процессы налажены, продукция поступает и изготавливается в точном соответствии с графиком.

- Пока поставки троллейбусов, помимо Челябинска, осуществлялись в Миасс, Ярославль, Калининград, первую партию машин получил Екатеринбург. "Синара" сообщала, что в текущее время прорабатываются возможности поставок троллейбусов и в другие крупные города России. Есть ли уже от них заказы на поставку? Если да, то с кем ведутся переговоры, в каком количестве? Рассматривается ли еще с какими-либо региональными властями заключение новых концессий?

- Да, конечно. Переговоры и коммуникации с различными регионами - это постоянный процесс. У нас на сегодняшний день нашим партнером, Торговым домом СТМ, подписан контракт с Калининградом на поставку 13 машин, первые из которых уже поступили в город.

Также у нас заключен контракт с Санкт-Петербургом на поставку 20 единиц техники плюс на большой набор запасных частей дополнительного оборудования. Этот контракт находится в стадии реализации.

Буквально на прошлой неделе наши троллейбусы поступили в Екатеринбург, конкурс на поставку мы выиграли осенью этого года (наш представитель - Торговый дом СТМ и мы, "Синара - Городские машины" как производитель). Объем поставки - 50 машин.

- Концессионные соглашения на поставку заключены пока только с Челябинском?

- По троллейбусам - да. А по трамваям у Группы Синара есть действующая концессии в Таганроге, Краснодаре и Ростове-на-Дону.

- Концессия - это достаточно молодой механизм в сфере транспорта. Есть ли какая-то разница для вас как для производителя в изготовлении транспорта по концессионным соглашениям или по конкурсному отбору?

- С точки зрения производственных процессов разницы нет. Мы одинаково ответственно подходим к производству машины для любого контракта. Каждая машина, которую выпускает завод, отвечает всем требованиям безопасности, она сертифицирована и выходит с конвейера в четком соответствии с технической документацией.

Другое дело, что каждый город, размещая заказ на производство машин, выдвигает свои особые требования. Например, машина, которая поставляется в Миасс, отличается от той, которая поставляется в Челябинск, хотя это один регион. Различия могут быть в системе оплаты проезда, цвете кузова, компоновочных решениях, требованиях по запасу энергии хода, по мощности кондиционирования, по различным дополнительным устройствам в салоне. Например, Санкт-Петербург заказывает машины с электрическим приводом управления дверьми, что отличается от стандартного исполнения.

- В связи с появлением новых крупных контрактов есть ли необходимость увеличивать существующие мощности или, возможно, речь даже идет и о строительстве новых заводов?

- Производственную мощность Челябинского завода городского электрического транспорта (ЧЗГЭТ) я оцениваю 500 машин в год, в этом году произведем порядка 170 машин, а в следующем году планируем около 300. Мы поступательно с 2023 года, когда была запущена новая площадка в Челябинске, загружаем производство и сейчас находимся в активной фазе продвижения продукции на рынок. А это значит - идем в переговоры со всеми крупнейшими городами РФ, участвуем в выставках, форумах, конференциях. Знаем, что если в какой-то момент появится потребность увеличить производство, то наши мощности позволят это сделать. За полтора года работы предприятия отлажены и стабилизированы производственные процессы, сформирован коллектив, существенно расширена география поставок и идет системное развитие продуктовой линейки.

- Кроме троллейбусов "Синара - Городские Машины" участвует в создании трамвая собственного производства. На каком этапе находится этот проект?

- "Синара" сегодня разрабатывает трамвай собственной конструкции. В наших планах подготовить и направить на испытания и сертификацию новый трамвай собственной оригинальной конструкции в начале следующего года и приступить к его серийному производству в 2026 году. Для этого в 2025 году будем набирать персонал, проводить обучение и отработку основных технологических процессов: сборочные операции, наладка, испытания и ряд других переделов. Кстати, кабину будущего трамвая мы уже демонстрировали в этом году на выставках в Екатеринбурге "Иннопром" и "Дорога".

- Раньше анонсировались сроки начать производство в 2025 году. Они немного сдвинулись?

- Как я уже отметил, в рамках проекта планируем собрать первый опытный образец трамвая "Синара" в 2025 году и отправить его на испытания. Параллельно будем вести работу по организации российского производства и уже в 2026 году сможем выйти в серию на собственной производственной площадке в Екатеринбурге.

- Есть ли уже понимание, в какие города поедут первые трамваи?

- Первые 20 трамваев поедут в Ростов. Это будут машины, адаптированные к железнодорожной колее шириной 1435 мм. Как раз первый концессионный вагон разрабатываем по требованиям Ростова. Затем у нас заключен контракт и есть обязательство поставить 10 трехсекционных вагонов в Краснодар. Также в перспективе ведутся переговоры с целым рядом регионов, которые я пока не хотел бы упоминать.

- Почему компании "Синара -Городские Машины" стало интересно это направление, ведь в России уже есть проверенные временем производители трамваев: Усть-Катавский вагоностроительный завод, Трансмашхолдинг и другие компании? Как в этой конкурентной борьбе будете чувствовать себя, на ваш взгляд?

- Мне кажется, мы будем чувствовать себя неплохо. Мы сторонники того, чтобы на рынке была здоровая конкуренция, она заставляет участников предлагать инновационные решения и не дает производителям застаиваться на месте.

Анализируя состояние парков трамваев и колесного транспорта в городах, мы понимаем, что он нуждается в обновлении. Например, в Екатеринбурге сегодня парк вагонов насчитывает 448 единиц, из них вагонов младше 16 лет, около 40. По сути 90% парка трамвайных вагонов требует замены. И это касается не только Екатеринбурга - эта картина актуальна для всех крупных российских городов. Поэтому города нуждаются в новом подвижном составе.

Да, мы во многом будем зависеть от федерального финансирования. Но так или иначе начнут появляться новые механизмы и новые варианты для обновления парка. Будут ли это концессии, какие-то другие механизмы государственно-частного партнерства или проекты на основе частных инвестиций... Варианты могут быть любые, но то, что есть задача и цели, а также потребность на рынке, - это несомненно. Мы себя чувствуем уверенно. У нас есть основная задача - создать новый отечественный продукт.

Сейчас идем двумя путями - с одной стороны, готовим производственные мощности и работаем над продуктом, с другой стороны, ведем активный переговорный процесс с регионами о приобретении техники и о возможных взаимных проектах и будущих поставках.

- Компания также сейчас работает над созданием электробусов, на каком этапе находитесь? Пока создание нового электробусного парка планируется только в Магнитогорске, или какие-то еще города вышли с такой инициативой?

- Еще Санкт-Петербург сейчас запускает программу перехода на электрический транспорт и активно продвигает эту идею. Мы видим опыт Москвы, Нижнего Новгорода и других городов.

Наша конструкция троллейбуса сразу создавалась как универсальная и с техинтеграцией и переходом троллейбуса к электробусу на автономном ходе. И от нее не отказываемся. Таким образом, мы разработали машину, она сейчас находится на испытательном полигоне. Рассчитываем в ближайшее время завершить весь цикл испытаний и получать одобрение техно-транспортного средства. Так как наши машины унифицированы, они будут двигаться в одном производственном потоке, и, начиная с 2025 года, начнем предлагать рынку не только троллейбусы, но и электробусы.

Сейчас мы начали работу над первой машиной с ночной зарядкой и с запасом хода до 250 км. В следующем году, как только выйдем на определенный этап испытаний, мы передадим на полигон вторую машину - электробусы с ультрабыстрой зарядкой.

- Когда начнется серийное производство?

- В первом квартале 2025 года будем готовы к серийному производству электробусов с ночной зарядкой.

- Какой объем инвестиций был направлен в проект создания электробусов?

- Электробус и любая разработка технического решения - это достаточно затратно. Я не буду называть точную цифру, но она измеряется сотнями миллионов рублей.

- На каком этапе освоение производства газобусов, есть ли какие-то ориентиры по срокам запуска их серийного производства на заводе в Челябинске?

 - Мы считаем, что будущее - за электрическим транспортом, потому наращиваем компетенции именно в этом направлении. План перспективных разработок, которые ведет инженерный центр, предусматривает разработку целого ряда прототипов, в том числе и с использованием принципиально новых видов топлива, например водорода. И если говорить о нашей стратегии развития, то это одно из потенциальных направлений развития продукта.

Такие машины уже разработаны и появляются на рынке на уровне прототипов, но эта работа сталкивается с достаточно большим количеством технических ограничений. Исходя из этого, логичным было бы развивать направление производства электробусов, а затем и водоробусов.

- Какие технические сложности Вы имеете в виду?

- В водородном транспорте есть целый ряд технологических элементов, который на сегодняшний день массово не производится. Соответственно, если какой-то элемент или компонент находится в мелкосерийном единичном производстве, то это резко увеличивает цену изделия. Основная задача разработчиков - найти те решения, которые будут массовыми и приятными по цене.

То есть технически и технологически сегодня собрать такую машину можно, образцы есть. Но готовность именно к массовому производству - это еще тот путь длиной в несколько лет, который необходимо будет пройти. К тому же сейчас многие эксперты и аналитики приходят к тому, что использование водородных электродвигателей могло бы быть неким новым направлением в развитии как грузового, так и пассажирского транспорта.

- Если в среднесрочную перспективу заглянуть, то транспорт будущего, он какой?

- Самое главное - он безопасный, а также удобный. Житель любого населенного пункта хочет с комфортом переместиться из точки А в точку Б, садясь в общественный транспорт. Современная машина должна быть дружелюбной к нашим привычкам и потребностям, легко сочетаться с нашими гаджетами, иметь возможность их подзарядки и подключения.

Кроме того, транспорт должен быть предсказуемым, чтобы человек не терял время, стоя на остановках. Нужно заранее обеспечить возможность видеть, через сколько минут приедет транспорт, и, исходя из этого, спланировать свой маршрут от дома до остановки.

Наши города должны быть чистыми и красивыми. Преимущество в этом вопросе у электрического транспорта - он тихий, быстро разгоняется, имеет низкий уровень выбросов. И да, он красивый! Все перечисленные факторы - безопасность, красота и позитив, экологичность - определяют будущий облик городов.